По материалам периодической печати за апрель 1917 года.
Все даты по старому стилю.
Высокая ценность Ленина и К°
С русской точки зрения цена этой фирмы ломаный грош. Эта бумага что называется, «без цены». Скажу даже, что на мой взгляд эта компания для России имеет отрицательную цену, она вредна для нее.
Ну, а для Германии. Это другое дело. Именно потому, что для России Ленина и К° вредны, они для Германии полезны, полезны, ка бомба могущая быть брошенной в противника. С этой стороны они для германцев имеют положительную ценность. Это видно из разрешения вопроса: почему эта почтенная компания проехала на родину через Германию? Их поступок я отчасти понимаю. Они торопились вернуться в Россию, чтобы помешать реставрации деспотизма, очень торопились. Им, ведь, как детям, часы кажутся днями, а дни годами. К тому же они боялись опоздать к осуществлению большевистских идеалов, похожих на шабаш ведьм на Лысой горе.
Это смягчающие их вину обстоятельства. Они и сами чувствовали неловкость пользоваться услугой врага их родины. Если бы они вдумались в мотив этой услуги, может быть, они отказались бы от нее, если только в них есть хоть чуточку любви к отчизне.
Только этим чувством неловкости можно объяснить оправдание ими своего поступка тем, что—де их не пустили через Францию и Англию. Глупое объяснение. Зачем путать Англию. Довольно Франции. Ведь в Англию помимо Франции попасть нельзя. Но, все равно. Объяснение оказалось лганьем. Послы этих стран в Швейцарии заявили, что Ленин и К° и не обращались за разрешением проезда через эти страны. Но все это дело их совести и политической мудрости. Для нас важен вопрос: почему Германия оказала им эту услугу?
Представьте себе, что Милюков или Керенский попросили бы позволения проехать через Германию,—разрешили бы им? Да ни в жисть! Даже обыкновенных смертных не пропускали и не выпускали.
Известный скрипач Бродский Адольф с женой застигнуты были войною в Австрии и, не смотря на их преклонный возраст, их задержали и отдали под надзор и только усиленные ходатайства американских музыкантов и тамошнего правительства сделали то, что их выпустили.
А, тут, когда кто-то походатайствовал,— даже не правительство и не знаменитости, - о пропуске Ленина и К°, тотчас получился благоприятный ответ: сделайте одолжение, пожалуйте, экстренным поездом вас доставим. Очевидно Ленин и К° в России полезны для Германии, как полезна каждая бомба, брошенная в врага.
По-видимому и тут немец не ошибся в расчете. Уже вчера в газетах было известно, что ленинцы вносят разлагающий элемент в среду рабочих в Питере. Этого еще недоставало! Очень может быть, что это преувеличение. Я думаю, что у рабочих достаточно здравого смысла, чтобы раскусить эту цацу. Но все же лучше было бы, если бы мы вернули Германии брошенную ею нам бомбу и сказала мы ей:
вы их нам бросили,— получите обратно, коли они вам так милы.
Г. Афанасьев.
Большевики
Понемногу у нас появляются товарищи, ученики большевика Ленина:
рабочие завода «Старый Парвиайен» «все уже поняли, все себе уяснили» и в резолюции, напечатанной в «Известиях совета депутатов», постановили, нисколько не слушаясь и, очевидно, не задумываясь над последствиями своих требований:
1) требовать смещения временного правительства, служащего только тормозом революционного дела, и передать власть в руки совета рабочих и солдатских депутатов;
10) произвести немедленный захват помещичьей, удельной, кабинетской, монастырской земель крестьянским комитетом и передать орудия производства в руки рабочих.
Совет рабочих и солдатских депутатов в решении, не допускающем двух мнений и толкований, отошел от Ленина и его учеников, а на последнем заседании совета его товарищ председателя Скобелев, член Госуд. Думы и исполнительного комитета совета, сказал:
„великое возбуждение страстей против временного правительства, совет рабочих и солдатских депутатов и других организаций будет квалифицировано как измена“.
Что еще нужно? Чего ждать? На что надеяться?
Если эти предупреждения не убедительны, не лишне вслушаться в голоса своих, стоящих во главе партии, у кормила российского марксизма, во главе русской революции.
Н. А. Рожков, единица в партии не безразличная; известен он по ссылке многим сибирякам и томичам...
Большевик до революции и в начале ее, послушайте, что он говорит в петроградском социал-демократическом «Вперед»:
"Основное наше разногласие, к которому восходят в конце-концов все другие, касается тактики. Московский комитет, очевидно, считает целесообразной и революционной в данный момент захватную тактику. Такова его позиция в вопросе о 8-часовом рабочем дне; такова же она по существу и по аграрному вопросу, ибо хотя решено "не рекомендовать захвата частновладельческих земель к условиям настоящего момента", но признано, что „в случае совершения захвата необходимо стремиться внести в него возможно большую организованность, для чего рекомендует передачу земли в распоряжение областных крестьянских комитетов"; совершенно очевидно, что эта последняя рекомендация, в сущности, санкционирует захват и открывает самые широкие перспективы для его применения.
Наконец, в органе (ленинского) московского комитета „Социал-Демократ" захватная тактика очень часто рекомендовалась и в отношении к другим вопросам, между прочим, и к политическим (я уже не говорю о других выступлениях „Социал-Демократа", которые с моей точки зрения являются компрометирующими социал-демократию).
По моему глубокому убеждению, захватная тактика, естественная и революционная в борьбе со старым строем, пока он существовал, нецелесообразна и по своим объективным последствиям контрреволюционна теперь, при временном правительстве, торжественно взявшем на себя обязательства, являющиеся залогом продолжения революции в интересах демократии, и ничем пока в целом своем не обнаружившем стремления к нарушению этих обязательств, и при перспективе созыва Учредительного Собрания.
Захватная тактика способна изолировать пролетариат и не только потому, что против него вооружатся другие классы общества, но и по той причине, что она и ее цели утопичны для данного момента, противоречат объективной хозяйственной деятельности: не даром на деле пришлось отступить и от 8-часового дня и „не рекомендовать земельных захватов".
И внести существенные поправки в вопрос о войне.
Кончая письмо, г. Рожков предупреждает всех, что большевистская тактика грозит России контрреволюцией, вносит гибельность, неисправимый вред в ответственное, трудное, многосложное дело устроения освободившейся от векового гнета страны.
Немецкие газеты о Ленине
Корреспондент газеты «Соuriеrе della Sera» сообщает о тяжелом положении Временного Правительства в Петрограде. Среди русских социалистов произошел раскол. Образовались две партии. Одна под председательством Плеханова, а другая — Ленина.
Партия Плеханова идет рука об руку с Временным Правительством и Советом Солдатских и Рабочих Депутатов. Она стоит за продолжение войны против Германии и германских социал-демократов. С приездом Ленина положение изменилось. Фанатик в своих убеждениях Ленин считается сторонником сепаратного мира с Германией. Число приверженцев Ленина якобы растет. Ожидается столкновение этих партий. Ленин стоит якобы ближе, к народу чем Плеханов, и его программа доступнее мало культурным массам России. Он не призывает к войне с германскими социалистами, и стремится (якобы) к общему демократическому миру. Партия Ленина на днях должна одержать верх, что сильно будет содействовать скорейшему заключению мира.
«Веrliner Tageblatt» 21- 4.
Ленин в Думе
Желая реабилитировать себя от многих нападков, которым подвергаются «ленинцы» и «сам» Ленин, последний выступил в Думе на заседании Совета Солдатских Делегатов 17 апреля. Во время перерыва Ленин в частной беседе со мной высказал следующие соображения.
Война, по моему,—сказал Ленин,—должна закончиться братанием народов, должна окончиться, как болгаро-сербская война. Автоматически мы придем к этому. Отсюда не следует вовсе, что надо перестать сразу нам самим воевать. Что касается маршевых рот, я могу сказать следующее. Если для фронта нужны действительно маршевые роты, их надо и слать. Для скорейшего окончания войны надо печатать и распространять на фронте призвания к воюющим солдатам на 2-х языках: русском и немецком.
Что касается моей поездки, о которой так много говорят, я скажу только одно. Сколько я не просил проезда через Англию, мне этого не удавалось, и я был принужден обратиться за пропуском к Германии. Проезд совершался в совершенно запертом вагоне при усиленной страже. Сколько я не старался печатать мои брошюры, мне всюду отказывают: и типографии и рабочие. В конце концов мне удалось сегодня получить корректуру моих брошюр, которые на днях выйдут из печати.
В военном деле я ничего не понимаю и даже не представляю себе, что такое «маршевые роты». Учиться военному делу теперь не буду, да и поздно, но у нас есть военные, хорошо подготовленные.
М. Аптер.
Подарок Кайзеру
Один из наших сотрудников беседовал с г. Лениным. Беседа эта приводится сегодня на страницах нашей газеты.
Комментарии к этой беседе излишни. Когда отечеству грозит опасность, не время слов, а время действий.
Ленинский «застенок» дворец Кшесинской уже занят войсками.
Вчера весь день шла грандиозная манифестация. На Мариинской площади шли толпы народа, возмущенныя провокационными выходками против Милюкова и у всех на устах было два лозунга «Да здравствует Временное Правительство» с «Долой Ленина».
Были группы и с такими плакатами: «Ленина в Германию». И вот последний лозунг, являющийся желанием большинства русских граждан, следовало бы осуществить возможно скорее.
В свободной демократической России не место таким проповедникам. Молодая русская демократия должна быть выше насилий.
Но не отблагодарить кайзера Вильгельма за его подарок, как-то даже неловко.
Возьмем вагон 4 класса; посадим туда Ленина и ту братию псевдонимов и анонимов, которая нашла возможным с ним приехать теперь через Германию,—и отправим обратно к его немецким товарищам Вильгельму II и Гинденбургу.
Вогон также следует запломбировать—революционной печатью.
Так пошлем же граждане революционный гостинец Вильгельму!
Вот то обрадуется.
Демократ.
Приветствия Ленину
Мы, рабочие, собравшиеся на митинг 17 апреля, 2.000 человек, приветствуем возвращение из изгнания ветерана народного движения, непоколебимого борца за социализм, товарища Ленина.
Тов. председат. собр. А. А. Бобков.
***
Привет товарищам Ленину и борцам Интернационала всего мира, особенно томящимся по тюрьмам капиталистических правительств и изгнанникам. Интернационал воскрес!
Мытищи, митинг 1 мая.
Еще по теме:
Что говорят и пишут о Ленине (апрель 1917 года)
О Ленине. За и против (апрель 1917 года)
Ленин о войне и отношении к ней Временного правительства и Плеханова (апрель 1917 г.)
Травля т. Ленина, газеты «Правда» и большевиков (апрель 1917 г.)
Большевики и Ленин. (Апрель 1917 года)
Ленин - первая знаменитость Петрограда (апрель 1917 г.)
|