Официальное сообщение о лево-эсэровском мятеже
Безумное восстание так называемых левых эсэров ликвидировано. Судебная следственная власть выяснит в ближайшие дни точную фактическую картину этой беспримерной авантюры и установит степень ответственности отдельных ее участников, но политический смысл московских событии 6-го—7-го июля уже в настоящий момент совершенно ясен.
Подчиняясь давлению буржуазных классов общества, левые эсэры за последнюю неделю делали все более и более настойчивые усилия к тому, чтобы вовлечь Россию в войну с Германией. Эти усилия выражались не только в указаниях на исключительно тяжкие условия Брест-Литовского договора, но и в распространении чудовищных слухов и подозрений, способных возбуждающим образом влиять на народное воображение.
Сознательные рабочие и крестьяне отдают себе, разумеется, достаточно ясный отчет в тяжести условий Брест-Литовского договора, но и не менее ясный отчет отдают они себе в том, каковы были бы последствия вовлечения истощенной обескровленной России в империалистическую бойню. Оттого подавляющее большинство рабочих и крестьян сознательно отвергало разрыв брестского договора, чего неистово требовали кадеты, правые эсеры, меньшевики и левые эсеры. Неудача демагогической агитации в пользу войны толкнула левых эсеров на путь бессмысленной и бесчестной авантюры. Они решили посредством террористического акта вовлечь Россию в войну против воли рабочих и крестьян.
После того, как 5-й Всероссийский Съезд Советов категорически одобрил внешнюю политику Совета Народных Комиссаров, некий Блюмкин произвел, по постановлению центральнаго комитета левых эсэров, убийство германского посла графа Мирбаха.
Совершая этот провокационный акт, левые эсэры опирались не столько на свой партийный аппарат, сколько на то официальное положение, которое они занимали в качестве Советской партии. При поддержке своей партии Блюмкин проник в состав чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией; воспользовавшись своим официальным положением он захватил в свои руки одни документы, подделал другие, проник под официальным прикрытием своего положения в помещение германского посла и совершил там продиктованное ему центральным комитетом партии убийство.
Одновременно левые эсэры открыто приступили к мятежническим действиям, которые имели своей целью насильственно передать государственную власть из рук Российского Съезда Совета в руки той партии, которая на этом Съезде оказалась в меньшинстве.
Члены центрального комитета левых эсеров пытались развернуть восстание, опираясь на части отряда комиссии по борьбе с контрреволюцией. Этот отряд состоял под командой левого эсера Попова. Вовлеченные в заговор части отряда Попова, усиленные демобилизованными элементами из состава Черноморского флота, выдвинули уличные караулы и патрули, арестовывали отдельных представителей Советской власти, разоружили и обстреливали отдельными группами красноармейцев. В распоряжении мятежников находились пулеметы, орудия и броневики.
Так развернулось 7 июля восстание Советской партии, оказавшейся в меньшинстве против власти Совета.
Успех восстания (если бы эта авантюра могла иметь успех) означал бы: немедленную войну с Германией и крушение Советской власти. Но ни один здравомыслящий человек не мог допустить, что левые эсэры окажутся способными хотя бы на 24 часа удержать в своих руках власть, вырванную из рук рабоче-крестьянских и красноармейских советов. По существу своего положения левые эсэры выступали 6 и 7 июля только как боевая дружина на службе у контрреволюционной буржуазии, для которой они расчищали дорогу.
При этих условиях Совет Народных Комиссаров мог принять только одно решение: в самый короткий срок подавить мятеж, в котором легкомыслие, вероломство и провокация соединялись в одно отвратительное целое. Энергичные действия не замедлили дать результаты в течение нескольких часов. Левые эсэры очистили почту и телеграф, где они хозяйничали в течение 2-х часов.
Среди отряда Попова, после первого обстрела со стороны Советских войск, началось разложение, значительная часть отряда с возмущением относилась к авантюре и стала целиком на сторону захваченных мятежниками в плен представителей Советской власти т.т. Дзержинского, Лациса и Смидовича. Только благодаря этому жизнь их оказалась огражденной от опасности.
Ликвидация мятежа была вполне достойна революционного замысла и всего хода этой постыдной авантюры. Полная растерянность штаба и демобилизация отряда шли параллельно. Поставив перед собой такую цель, как захват государственной власти, вожди левых эсэров, по-видимому, совершенно не оценивали последствия и значения этой совершенно непосильной для них задачи.
Мятежники после ничтожных попыток сопротивления начали посылать в разных направлениях парламентеров, а затем перешли к беспорядочному отступлению. Преследование бегущих идет и сейчас с полным успехом. Число захваченных в плен исчисляется уже сейчас несколькими сотнями. Подробные данные будут представлены правительством на ближайшем заседании Всероссийского Съезда Советов, который скажет свое решающее слово по поводу мятежа 6-го, 7-го июля, так и по поводу всей судьбы так называемой партии левых эсэров.
Северная коммуна 1918 № 031, 9 июля
Копия телеграммы из Москвы всем от 7 июля
Левые с.-р., занявшие обманным путём на несколько часов небольшую часть Москвы и правительственный телеграф, пустили провокационные слухи о свержении Советской власти большевиков, как бы с помощью присоединившегося к ним Московского гарнизона. Сообщаю, что мятеж, поднятый кучкой обнаглевших безумцев, был без труда подавлен Московским гарнизоном оставшимся верным делу рабочего крестьянского Правительства.
Мятежники арестованы. В городе восстановлен порядок.
Завед. Оперативным Отд. Наркомвоен. Аралвод. Завод. Отд. Связи Информации Боярский.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 142, 9 июля (26 июня)
От военно-революционного комитета
Приказ № 1.
В виду тревожного положения, вызванного провокационным убийством в Москве германского посла Мирбаха, военно-революционный комитет Союза Коммун Северной области призывает всех граждан Петрограда к спокойствию и выдержке. Согласно полученных из Москвы сообщений, идущих от Совета Народных Комиссаров, есть основание надеяться, что Советскому правительству удастся избежать международных осложнений и обострения отношения с центральными державами.
В предупреждение выступлений погромных, черносотенных и контрреволюционных банд военно-революционный комитет постановляет:
1) Установить на улицах контрольную поверку всех проходящих автомобилей.
2) Предложить всем гражданам при появлении на улицах иметь при себе документы, удостоверяющие личность.
3) Предложить лицам, получившим разрешение на право ношения оружия, иметь при себе соответствующие разрешения.
4) Воспретить всякие сборища и скопления на улицах и площадях.
Военно - революционный комитет предписывает всем районным советам принять решительные меры к осуществлению настоящего постановления. Неподчинение настоящему постановлению, кем бы оно ни было проявлено, будет рассматриваться как преступное провокационное нарушение революционного порядка. Против нарушителей порядка будут приняты самые решительные меры.
Председатель М. Урицкий.
Секретарь И. Бакаев.
Борьба с мятежниками и окончательная ликвидация авантюры
7 июля, 2 часа дня. В половине второго выяснилось, что левые эсеры всюду бегут.
Совнаркомом разослана всем волостным, уездным, деревенским совдепам Московской губернии следующая телеграмма:
«Разбитые банды восставших против Советской власти левых эс-эров разбегаются по окрестностям. Убегают вожди этой авантюры. Приняты все меры к поимке и задержанию дерзнувших восстать против Советской власти. Все автомобили задерживать. Везде опустить на шоссе шлагбаумы, возле которых сосредоточить вооруженные отряды местных рабочих и крестьян. Есть сведения, что один броневик, захваченный восставшими, бежал за город. Приняты все меры к задержанию этого броневика.
Председатель Совнаркома Ленин».
4 часа дня. Контрреволюционное восстание левых эсеров в Москве совершенно ликвидировано. Лево-эсеровские отряды один за другим обратились в самое постыдное бегство. Отдано распоряжение об аресте и разоружении всех лево-эсеровских отрядов и прежде всего об аресте всех членов центрального комитета партии левых эсеров. Оказывающих вооруженное сопротивление при аресте расстреливать на месте. Арестовано несколько сот участников контрреволюционного мятежа, в том числе видный член партии левых эсеров Александрович, занимавший пост товарища председателя комиссии по борьбе с контрреволюцией и действовавший так же, как действовал провокатор Азеф. Рабочие и красноармейцы призываются к бдительности, и мобилизация сил должна продолжаться. Все члены лево-эсеровских отрядов должны быть обезврежены.
5 часов дня. Для расследования по делу убийства германского посла Мирбаха и организаций контрреволюционного мятежа, так называемых лево-эсеров, Совнарком постановил образовать особую следственную комиссию в составе товарищей: Стучка, Кингиссен и Шейнкмана.
В виду заявления товарища Дзержинского о необходимости ему, как одному из главных свидетелей по делу об убийстве графа Мнрбаха, отстраниться от руководства работой чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, Совнарком назначил временным председателем названной комиссии товарища Петерса. Коллегия комиссии объявляется упраздненной. Петерсу поручено в недельный срок представить Совнаркому доклад о личном составе работников комиссии, для устранения всех ее членов, прямо или косвенно прикосновенных к провокационно-азефской деятельности члена партии левых эсеров Блюмкина.
7 часов вечера. В городе совершенно спокойно. Отдельные выстрелы, раздававшиеся утром, совершенно затихли, трамвайное движение, начавшееся в 9 час. утра, происходит вполне правильно и безостановочно. По улицам ходят усиленные патрули красноармейцев, наблюдающие за порядком. Настроение обывательских масс по отношению к левоэсеровской авантюре резко отрицательное. Рабочие митинги, происходившие на некоторых окраинах, вынесли резолюцию решительного осуждения преступной затее кучке авантюристов.
Рабочие требуют беспощадного наказания господ, решившихся посягнуть на волю Всероссийского Съезда Советов и на самое существование Советской власти и своим безумным шагом толкнувших страну в пучину новых тяжелых испытаний.
Вестник-комиссар по Петроградскому Телеграфному Агентству Леонид Старк.
Северная коммуна 1918 № 031, 9 июля
Еще по теме:
Пятый съезд советов
Убийство графа Мирбаха (6 июля 1918 г.)
Безумное восстание левых эсэров ликвидировано
Преследование мятежников (июль 1918 г.)
Тов. Дзержинский о мятеже 7 июля
Отклики на мятеж (июль 1918 г.)
|