Прощание главнокомандующего английской армией генерала Буллер с своей супругой при отъезде в Трансвааль
Англичане потеряли всякую точку опоры в Натале
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Лондон, 22 октября. По сведениям «Агентства Рейтер», военное министерство не получало известий относительно какого бы то ни было недавнего движения буров по направлению к Колензо или другому месту. Неизвестно, сохранилось ли железнодорожное сообщение с Ледисмитом.
***
Лондон, 22 октября. (Рейтер). Согласно королевской прокламации от 14 октября, на 8 ноября создано 35 батальонов милиции. Военное министерство извещает, что сообщение с Ледисмитом восстановлено.
***
Лондон, 28 октября. (Рейтер). Из Ледисмита сообщают от 20 октября, что повсюду господствует спокойствие. Неприятель не проявляет никакой склонности вступать в бой. Английские орудия заняли сильные позиции вокруг Ледисмита. Настроение войск доверчивое.
***
Лондон, 28 октября. (Рейтер). Вечерние газеты сообщают из Питермарицбурга от 22 октября:
«Ледисмит сегодня совершенно спокоен. Множество женщин и детей выехали ночью из Ледисмита в железнодорожном поезде в сопровождении блиндированного поезда».
***
Лондон, 23 октября. (Рейтер). Опубликованная военным министерством телеграмма передает, что министерство колоний получило известие, что британские войска отступили от Колензо и сосредоточены к югу. Военное министерство присовокупляет, что не получало известий о сражении в этой местности.
***
Лондон, 23 октября. (Рейтер). До 2 час. пополудни военное министерство не получало более известий из Ледисмита. Полагают, что телеграфное сообщение еще не восстановлено.
***
Капштадт, 23 октября. (Рейтер). В Мефкинге с 1 октября никто не был убит. Когда Кронье прислал гонца с предложением сдать город, Баден-Науэль ответил, что даст Кронье знать, когда ему надоест сопротивляться.
***
Сидней, 23 октября. (Рейтер). Первый министр Нового Южного Валлиса обратился к другим австралийским первым министрам с предложением послать еще один военный отряд в Южную Африку, назвав его «австралийским контингентом».
***
Париж, 23 октября. «Gaulois» сообщает, что принц Монакский прислал 2,000 фр. французским дамам, организующим лазарет для Иоганнесбурга.
«Intransigeant» сообщает, что один поручик конных егерей подал в отставку, чтоб отправиться в Трансвааль, где Лейдс назначил его полковником кавалерии.
***
МОСКВА, 24 октября.
Первый период южно-африканской войны, возгоревшейся между Англией и Трансваалем, быстро пришел к концу. Не прошло еще и трех недель со времени отклонения ультиматума из Претории, а борьба за военное преобладание в соседней с Трансваалем английской области, Натале, может считаться уже совершенно законченной и при том в пользу буров.
Английские войска, собранные в этой области, вынуждены были ее очистить, предоставив неприятелю все прежде занятые ими укрепленные места и отодвинувшись к городу Ледисмиту, в котором находится их главная квартира, главный штаб и войска всех родов оружия, которые уцелели после нанесенных им в короткое время поражений. Основываясь на сведениях, опубликованных английскими военачальниками и военными корреспондентами английских газет, можно уже подвести итог всем произведенным военным операциям, которые представляются в следующем виде.
Буры держат в осаде главные силы англичан в Ледисмите, окружив его на расстоянии всего нескольких верст. Войска Трансвааля надвинулись с востока, со стороны Эландслаагте, и в то время, как северный фланг их приближается к городу, занимая ближайшие высоты своими тяжелыми орудиями, их южные колонны направились к станции Колензо и приготовляются разрушить в этом пункте мост, ведущий через реку Тугелу на железнодорожной линии, соединяющей Ледисмит с приморской гаванью Дурбан.
В это самое время вспомогательные отряды буров, выставленные Оранжевой республикой, успели соединиться, как на северном, так и на южном фланге с войсками Трансвааля. Как нетрудно было заметить, трансваальские полководцы поспешили воспользоваться плодами своих побед, одержанных 18-го и 19 го октября в окрестностях Ледисмита, в ночь на среду на прошлой неделе они выдвинули снова свои полки в боевом порядке и снова вступили в бой с англичанами, расположенными вне города, у горы Умбамбана. Снова орудия буров громили английские полки, которые не отважились выступить из-за своих прикрытий.
Положение генерала Уайта и находящихся под его командой отрядов считается до того критическим, что даже в Лондоне сомневаются в возможности их отступления к югу, а если это и совершится, то не иначе, как с оставлением в руках неприятеля английского лагеря при Ледисмите, со всеми находящимися в нем запасами провианта - амуниции. Подобная утрата признается особенно тяжкой после того, как англичане за два дня потеряли несколько сот солдат убитыми и оставили уже на пунктах своего поражения значительную часть артиллерии и весь военный обоз, включавший в себя 1,500 мулов, не говоря уже о двух пехотных полках, которые накануне сдались бурам на капитуляцию.
Сам главнокомандующий в Ледисмите, генерал Уайт, в своем донесении английскому военному министру, называет свое поражение „разгромом". Он пишет буквально следующее:
„я лично приготовил весь план, и один приводил его в исполнение, и я же являюсь причиной постигшего мои войска разгрома"!
Теперь невольно всякий убеждается в том, что англичане умышленно извращали истину, преувеличивая свои военные подвиги. Кто не знает теперь значения пресловутой победы англичан при Гленке? Англичане выдали за блестящую победу удачную стычку свою с неприятелем, не доставившую им никаких существенных результатов и только на время отсрочившую их окончательное поражение.
Невольно приходится думать, что вся эта шумиха была направлена к тому, чтобы воодушевить членов заседавшего еще в то время парламента и побудить их к одобрению действий правительства и к разрешению крупных военных расходов. Как не искренние и фальшивые, действия английских политиков не могут вызнать сочувствии ни с чьей стороны, и англичане не должны удивляться, если все страны света радуются успехам более скромных и правдивых буров и искренно желают им дальнейших удач.
Повсюду господствует уверенность в том, что англичане потеряли всякую точку опоры в Натале, что им остается лишь окончательно очистить его от своих войск и отступить на территорию более южных своих владений, где они, вдали от беспокоящего их неприятеля, могут собраться с новыми и свежими силами и приготовиться к новому походу против южно-африканских республик, обеспечив себе успех более благоразумным планом действий, порученных к исполнению более способным полководцам.
Собственно говоря, английский главнокомандующий, — тот, которому правительство королевы Виктории передало полномочия на командование войсками в Южной Африке и на ведение войны с Трансваалем,—еще пальцем не тронул для выполнения возложенной на него задачи. Этот главнокомандующий, генерал Буллер, только прибыл в Капландию во вторник на прошлой неделе, на другой день после тяжких поражений, претерпенных английскими войсками в Натале, коими временно командовал генерал Уайт. Может быть, генерал Буллер и обладает гением полководца, может быть он доставит Англии окончательное торжество и утвердит ее владычество и верховенство над всеми областями, находящимися севернее Капландии и стремящимися к освобождению от английского покровительства и влияния; но во всяком случае, по мнению сведующих европейских политиков, рано думать теперь о скором окончании англо-трансваальской распри.
Английское правительство, если бы даже министерство лорда Сплюсбери сменилось другим, в настоящую минуту менее всего расположено будет к уступчивости в своих притязаниях, предъявленных Трансваалю.
Англия — слишком могущественное государство, оно слишком заинтересовано в успехах своей исконной политики в Южной Африке, чтобы отречься от намеченных задач, в виду поражений, претерпленных некоторыми ее полками при первом столкновении с бурами.
Гордость английского народа, уверенного в несокрушимости его колониальных владений в Азии и Африке, не усмирится вследствие неудач, постигших генералов Юля и Уайта. Эта неравная борьба затянется очевидно надолго...
Московский листок, № 296, 24 октября 1899 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Военная организация буров — тип вооруженной нации
Англичане потеряли всякую точку опоры в Натале
В Бечуаналанде некоторое число африкандеров открыто присоединялись к бурам
|