Совсем недавно разместил материал о злоключениях танго, гонениях на него. Но, как оказывается, не все обстояло так плохо. В прессе, пусть пока и робко, но появляются статьи в защиту этого танца. Сегодня как раз одна из таких статей 100-летней давности.
Танго.
(Письмо из Москвы)
С далекого Запада, из-за Атлантического океана, волна тангомании перекинулась в Европу и уже докатилась до сердца России. В Москве исполняют танго не только у Яра, у Максима и в других шато-кабаках разного разряда, но и в театре Ртищевой каждый вечер и в частных домах.Танго—салонный, аргентинский, бразильский, мексиканский— обошел все кинематографы Москвы и дождался даже публичного диспута в большой аудитории политехнического музея.
Диспут о танго!
До сих пор бывали диспуты о ценности жизни, о Леониде Андрееве, о Сологубе, о современной молодежи, о задачах искусства и т. п. Если танго удостоился диспута—значит это тема интересная, животрепещущая.
Действительно, диспут собрал полную аудиторию, вмещающую до тысячи человек; преобладала молодежь обоего пола; но не мало было и пожилых людей. Незадолго перед тем прекрасная лекция писателя Тана на такую тему, как «Ценность жизни и жажда бессмертия», не собрала и половины аудитории.
Неужели танго интереснее?
Художник Томашевский выступил в качестве апологета танго; он охарактеризовал значение танца вообще и его развитие у народов—каждая историческая эпоха имела танец, характерный для нея; в свое время увлекали людей и степенный менуэт, и легкомысленная полька, и головокружительный вальс, и огненная мазурка. Но теперь эти танцы умирают, они отжили свое время.
Им на смену пришли матчиш, кекуок, стип, бостон,—но дальше кафешантанных эстрад почти не проникли. Айседора Дункан и другие босоножки пытались воскресить классические танцы древней Эллады, и одно время казалось, что культурное человечество сбросить свои одежды и пустится в пляс, подобно грекам далекого прошлого. Но, увы! для классических танцев в одежде Дункан нужно обладать красивыми формами тела. Всякая гармония музыки и движений будет испорчена, если обнажить косматые ноги, сутулую спину, впалую грудь современного горожанина.
Запрятанный в каменный мешок небоскреба, согнутый с утра до вечера над конторкой, прилавком, станком, лишенный воздуха и солнца, этот горожанин утратил красивые формы тела, а прыгать козлом по зале в польке иди мазурке ему смешно. Век аэропланов, автомобилей, беспроволочного телеграфа должен иметь и свой соответствующий танец, и таковым является танго, открывающий новую эру, призванный омолодить одряхлевшее, удрученное делами, погибающее от скуки серой обыденщины человечество.
Танго родился в пампасах Аргентины; это—танец пастухов, которым они развлекаются в длинные вечера в ранчо, затерянных в степи. Танго это—ритмизированная прогулка, во время которой руки танцоров даже не соприкасаются; значит, первоначально это был самый скромный, плавный танец под звуки довольно однообразной, но характерной музыки, которую легко исполнять на простых инструментах.
Но из пампасов танго попал в кабаки и публичные дома Буэнос-Айреса, Рио-де-Жанейро и там видоизменился; соприкасаются не только руки танцующей пары, но и тела, движения сделались резче, изгибы чувственнее. В штатах Сев. Америки в танец вставили движения, вовсе ему несвойственные, взятые из бостона, стипа—как приседание на корточки, вскидывание ног, опрокидывание женщины на спину в позе полной отдачи.
В таком виде танго проник уже в Европу под названиями бразильский, аргентинский, мексиканский; в этом виде он годился для шато-кабаков, но не для салонов. Поэтому его почистили, освободили от кабацких поз и жестов, сделали «салонным»; в Париже его танцуют даже принцессы и известный поэт, академик Жан Ришпэн находит его очаровательным и приветствовал в торжественной речи, произнесенной в чопорном институте. Танго овладел Парижем: в домах танцуют салонный, но в ночных ресторанах любуются и всяким другим; и чем ниже разряд «заведения», где танцуют танго, тем ближе танец к американскому, не первообразу, а исправленному и дополненному любителями.
Римский папа издал интердикт на танго, французский президент изгнал его из своих салонов. Но танго победоносно шествует по Европе, завоевывая симпатии народных масс, вопреки всем воплям моралистов и запретам власть имущих.
В чем же секрет обаяния танго?
Именно в том, что это—танец, приспособленный к современному обитателю каменных пустынь, называемых городами; чтобы его исполнять не нужно снимать свою черную одежду, почти монашескую, не нужно прыгать козлом, как в польке или мазурке, вертеться волчком, как в вальсе. Танго—это ритмический шаг, нервный, быстрый, как нервна современная городская жизнь; мускулы, застывшие от сидячего образа жизни, получают необходимую гимнастику, но не чрезмерную. Фигуры танго великолепно приспособлены к современной змеевидной женщине в узком платье с разрезом.
Танго обвиняют в «сексуальности». Да, он сексуален, но разве не все танцы в основе своей сексуальны? Даже у животных любовный экстаз нередко выражается пляской самца вокруг самки, перед самкой, чтобы очаровать ее. У всех народов любовь и танец идут рука об руку; достаточно вспомнить гиеродул древности, гейш и баядерок современности.
Танго сексуален, но вполне приличен; неприличным можно сделать любой танец - все зависит от исполнителей; в кабаках танцуют простую польку так, что культурному человеку смотреть тошно. Освободите танго от кабацкого пошиба—и останутся плавные, скромные движения тела, чуть соприкасающиеся руки; и только взоры, устремленные друг на друга, могут выражать любовный экстаз.
Так говорил докладчик и в пояснение показал несколько световых картин, изображавших некоторые фигуры танго, положение рук и ног, никогда не скрещивающихся, как он уверял.
Аудитория была расположена в пользу танго, почти покорена докладчиком. Но он сделал крупную ошибку: хотел показать при помощи кинематографа приличный танго; но салонного почему-то не нашлось и на экране замелькала пара, исполнявшая позы танго нео-аргентинского... Аудитория заволновалась, послышался смех, шутки «вот так целомудренный танец»! Все оправдания докладчика не помогали, и акции танго упали на 50%.
Докладчик собрал не много аплодисментов; зато оппоненты, разделавшие и танго, и доклад с разных точек зрения, вызывали бурю приветствий. Аудитория показала, что танго, быть может, будет у нас временным увлечением, но не сделается прочной привязанностью, никакого начала новой эры не положит.
Это—покушение с негодными средствами.
Скромный салонный танго довольно скучен; его танцуют одни, идут смотреть другие именно из-за экстравагантных, двусмысленных поз, разных «трюков».
Уничтожьте их—и танго быстро сойдет со сцены. Современному горожанину, изнывающему в однообразном труде, лишенному солнца, оторванному от природы, нужны развлечения, щекочущие усталые нервы; поэтому он наполняет кинематографы, демонстрирующие ужасные драмы; поэтому ему нравится пряное, чувственное танго. В современной жизни мало высших интересов, все серо и скучно; на таком фоне—и танго хорошо.
В. А. Обручев.
Еще по теме:
Все мы немного аргентинцы
Танго, танго...
Танго, танго... 2
Танец «Танго»
|