По материалам периодической печати за апрель 1917 года.
Все даты по старому стилю.
Крестьяне и крестьянки!
Над нашей страной взошла заря новой жизни. Россия стала свободной. Ее не душит больше царское правительство с его губернаторами, становыми и земскими начальниками. Через несколько месяцев народ изберет своих депутатов во Всероссийское Учредительное Собрание, которое установит новые порядки и распределит землю так, чтобы не было безземельных и малоземельных крестьян.
Но трудное время переживает сейчас Россия. Война, какой не бывало еще на свете, держит в окопах миллионы солдат, ваших сыновей и братьев. Часть земли осталась без обработки прошлым летом; в иных губерниях был неурожай; в иных— дурная погода и недостаток рабочих рук не дали убрать хлеб с поля. Прежнее правительство погноило без толку много всякого провианта, и стало мало хлеба в России. Оскудели хлебные запасы, оскудел и подвоз хлеба к фронту и городам. Наши братья-солдаты, обороняющие Россию, часто идут в бой полуголодные. В больших городах народ по многу часов стоит в очереди у лавок, чтобы получить хотя по фунту хлеба на человека.
Но последние запасы на исходе, а в деревнях—не только у помещиков, но и у крестьян—есть еще не проданный хлеб. Правда, что у них его немного. Но всем приходится теперь урезывать свое довольствие, и, если вы поймете это, почти у каждого найдется сколько-нибудь хлеба на продажу. Так спешите же продавать его,—иначе на фронте и в городах настанет настоящий голод.
Грех тому, кто в такое время держит у себя хлеб по жадности или по нерадению. Грех тому, кто забывает в такое время армию и трудящийся городской народ. Такие люди не имеют ни сердца, ни разума. Не понимают они своей вины перед родиной; не понимают, какие беды они могут накликать на всю Россию. С голодом начнется смута: найдутся люди, что будут винить во всем новое правительство и добиваться возвращения старой власти со всеми ее порядками. В смуте пропадет свобода. Пропадет и надежда на землю для малоземельных, потому что некому будет позаботиться о бедных людях и о новых справедливых порядках.
Подумайте об этом, крестьяне; растолкуйте тем кто не понимает. Будьте кормильцами земли русской и армии своей. Торопитесь везти хлеб к станциям и пристаням. Не жалейте для этого ни сил своих, ни лошадей. Когда минует тяжелое время, обновленная родина наша сторицею окупит всякий честный труд и всякую жертву.
Вы знаете трудовую группу, которая всегда защищала ваши права в Государственной Думе, требовала еще при старом правительстве земли для крестьян и свободы. Услышьте же теперь ея голос и отзовитесь на ея призыв!
Центральный Комитет Трудовой Группы.
26 апреля 1917 г.
«Добровольное соглашение» между помещиками и крестьянами?
Вот печатаемый сегодня в «Дне» текст телеграммы министра Шингарева, упомянутой вчера в передовице нашей газеты:
«Ознакомившись с постановлением раненбургского комитета по поводу посева хлебов, считаю своим долгом заявить, что самостоятельное разрешение земельного вопроса недопустимо без общегосударственного закона. Самоуправство поведет к государственной беде и подвергнет опасности дело свободы, вызвав распри. Решение земельного вопроса по закону—дело Учредительного Собрания. В настоящее время на местах будут образованы примирительные земледельческие камеры для добровольного соглашения между земледельцами и землевладельцами при волостных продовольственных комитетах. Вопрос об аренде пустующих земель также спешно разрабатывается. Во имя общего порядка прошу руководствоваться постановлениями Временного Правительства и не устанавливать самовольно подобия законов».
Похоже ли это на «демократию», на «народную свободу», если крестьяне, составляющие заведомое, безусловное, громадное большинство населения, не имеют права принять и провести в жизнь свое решение, а должны ждать «добровольного соглашения» землевладельцев с земледельцами?
Один землевладелец, имеющий 2.000 десятин земли,— и триста крестьянских семей, имеющих 2.000 дес. земли. Таково, на круг, положение дела в России. Триста крестьян должны ждать «добровольного» согласия одного помещика!!
Правильно ли это, товарищи солдаты?
Н. Ленин
Духовенство и революция
Солдаты, возвращающиеся с побывок в действующую армию, рассказывают много интересного.
В общем, настроение деревни самое бодрое, жизнерадостное и деятельное. К будущему относятся радостно и «уповают». Но отмечают также и существенные недостатки, в которых жила и продолжает жить деревня.
Это—почти полное отсутствие газет и литературы.
Однако, эти недостатки по своему заполняют местные батюшки, и в наши дни они оказываются продуктом тех же самых жалких условий, в которых существовали до сего времени. Деревенское духовенство в массе стоит далеко в стороне от революции и, конечно, не разделяет многих лозунгов, провозглашенных в деревне. Мало того: пользуясь своим влиянием, оно искажает действительность в том смысле, как это находят для себя нужным.
Так, в одном из уездов Калужской губернии один батюшка в воскресной проповеди утверждал, что у нас в России будет царем Михаил 2-й, который уже дал согласие на занятие престола, но только дожидается, чтобы ему выразила доверие вся земля. Поэтому он обращается к пастве с просьбой—выразить Михаилу 2-му это доверие, а если не выразят, то Михаил 2-й обидится и на русский престол не вступит, а тогда настанет время, подобное татарщина или разиновщине.
«Поэтому покаемся и всей землей будем просить богоданного Михаила 2-го помазаться на царство. Два раза русская земля будет спасена Михаилами— Михаилом 1-м в 1613 году и Михаилом 2-м в 1917 году!»
Приехавший в деревню ефрейтор, узнав о содержании проповеди, поговорил с батюшкой наедине, потом при людях. В конце концов, батюшка признался, что обо всем, что он говорил в проповеди, он слышал в Калуге от местного лавочника, а сам газет «не читает принципиально». Ефрейтор занялся просвещением крестьян, и теперь настроение деревни выразилось определенно: никаких Михаилов, хотя бы и вторых, она не хочет, а получать верные сведении и из первых рук хочет даже очень, и просила ефрейтора проездом в Петроград заехать в Государственную Думу и попросить «рабочих-солдат» высылать самые верные газеты по их усмотрению.
Батюшка мигом был переведен на довольствие по таксе и за каждую требу получает определенное вознаграждение с условием, что в политику больше вмешиваться не будет.
Другой солдат вернулся из Смоленской губерний и рассказывал нечто серьезнее: батюшка ходил на первый день Пасхи с образами по домам и рассказывал, что все солдаты убежали с позиций и хотят отдать русскую землю немцу. Поэтому он просил всех прибывающих солдат немедленно схватывать и отправлять в города, потому де, что теперь никому из солдат отлучаться не велено, а всякий отлучившийся — анафема и дезертир. Если же этого сделано не будет, то появятся какие-то георгиевские кавалеры и переловят всех солдат и тех, кто дает им пристанище.
Это обстоятельство очень испортило солдатику побывку. Он долго объяснял происшедшее в деревне, указывал, что ничего подобного не было и быть не могло, что батюшка нарочно натравливает крестьян на солдат, чтобы посеять смуту.
К счастью, у солдата нашлись при себе газеты, которыми он мог убедить общество о настроении в армии, и вся деревня выразила попу своему недоверие.
Конечно, рассказанные случаи — ничтожные крупинки, но они очень характерны для переживаемой эпохи. Одно ясно, что духовенство ничего не забыло из прошлого и ничему не научилось. Его политика— расчет на народную темноту.
Поэтому как можно скорее литературу и газету в деревню, а вместе с ними—агитаторов. Солдаты — идеальнейшие агитаторы, и всякий отпускной должен везти с собой как можно больше литературы. Сколько бы он с собою ее не взял, много не будет.
Н. ФАЛЕЕВ.
Резолюция по аграрному вопросу
(принята 28 апреля на Всероссийской конференции всеми при 11 воздержавшихся)
Существование помещичьего землевладения в России есть материальный оплот власти крепостников-помещиков и залог возможного восстановления монархии. Это землевладение неизбежно осуждает подавляющую массу населения России, крестьянство, на нищету, кабалу и забитость, а всю страну на отсталость во всех областях жизни.
Крестьянское землевладение в России, как надельное (общинное, подворное), так и частное (арендованная и купчая земля), снизу доверху, вдоль и поперек окутано старыми, полукрепостническими связями и отношениями, делением крестьян на разряды, унаследованные от времен крепостного права, чересполосицей и т. д. и т. п. Необходимость сломать все эти устаревшие и вредные перегородки, необходимость «разгородить» землю, перестроить все отношения землевладения и земледелия заново, применительно к новым условиям всероссийского и всемирного хозяйства, составляет материальную основу стремлений крестьянства к национализации всех земель в государстве.
Каковы бы ни были мелкобуржуазные утопии, которыми все народнические партии и группы облекают борьбу крестьянских масс против крепостнического помещичьего землевладения и против всех крепостнических пут всего землевладения и землепользования в России вообще, сама эта борьба выражает собой вполне буржуазно-демократическое, безусловно прогрессивное и экономически необходимое стремление к решительной ломке всех этих пут.
Национализация земли, будучи буржуазной мерой, означает наибольшую возможную и мыслимую в капиталистическом обществе свободу классовой борьбы и свободу землепользования от всех небуржуазных придатков. Кроме того, национализация земли, как отмена частной собственности на землю, означала бы на практике такой могучий удар частной собственности на все средства производства вообще, что партия пролетариата должна оказать всякое содействие подобному преобразованию.
С другой стороны, зажиточное крестьянство России давно уже создало элементы крестьянской буржуазии, и столыпинская аграрная реформа, несомненно, усилила, умножила, укрепила эти элементы. На другом полюсе деревни столь же усилились, умножились сельскохозяйственные наемные рабочие, пролетарии и близкая к ним масса полупролетарского крестьянства.
Чем решительнее и последовательнее будет ломка и устранение помещичьего землевладения, чем решительнее и последовательнее будет буржуазно - демократическое аграрное преобразование России вообще, тем с большей силой и с быстротой будет развиваться классовая борьба сельскохозяйственного пролетариата против зажиточного крестьянства (крестьянской буржуазии).
В зависимости от того, удастся ли городскому пролетариату повести за собой сельский и присоединить к нему массу полупролетариев деревни, или эта масса пойдет за крестьянской буржуазией, тяготеющей к союзу с Гучковым, Милюковым, капиталистами и помещиками и к контрреволюции вообще, —в зависимости от этого определится судьба и исход русской революции, поскольку начинающаяся пролетарская революция в Европе не окажет на нашу страну своего непосредственного, могучего влияния.
Исходя из такого классового положения и соотношения сил, конференция постановляет:
1) Партия пролетариата борется всеми силами за немедленную и полную конфискацию всех помещичьих земель в России (а также удельных, церковных, кабинетских и пр. и пр.).
2) Партия решительно выступает за немедленный переход всех земель в руки крестьянства, организованного в Советы Крестьянских Депутатов или в другие действительно вполне демократически выбранные и вполне независимые от помещиков и чиновников органы местного самоуправления.
3) Партия пролетариата требует национализации всех земель в государстве; означенная передача права собственности на все земли в руки государства, национализация, передает право распределения землей в руки местных демократических учреждений.
4) Партия должна решительно бороться как против Временного Правит., которое и устами Шингарева и коллективными своими выступлениями навязывает крестьянам «добровольное соглашение с помещиками», т. е. на деле помещичий характер реформы, и грозит крестьянам карами за «самоуправство», т. е. переходом к насилию со стороны меньшинства населения (помещиков и капиталистов) против большинства, так и против мелкобуржуазных колебаний большинства народников и меньшевиков с.-д., советующих крестьянам не брать всей земли до Учред. Собрания.
5) Партия советует крестьянам брать землю организованно, отнюдь не допуская ни малейшей порчи имущества и заботясь об увеличении производства.
6) Все вообще аграрные преобразования могут быть успешны и прочны лишь при полной демократизации всего государства, т. е., с одной стороны, при уничтожении полиции, постоянной армии и фактически привилегированного чиновничества, а с другой стороны, при самом широком, вполне свободном от надзора и опеки сверху, местном самоуправлении.
7) Необходимо немедленно и повсеместно приступить к отдельной самостоятельной организации сельскохозяйственного пролетариата как в виде Советов Депутатов от сельскохозяйственных рабочих (а также особых Советов Депутатов от полупролетарского крестьянства), так и в виде организации пролетарских групп или фракций в общих Советах Крестьянских Депутатов во всех органах местного и общегородского управления и т. д. и т. д.
8) Партия должна поддержать почин тех крестьянских комитетов, которые в ряде местностей России передают помещичий живой и мертвый инвентарь в руки организованного в эти комитеты крестьянства для общественно-регулированного использования по обработке всех земель.
9) Партия пролетариата должна советовать пролетариям и полупролетариям деревни, чтобы они добивались образования из каждого помещичьего имения достаточно крупного образцового хозяйства, которое бы велось на общественный счет Советами Депутатов от сельскохозяйственных рабочих под руководством агрономов и с применением наилучших технических средств.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Революция. Апрель 2017 года. Действия Временного Правительства
Революция. Манифестация и митинг воинов - инвалидов. 16 апреля 1917 года
Революция. «Отечество в опасности!»
Революция. Тревога за расстройство тыла
Революция и крестьянский вопрос (апрель 1917 г.)
Революция. К текущему положению. 20-22 апреля 1917 г.
|