По материалам периодической печати за июль 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Правительственный кризис
Москва 4 июля (17 июля).
Развитие русской революции совершается необычайно быстро. Менее двух месяцев просуществовало временное правительство первого состава. Немногим больше двух месяцев стояло у власти коалиционное правительство, и опять мы переживаем министерский кризис. Происходит новая группировка политических сил, перестраивается революционный фронт.
Министры, выходящие из состава временного правительства, указывают, какие причины побудили их сложить свои полномочия. Эти причины лежат в характере нашей иностранной политики, в недостаточно настойчивом стремлении к проявлению сильной власти и в последней постановке украинского вопроса. Мы уже высказывались по существу этих проблем, и нам придется еще возвратиться к ним.
Но в самый момент кризиса следует прежде всего оценить происходящие явления в более широкой перспективе. Как ни важны вопросы, из-за которых вчера распалось второе революционное министерство, в них заключен не весь материал, который необходимо привлечь для правильного освещения последнего этапа русской революции.
Что означало в свое время сформирование коалиционного министерства?
Появление новых, больших, достаточно организованных революционных сил, реальное влияние которых на ход политической жизни страны было так велико, что его нельзя было не учесть в составе того органа, который является высшим носителем государственной власти. Временное правительство революционной страны не только в своих действиях, но и в своем партийном составе не может не отражать господствующих политических настроений, иначе оно рискует фактически утратить власть.
Именно это и произошло в середине апреля. Те политические силы, которые приобретали в стране все большее значение были организованы вне временного правительства и почти что вовсе не были представлены в нем. Отсюда то двоевластие, о котором так много писала наша апрельская публицистика, или, другими словами, то безвластие, которое повело к созданию ныне распавшегося министерства.
Коалиционное министерство есть министерство сотрудничества людей различных партий. Идея коалиционного министерства основана на том, что лица, собравшиеся в нем, имеют в виду единое общее дело, настолько важное, что разногласия, разделяющие их, отступают на второй план.
Этим важнейшим делом, отодвигавшим все остальное, было для временного правительства сохранение завоеваний революции до созыва Учредительного Собрания, ведение войны до мира на провозглашенных им началах и борьба с анархией, все проявления которой гибельны для революции и для государства. Составом коалиционного правительства и этими задачами определялся «революционный фронт». Но это политическое построение оказалось непрочным.
Подлинный характер политического фронта определяется не только, даже не столько составом правительства, сколько настроением страны. Сотрудничество министров имеет реальный смысл в том случае, если существует сотрудничество всех тех групп населения, которые представлены объединившимися руководителям партий. Коалиционное правительство есть правительство политического перемирия, а не напряженной политической борьбы, т. е. правительство социальных соглашений, а не социальной войны. Когда страна живет под знаком крайнего обострения классовых противоречий, коалиционное министерство не имеет под собой твердой почвы. В стране не существует в данный момент того «единого фронта», который сконструирован был в коалиционном министерстве, и несколько раньше или несколько позже это министерство, к сожалению, должно было пасть.
Мы пишем: «к сожалению». Ибо именно то соглашение, которое состоялось в конце апреля, заключало в себе ценную гарантию сплочения демократических сил страны для достижения общих государственных задач. В стране, как показал опыт последнего времени, это соглашение отклика не встретило. Для москвичей, которые еще не позабыли характера недавней нашей предвыборной борьбы, это должно быть особенно очевидно. Здесь левый фланг боролся с правым флангом «единого» фронта так как, будто революции угрожает опасность не со стороны германского или анархистского фронта, а со стороны какой-либо из групп, представленных в коалиционном министерстве. И то же совершалось во всей стране.
Мы считаем, что отсутствие коалиции является для русской революции великим ущербом. Но мы полагаем, что коалиция разрушается отнюдь не выходом из состава временного правительства четырех членов партии народной свободы; министерский кризис отражает лишь то, что происходит в стране. В самом населении взаимного доверия, готовности к соглашению,—словом, коалиции все равно уже нет.
Руководство государством почти целиком попадает теперь в руки сравнительно более умеренных социалистических партий, которые в течение последних месяцев в известной мере приспособились к неприятию власти. То обстоятельство, что в составе правительства остаются кн. Львов и еще несколько министров не социалистов, партийной окраски нового министерства не изменит.
Можно думать, что обновленное правительство, более единое в своем составе, чем коалиционное, почувствует себя на первых порах сильнее последнего. Возможно также, что оно с большой энергией примется за разрешение ближайшей задачи борьбы с тем государственным разложением, которое несомненно налицо. Удастся ли ему разрешить эту задачу, это—вопрос, о котором в сложной обстановке наших дней гадать не приходится.
Русские Ведомости № 150, 4 июля
Петроград, 5 июля 1917 г.
Из рядов Временного Правительства ушли все министры, принадлежащие к партии народной свободы.
Основанием для выхода послужила декларация Временного Правительства по Украинскому вопросу.
По их мнению она предрешает волю Учредительного Собрания по отношению к форме будущего устройства России. Коли бы это было так, нужно было бы признать протест вышедших Министров правильным, их уход действием высоко государственным, ибо Временное Правительство, все члены входящие в него, должны сугубо блюсти права Учредительного Собрания и не связывать его волю в тех вопросах, которые ему одному надлежит решить.
Но как бы далеко в этом акте не шли уступки Временного Правительства национальным желаниям украинцев, акт этот не раздробляет государство, в нем нет отделения Украины.
Россия, как до его издания, так и теперь, едина, ее государственная целостность не нарушена. Наоборот в Декларации определенно и ясно указано, что вопрос о национально-политическом устройстве Украины и о способах решения в ней земельного вопроса должен быть разрешен Учредительным Собранием.
Правда Временное Правительство обещает отнестись сочувственно к проектам национально-политического устройства и земельного вопроса, разработанным Украинской Центральной Радой, но обещает это Правительство за себя—для внесения этих проектов в Учредительное Собрание.
Таким образом дважды подчеркивается суверенитет народной воли всей России в лице ее органа единственно правомочного решать судьбу, государственного строя страны. Вот почему русская демократия, которой единство России и суверенитет Учредительного Собрания, не менее дороги, чем министрам из партии народной свободы, не станет на сторону политических деятелей, сложивших с себя бремя участия в государственном управлении.
Не будучи правы по существу, ушедшие министры должны нести ответственность и на момент, который они избрали для своего ухода. Ни внутреннее, ни внешнее наше положение не таковы, чтобы легко можно было пережить правительственный кризис.
Чтобы вывести страну из ее тяжелого состоянии необходимо напряжение всех активных сил—сил граждан, партий, ее лидеров. Нужно единство устремлений, и там где это единство было или налаживалось, не разбивать его с государственной точки зрения необоснованными конфликтами.
К терниям, которыми в изобилии усеян путь нашего государственного строительства, партия народной свободы прибавила сейчас свою долю, но революционная демократии стала уже твердо на путь государственного строительства и никакие трения, никакие препятствия не задержат ее движения вперед.
Уход министров К.-Д.
Переговоры с украинскими политическими деятелями делегированных в Киев министров: И. Г. Церетели, М. И. Терещенко, А. Ф. Керенскаго и Н. В. Некрасова (уехавшего перед окончанием переговоров) приняли срочный характер; был выработан проект постановления, определяющий положение Украйны, который должно было опубликовать Временное Правительство. Рада настаивала на ответственности перед нею членов будущего украинского генерального секретариата.
Министры, находившиеся в Киеве, вызвали на главный телеграф всех остальных членов Временного Правительства, причем полагалось выяснить отношение Временного Правительства по телеграфу. Однако, представители партии народной свободы заявили, что вопрос слишком серьезный для решения его таким образом. Было постановлено отложить окончательное решение вопроса до приезда министров из Киева.
2 июля из Киева вернулись М. И. Терещенко, А. Ф. Керенский и И. Г. Церетели. В тот же день на квартире князя Г. Е. Львова было назначено заседание Временного Правительства, на котором приехавшие сделали подробный доклад о всех происходивших в Киеве переговорах. Тут же было прочитано проектируемое постановление Временного Правительства об Украйне. Было указано, что этот текст должен быть принят без каких-либо изменений. Допускалась лишь замена опубликования постановления Временного Правительства деклараций по украинскому вопросу.
Министры к.-д. заявили, что текст соглашения их не удовлетворяет, что в нем много неясностей и недоговорок. Со стороны министров к.-д. было заявлено, что Церетели и Терещенко были делегированы Временным Правительством исключительно для выработки соглашения с украинцами; заключать же какие-либо декларативные акты они не были уполномочены.
Что касается общей части соглашения с Украиной, то для министров к.-д. она оказалась совершенно неприемлемой, так как, по их мнению, она уничтожает всякую власть Временного Правительства в Украйне.
По заявлению министров к.-д., определить будущую форму управления Украйной может только Учредительное Собрание, между тем, по смыслу настоящего соглашения, выходит, что Украйна сама устанавливает для себя форму правления.
Церетели и Терещенко, поддержанные всеми министрами-социалистами, еще раз подтвердили, что соглашение, достигнутое ими в Киеве, является окончательным и никакие изменения в нем недопустимы. Они доказывали, что достижение этого соглашения стоило им много труда, нельзя придираться к мелочам и частностям, что это не закон, а только декларация, причем эта последняя не разрешает украинского вопроса в полном его объеме, речь идет только о пределах автономии и т. д.
Перешли к голосованию.
За принятие текста соглашения по украинскому вопросу, выработанного в Киеве Церетели и Терещенко, в целом виде, без поправок, голосовали министры-социалисты, министр-председатель князь Львов и обер-прокурор Синода В. Н. Львов.
Против голосовали министры к.-д.: князь Д. И. Шаховский, А. А. Мануйлов, Степанов и Годнев, заявлявшие, что не возражая против временного введения, до созыва Учредительного Собрания, особого областного управления Украйны, они, тем не менее, не могут согласиться на опубликование постановления Временного Правительства без поправок.
Голосованием предложение кадет было отвергнуто, и тогда министры Шингарев, Шаховский и Мануйлов заявили, что принятие Правительством постановления по украинскому вопросу вносит хаос в управление Украйной, открывает раде почти законные пути осуществления явочным порядком автономии Украйны, что такой ответственности они на себя взять не могут, а потому выходят из состава Временного Правительства.
Министр путей сообщения Н. В. Некрасов, заявивший сначала об оставлении им поста министра, затем прислал в центральный комитет партии народной свободы уведомление о выходе из партии.
В первом часу ночи министры-кадеты покинули заседание, и совещание членов Временного Правительства продолжалось уже без них.
***
Украинский вопрос кн. Львов не считает причиной ухода министров к.-д., это — не больше, чем повод. Причину надо искать значительно глубже — в расхождении точек зрения социалистической и буржуазной.
Благодаря уходу к.-д. создается впечатление, что самая организованная часть буржуазии, выразителем мнения которой являются к.-д., становится в оппозицию всему Правительству.
О лицах, которые должны будут войти в новое Правительство, пока еще не может быть и речи. Необходимо выяснить программу ближайшей деятельности нового Правительства, и только после этого можно будет приглашать тех или иных лиц.
***
Вчерашние совещания дневное — на квартире министра иностранных дел Терещенко и вечернее — на квартире князя Львова, не были заседаниями Правительства, а частными совещаниями по поводу создавшегося положения для выяснения принципов дальнейшей работы. Решено было, что каждый министр к завтрашнему дню подготовит план программы ближайшей деятельности Прав. и завтра же в специальном заседании Правительство выяснит определенно свою точку зрения, после чего только и будет возможность говорить о составе нового Правительства.
Циркулярная телеграмма кн. Львова губернским комиссарам
«Вследствие тревожных запросов министр внутренних дел сообщает вам, что слухи об аресте членов временного правительства не имеют никаких оснований.
— Вооруженные столкновения частей войск между собой до 12-ти часов дня 4-го июля не имели места.
— Призыв к свержению вооруженной силой правительства и передаче всей власти совету рабочих и солдатских депутатов носил характер безответственного выступления элементов крайнего меньшинства и встречен массой населения явно враждебно. Исполнительные комитеты выпустили воззвание, осудившее выступление, как враждебное интересам революции. Кроме того временное правительство во главе с князем Львовым в полном согласии с исполнительными комитетами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принимают ряд мер к предотвращению событий, могущих пагубно отразиться на государстве и его целом.
— Происшествиями вчерашнего и сегодняшнего дня временно прерваны переговоры об образовании правительства в полном его составе, но немедленно после ликвидации уличных беспорядков эти переговоры возобновятся в целях создания правительства в прежнем соотношении представителей политических течений, что вполне одобряется Исполнительными комитетами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Русские Ведомости, № 151, 5 июля
Присяга
На 5 июля назначен привод к присяге новых министров.
«Нов. Жизнь» № 37.
Церетелли и Скобелев поют:
«Клянемся догмою эсдека
И прошлогоднею тюрьмой,
Что гражданина - человека
Послать мы сможем на убой.
Пусть помнит каждая гражданка,
Пусть помнит каждый человек,
Что министерская вагранка
Из граждан выплавит калек».
Ив. Логинов.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Разоблаченный Ленин (июль 1917 г.)
Кошмар в центрах промышленности (начало июля 1917 г.)
Объявление самостоятельности Финляндии (6 июля 1917 г.)
Большевики и волнения 4 июля 1917 г.
По фронту с А. Ф. Керенским (июль 1917 г.)
Правительственный кризис (июль 1917 г.)
|