Читаю старые газеты и журналы и не перестаю поражаться тому насколько мудры были наши предки, как много они знали, как просто и ясно могли выражать свои мысли. Насколько поучительны и в наше время те выводы, к которым пришли они на основании многовекового жизненного опыта.
Видимо, отсутствие всяких современных технических средств давало возможность больше времени посвящать размышлениям, анализу жизни во всех ее проявлениях, а значит и делать из всего осмысленного соответствующие выводы и заключения.
Мы же, избалованные новшествами, разучились этим премудростям, чаще поддаемся эмоциям и, как следствие, попадаем в ловко расставленные сети и ловушки.
Именно поэтому считаю своим долгом представить в качестве инструкции материал на очень злободневную тему: "Психология любовных фраз". Тема актуальна еще и потому, что впереди долгие дни (а еще более долгие ночи) новогодних праздников и нам, наивным и верящим всему сказанному мужчинам, предстоят очень нелегкие испытания.
Так будем же готовыми во всеоружии встретить предстоящие нам испытания.
Материал подготовлен по публикациям в журнале "Вестник моды" за 1894 год.
Некогда один юморист сказал, что «самый сильный враг человека есть женщина!» и был отчасти прав, так как эти два существа находятся всегда на военном положении: одна хочет очаровать, другой победить, и несмотря на самыя искренние желания, дружбе здесь нет места; только самые противоположные чувства могут существовать и развиваться в этой горячей атмосфере. Любовь сама по себе есть только род ненависти, но более сложный и утонченный. И мы знаем это сами, но мы так боимся очнуться от нашего чудного сна, что даже, когда наше чувство остыло, мы хотим продлить прекрасную комедию, и обмануть себя словами, не идущими от сердца, а произносимыми одними устами.
В этой игре слова женщины превосходны, и я думаю, что мы должны только благодарить их, так как даже эти лживые слова любви, пройдя через их глаза и уста, все-таки достаточно нежны, чтобы убаюкать нас и дать чудную иллюзию . Из этого, конечно, не следует, что нужно всецело отдаться звукам этой музыки; напротив в интересах нашей безопасности в нашей власти никогда не нужно закрывать уши на их фальшивые ноты и диссонансы! С этой целью, мои милые братья, я подробно разберу некоторые выражения наших прелестных врагов, выражения, представляющие разменную монету нежности, на одной стороне которой выбито изображение Амура, а на другой—Марса.
Я тебя люблю!...
Можно смело утверждать, что глагол этот спрягается во всей вселенной. Он делает нас богами, говорят поэты, но слушая его не будем забывать слова одного скептика, говорившего; «любовь есть иногда дуэт, часто трио, но почти всегда монолог». И потому, когда прекрасные губки говорят нам эти слова, нужно уметь различать, что руководит ими; это может быть выражением чувства или чувственности, иногда и того и другого, или просто ложью, долженствующей обмануть других или даже того, кто ее произносит.
Женщина есть удивительное соединение силы и слабостей, которые помимо ее воли управляют ее мыслями и действиями. Не идя так далеко, и не отказывая ей в присутствии души, как это было решено на одном из Вселенских соборов, я сравню эту душу с сентиментальным рынком, где можно иметь все, начиная от добродетели и кончая самыми удивительными психологическими тонкостями; каких проблесков нет в этой душе! И проблестки сердечности, мечты, каприза, непостоянства, ревности, кокетства!
Проходя через эту обширную лавочку любовь подвергается изменениям в зависимости от того, соприкасается ли она с драгоценностью или с дешевой безделушкой; любовь находится под различными влияниями до такой степени, что нам, бедным мужчинам, трудно разобраться в ней и анализировать ее происхождение.
Я тебя никогда так не любила!...
Конечно, подобное признание не следует оставлять без внимания: если оно искреннее, то лучше этих слов трудно что-либо услышать, но с другой стороны, мы не можем удержаться от грустной мысли и сожаления, так, это признание обозначает высшую точку чувства. Человек, которому говорится эта чудная фраза, похож на путешественника, достигнувшего вершины горы, и который испытывает полноту человеческой радости, но он видит, что выше его только небо, и его нельзя достигнуть, а внизу земля, куда нужно спуститься. Всякий шаг на верх был шагом к любви, каждый шаг вниз будет уменьшением ее. Вот почему после этих слов часто слезы навертываются на глаза, слезы о невозможности вечной любви. Если же, наоборот, восклицание не искренно, то оно делается ужасным, так как выказывает всю двуличность и лживость, которой может достигнуть женщина.
Глагол «люблю» спрягается не всегда в 1-м лице, есть и другие вариации.
Скажи, ты всегда будешь любить меня?
Вопрос этот часто произносится нашими милыми противниками, когда они видят, что мы находимся под властью их чар. Это как бы желание покорить себе нашу привязанность и клятвами дать себе иллюзию вечной любви. Любовь по своему существу так непостоянна, что мы всякую минуту желаем убедиться в ее присутствии: это похоже на ребенка, держащего в руке пойманную птичку и открывающего пальцы, чтобы убедиться в ее присутствии.
По горячности нашего ответа женщина судит о своей власти. Эта фраза служит мерилом.
* * *
Нервность женщин, их физическая нежность производят то, что самые пустые недомогания превращаются у них в серьезные болезни. Тогда они все видят в черном цвете, легко отчаиваются и часто повторяют:
—Я скоро умру и я думаю о тебе, ты никогда не найдешь женщину, которая бы любила тебя как я.
Это было бы трогательно, если бы действительно перед нами была серьезная больная, но это не так: это просто кокетка, желающая сказать нам, что только она одна способна на нежность, страсть и преданность, что кроме ее никто не может выказать столько чувства. Иногда этим она может даже сказать нам, что не отличаясь особенными качествами, нам удалось найти такую добрую подругу, чтобы довольствоваться этим, но что, конечно, во второй раз подобное счастье не представится уже нам!
В обоих случаях следует скромно улыбаться, нежно благодарить, но Боже избави спорить!
* * *
Обратимся теперь к ревности; она выражается во многих фразах.
Обыденная форма:
Я ревную тебя, я ревную тебя к прошлому!
Подобная фраза от любящей женщины неизбежна и должна только льстить нам. Но не следует очень поощрять их, женщин, так как у них очень развиты два чувства: чувство собственности и любопытства. Они очень любят говорить: Ты мой? Неправда ли? и они изучают в нашем прошлом предыдущих владелиц.
Другой вопрос, предлагаемый ими часто:
Скажи, о чем ты думаешь?
происходит от тех же чувств: им мало обладать нами физически, они хотят иметь наши души, и чтобы ни одна мысль, ни одно чувство не было отнято от них!
Стиль трагический:
Если ты изменишь мне, я умру!
Как везде нужно отличать в этой фразе искренность от лжи. Я знаю, что не будучи комедианткой, женщина произносит эту фразу и глубоко чувствует ее; а между тем сколькие женщины повторяли ее и не умирали, будучи покинутыми! Живое чувство заставляет говорить эти слова, но затем под влиянием обстоятельства чувства уменьшаются, с горем свыкаются, раны заживают и забвение снисходит в душу, как сон смыкает очи.
Подобно тому, как лучше оправдать сто виновных, чем обвинить одного невинного, так лучше напрасно выслушать сто женщин, говорящих, что они не перенесут нашей измены, чем оказать презрение одному сердцу, способному не перенести удар!
Если за этой фразой следует:
Ты женишься после моей смерти?
то это доказывает, что она уже сама думала об этом, и это ей не кажется чудовищным, но просто ей хочется убедиться, что даже ее памяти будут верны, и что она только хочет заглянуть в душу, которую считает своей собственностью!
Более веселый стиль:
Ты будешь умником, неправда ли?...
Это говорится, когда вы идете куда-нибудь один для удовольствия или в общество, где случай может доставить вам пленительную встречу.
Это нежное напоминание о долге и добродетели, не имеющее ничего обидного, может быть переведено приблизительно следующими словами: „Не забывай, чудовище, что ты принадлежишь мне!
Раз я перешел на веселый тон, то приведу еще две фразы, которые, в видах супружеской безопасности, мне кажутся решительно странными.
Я не буду в состоянии изменить тебе... Я хочу поцеловать тебя!
Мне, конечно, не следует долго останавливаться на таком щекотливом предмете, чтобы не оскорбить ничьих деликатных чувств, но по праву психолога, я думаю, что подобное выражение может навести на восклицание Калхаса: «Слишком много цветов!».
* * *
Вам случалось, конечно, среди зимы повидать теплую страну Ниццу или Италию и возвращаться на север. Уезжая с этих залитых солнцем берегов, вы как бы увозите с собой беспечные мысли, запах цветов и теплоту солнечных лучей; как бы находясь под влиянием этого чудного сна, проходят часы и поезд несется теперь по снежной равнине; вы машинально открываете окно, холодный воздух касается вас, и внезапно последнее дыхание юга отлетает от вас, и вы возвращаетесь к холодному северу.
Такое же чувство испытываете вы, когда во время расцвета любви и полного доверия любимые уста произносят эти холодные слова в ответ на ваш нежный упрек:
Какие мысли! Почему я разлюблю вас?
Слыша этот нетерпеливый возглас любимой женщины, вы точно чувствуете, что внутри вашего сердца что-то оборвалось, что чувство умерло, и что радости навсегда улетели. Более нет ни жены, ни подруги, а только непримиримый враг, забывший былые нежности и не прощающий никогда того, что вы были ее господином.
Теперь, уверен, вы, мои друзья, надежно вооружены и ни одна из указанных здесь уловок у них так просто не пройдет. А ведь сколько раз до сего времени мы, наивные и самоуверенные, попадались к ним на крючок.
Спасибо прапрадедушке!
Картинки из моей коллекции, состоящей из 156 старинных открыток:
Мужчина и женщина
Еще по теме:
Психология любовных фраз
Красота женщины
Мужчина и женщина
Любовь и брак, ч. 1
Любовь и брак, ч. 2
|