Долго царило мнение, что надо преодолевать упрямство детей, употребляя для этого и угрозы и наказания, чтобы заранее приучать их к тому, что требования общего блага заставляют очень часто поступаться своими пожеланиями и прихотями. Теперь берет верх новое учение.
Такого рода требования, говорят, убивают в ребенке энергию, лишают его твердости воли и ломают его характер.
Родители, стремящиеся только к тому, чтобы их дети имели вид благовоспитанных детей, доводят их часто до припадков, заставляя здороваться с незнакомыми гостями, когда они решительно восстают против этого; заставляют их просить прощения, когда их гордость вопиет против этого; заставляют их признаваться в том, что они желали скрыть.
Не лучше ли бы было поступать как раз наоборот и поддерживать в детях это упорство воли, которое в младенчестве зовут упрямством, а в зрелом возрасте твердостью воли. Иначе выходит то, что им внушают: что при каждом сопротивлении чужой воле бываешь наказан, между тем как в жизни выходит как раз обратно! Воля—это проявление силы духа здорового и нормального существа.
И у отдельного человека, и у целой нации болезнь и разложение начинаются, именно, с утраты силы воли и с упадком энергии. Этого надо бояться, а не стремиться к подавлению характера с детства.
Это тем более важно, что упорная воля очень редко ведет к дурным результатам. Человек, уверенный в силе своего характера, редко проявляет безрассудное упорство, когда ему указывают на его нелепость.
Напротив, упрямство проявляют, главным образом, слабые люди. Они так боятся, что не выдержат характера, что не хотят даже выслушать возражения, которые не страшны для человека, уверенного в себе.
Энергичные, но при этом разумные, люди, могут уступить, но уступают не из лени, не из боязни борьбы, а только потому, что им докажут необходимость и полезность уступка.
Слабые же уступают из нежелания отстоять свою волю, они повинуются капризу, когда даже и проявляют ее, и никогда нельзя быть уверенным, как они в данном или в другом случае поступят.
Нерешительность—главный враг человека. Конечно, мы берем при этом в расчет только его личное счастье и удобство, оставляя в стороне деликатность, альтруизм и прочее тому подобное. Лучше быть тираном, чем жертвой, а в жизни приходится часто избирать или ту, или другую роль. Но волей и сильной волей обладали люди совершенно разного закала, стоит указать для этого на два исторические примера: Цезарь и Св. Франциск— оба были люди воли и энергии, только совершенно различно их проявляли в жизни.
В наше время, истощенное и изнервничавшееся, достаточно появления человека, способного сильно и неуклонно желать, упорствовать в своих желаниях, чтобы овладеть толпой. Вовсе не надо ему быть святым или героем. Толпа признает за вождя того, кто умеет желать, у кого есть воля.
Конечно, трудно воспитать в себе эту волю. Так много препятствий встречает человек на этом пути. Кроме требований высшей этики, кроме всосанных с молоком матери привычек к уступке и самопожертвованию, человеку с волей приходится бороться со всеми, его все ненавидят, все противодействуют насколько могут, но в конце концов победа остается за ним, и все ему покоряются.
Упрямцу трудно жить сначала, более мягкие и уступчивые натуры, в начале карьеры, далеко его обгоняют, но за ним будущее, и когда при приближении зрелого возрастала пятом десятке лет, ранние счастливцы перестают идти дальше и замирают на всю жизнь в положении золотой середины, человек с сильной волей выдвигается вперед и является их повелителем.
Вождем может быть, значит, только человек с характером, энергичный, настойчивый, с сильной волей. И тот, кто стремится к власти, должен стараться развивать в себе эти черты. Воля, как дорогое стальное оружие, требует постоянной полировки, ее надо развивать, как развивают мускулы, для чего имеются тысячи методов.
Но для того, чтобы дать возможность человеку развивать эту волю, вырабатывать в себе характер, нельзя его с детства унижать, не надо ломать его волю, не надо насиловать ее, а бережно охранять и направлять на хорошее. Последнее очень важно, и мы просим обратить на это внимание.
Человек, воспитанный с детства, как честный и прямой гражданин, твердо помнящий о различии между добром и злом, как бы он ни развил свою волю, никогда не направит ее на дурное. Мы вовсе не стоим за то, чтобы воспитывать из детей злых и вредных эгоистов, мы только хотим, чтобы в них развивалась сильная воля и твердый ум, а направить их ум и волю на хорошее,—это долг и обязанность их воспитателей. Тогда можно будет надеяться, что мы избавимся от толпы неврастеников и бесхарактерных людей, вред от которых, несмотря на то, что они могут быть и добрыми по натуре, страшно велик. Они ведут к измельчанию поколения, к упадку расы.
Развивайте сердце ваших детей, но не впадайте в сентиментальность, и в то же время старайтесь укреплять их волю и развивать энергию. Только тогда получится нормальный, жизнеспособный тип людей, украшающих жизнь и ведущих к славе своих современников.
Еще по теме:
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми?
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Четыре темперамента
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Терпение и снисходительность
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? О вежливости
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? 3лословие
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Добродетели и жизнь
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Воля и ее развитие
|