Безропотно переносить мелкие неприятности и многочисленные неудовольствия, не произносить горьких слов, бороться с несправедливостью, уметь ждать без видимого лихорадочного нетерпения: это называется терпением —драгоценным пособием в жизни, с которым мы мало знакомы.
Как только что-нибудь нас огорчит, заденет, мы сейчас же разражаемся жалобами, упреками, заставляя таким образом всех окружающих входить в наши тревоги и принуждая других переносить неприятности, которые нам самим кажутся невыносимыми.
Из пустяков, глупостей — в тревоге весь дом. То экипаж запоздал, или портниха не сдержала обещания, или подруга юности не упустила случая сделать неприятное замечание, или ящик комода, который не хотел отвориться, иголка которую не могли вдеть...
И на всем отражается наше нетерпение:
дело бросается, покой нарушен, дети разбранены, муж получил нахлобучку! Последствием этого является, что все выбиты из колеи, раздражение нарастает, все недовольны, ворчат.
Точно какая-то зараза распространилась на всех и все пошло кувырком.
А самое скверное это то, что это возбуждение совершенно излишне, ни к чему, если бы даже причины вызвавшие его были и более серьезны.
Те, кто жил вместе с личностями сердитыми вечно и всеми недовольными, знают как тяжело и утомительно подобное сожительство.
Невольно огорчаешься, видя, что близкий и любимый человек озабочен и недоволен, огорчаешься что не можешь ничем ему помочь, ничем облегчить его досаду, тем более что ясно отдаешь себе отчет, что ни раздражение, ни отсутствие хладнокровия не могут ни сократить испытаний, ни их упростить, а совсем напротив; как моток шелку только еще более запутывается если нервной рукой тянуть задержавшуюся нитку, между тем, как он прекрасно бы размотался если бы спокойно и терпеливо его распутать снизу.
Будем владеть собою и если мы чувствуем потребность говорить о наших неприятностях— серьезных неприятностях, которые можно облегчить поделившись ими, то будем себя, по крайней мере, поддерживает уверенностью, что мы сумеем их перенести, встать выше испытаний, быть сильными и терпеливыми.
Но этого еще мало. Надо уметь снисходительно относиться к людям, сделавших нам неприятность. Это терпение относительно ближнего относительно людей—после терпения относительно вещей.
В семье, где царствует совершенство,—если такие семьи есть!—редко приходится проявлять свою добродетель.
Ничего нет легче, как сохранять хорошее расположение духа, если никто вас не раздражает! Но и у вас, и у меня, и у наших соседей всюду можно встретить и надоедливого мужа, нервозную жену, ленивых детей, неуклюжих слуг. Нот тут и приходится прибегать к помощи "маленьких добродетелей".
Имеются несчастные люди, которые не испытывая положительного несчастья, измучены мелкими неприятностями, всякого рода невзгодами, неудачами, с утра до вечера, с первого января до 31 декабря!.. Все что они не сделают — истолковывается дурно, все что не скажут—понимается не так, и им необходим огромный запас терпения.
Если бы у них не было этой добродетели, они бы жили в атмосфере вечной грозы, в вихре неприятностей и ссор.
Только умиротворяющее влияние невозмутимой доброты, способность переносить постоянные неприятности, могут поддержать в семье дружбу.
Не требуя от всех одинаковой дозы самопожертвования и покорности, мы скажем, что нет человека, который не нашел бы случая приложить поговорку: „Необходимо относиться друг к другу снисходительно". И чего не могло бы завершить терпение, тут на помощь являлось бы снисхождение.
Быть снисходительным, это значит уметь встать на точку зрения другого человека и судить его как он сам себя судит. Если этого сумеешь достигнуть—что легко дается людям склонным к снисходительности,—то всякому слову или действию сумеешь найти тысячу объяснений и оправдании. Ничего не останется от тех мнимых обид, которые на нас так тяжело действовали.
Мы видели сперва дурную сторону вопроса, стоило его повернуть и мы открываем в нем и хорошую.
Заставил ли нас страдать ревнивец? Но в чем причина этой ревности, если не в слишком сильной к нам привязанности? и мы должны ею быть тронуты, вместо того чтобы подчеркивать с упреком ее эксцессы.
Трудно иметь дело с человеком с узким мировоззрением? А не глубокие ли убеждения, не особенная ли прямота характера делают его таким неприступным?
Как же сердиться на такие благородные качества?
Постараемся встать на точку зрения вспыльчивого, объясняющего свою грубость живостью характера, скупца—считающего себя только аккуратным; обидчивого—признающего в себе лишь особую деликатность. И все тогда освещается иначе, все упрашивается и мы становимся куда менее несчастными, потому что невыносимым будет только совершенно необъяснимое, а таких вещей мало.
В конце концов не окажется ли что снисходительность самая эгоистичная из всех добродетелей!
Еще по теме:
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми?
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Четыре темперамента
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Терпение и снисходительность
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? О вежливости
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? 3лословие
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Добродетели и жизнь
Полезные советы от наших прапрабабушек. Как владеть людьми? Воля и ее развитие
|