Подробности гибели семьи Романовых *)
*) Окончание статьи, помещенной в № 73 "Освоб. России"
В дополнение картины, вырисовывающейся из рассказов "очевидцев" красноармейцев, нам остается еще привести рассказ Прокопия Кухтенкова, красноармейца, служившего в охране, который 18 или 19 июля в рабочем клубе Верх-Исетского завода видел, как председатель исполнительного комитета совета р. и с. депутатов Сергей Малышкин, военный комиссар Петр Ермаков и др. видные члены партии большевиков вели между собой какой-то таинственный разговор.
До Кухтенкова, между прочим, долетела фраза:
,Всех их было тринадцать человек, тринадцатый доктор".
Заметив, что Кухтенков прислушивается к беседе, все названные лица ушли в сад, где и продолжали разговор.
Заинтересовавшись, Кухтенков незаметно последовал за ними, спрятался в траве и стал прислушиваться, о чем они говорили.
Между прочим, он слышал, как одним из говоривших была обронена следующая фраза:
"Второй день приходится возиться, вчера хоронили, а сегодня приходится перехоранивать".
Из этого разговора Кухтенков понял, что Леватных, Партин и Костоустов принимали участие в погребении быв. императора и царской семьи.
Вопросы задавалась большевиком Кривцовым. Отвечали же ему, как бы хвастаясь своим участим, Леватных и Партин.
Последний на вопросы об одежде убитых, красоте их и числе лиц, отвечал, что все они были одеты в штатское платье, что в одежде у убитых были зашиты драгоценности и что красивых среди них не было никого.
Кроме того, Кухтенков слышал, как кто-то сказал, что хотя про наследника говорили, что он умер в Тобольске, но что это не верно, так как и его тело находилось среди убитых.
Относительно погребения убитых беседовавшими было упомянуто, что их хоронили сначала в двух верстах за Екатеринбургом вторым, но затем трупы вырыли и увезли куда-то дальше, похоронив в разных местах.
Где именно, К—в не расслышал.
Заметим, что все данные об увозе трупов убитых имеют подтверждение в рассказах других лиц, так как очень многие из проживавших в соседстве с домом Ипатьева видели, как в ночь на 17 июля из дома Ипатьева выезжали автомобили.
По объяснению же военного чиновника Леонова днем этого дня комиссаром снабжения фронта Горбунова были затребованы пять грузовых автомобилей, причем один из них возвратился обратно лишь 19 июля, весь запачканный в крови и грязи, хотя и было заметно, что автомобиль мыли и чистили.
При осмотре дома Ипатьева установлено, что в одной из комнат верхнего этажа входная дверь вся исколота штыками и сорвана с петель каким-то орудием, а в нижнем этаже, и комнате, где происходили расстрелы, на стене, противоположной входу, имеется 16 углублений, расположенных в разных расстояниях от поверхности пола, причем эти углубления расположены в той части его, где заметны следы замытой и затертой песком крови.
При исследовании оказалось, что все углубления представляют собой каналы от револьверных пуль. В некоторых из них найдены следы свернувшейся крови.
По расположению путевых отверстий в стене комнаты (на расстоянии от пола до 32 верш.) и по имеющимся отверстиям в самом полу можно прийти к заключению, что подвергавшиеся расстрелу лица частью стояли во время расстрела на коленях, частью лежали на полу.
На одной из стен этой же комнаты оказалась и подпись, сделанная на немецком языке малограмотным человеком.
„В эту самую ночь был расстрелян царь".
Крестьяне дер. Коптяки, Верхне-Исетской вол., Андрей Шереметьевский, Михаил Алферов и др. рассказывают, что 17 июля они видели в 18 верстах от Екатеринбурга передвижение красноармейских отрядов в расположенных вблизи их деревни лесах.
По уходе красноармейцев, эти крестьяне, придя но их следам на место стоянки, обнаружили вблизи заброшенных шахт потухший костер. Разрыв костер, крестьяне нашли в нем: крест с изумрудами, четыре планшетки от корсетов, пряжки от подтяжек, туфли, пуговицы, кнопки и бусы На водной же поверхности шахты были замечены палка, кора, доски, свежая хвоя и железная лопата.
При более подробном осмотре местности вблизи той же шахты, называемой „Исетский рудник", были найдены—обгорелая старая дамская сумочка, тряпки, кружева и какие-то черные блестящие обломки. Там же затем были обнаружены два небольших загрязненных осколка изумруда и жемчуга, обрывок материи с запахом керосина и, наконец сильно загрязненный, водянистого цвета, значительной величины, в платиновой оправе камень, оказавшийся по оценке ювелира бриллиантом высокой ценности (около 100.000 руб.).
Около самого края шахты на глине был обнаружен осколок ручной гранаты нарезной бомбы. По удалении из шахты воды, находящейся на дне ее, песок и ил были промыты, при чем в них оказались: отрезанный палец руки, вставная челюсть, осколки бомбы, поддержка для мужского галстука и другие, не имеющие особого значения, предметы.
В найденном здесь бриллиантовом подвеске Пьер Жильяр узнал подвес, который был зашит в пуговицу костюма одной из великих княжен—Ольги или Татьяны Николаевны. Серьгу же с жемчугом Жильяр нашел вполне тождественной с серьгами императрицы. Кроме того, было установлено, что найденная серьга имеет несомненное сходство с серьгами, в которых изображена бывшая императрица на находящемся в распоряжении следственной власти фотографическом портрете. Другая серьга не была найдена в указанной местности, но были обнаружены осколки жемчуга, в отношение которых ювелир высказал полное предположение, на основании качеств жемчужных осколков, что они составляют жемчужину, парную к найденной серьге.
Искусственная челюсть признана доктором Деревенко весьма похожей на ту, которую носил доктор Боткин.
В отношении отрезанного пальца врачами признано, что палец этот от руки человека, знакомого с маникюром, имеет выхоленный вид, и можно допустить, что он принадлежал женщине с длинными тонкими пальцами.
За последнее время изъята телеграфная корреспонденция Екатеринбургского областного совета р. и с. д.
Корреспонденция эта будет подвергнута исследованию, для установления причастности к судьбе бывшего императора местной и центральной советской власти.
Кроме того, в самом ближайшем времени будет допрошен и один из главных участников преступления, непосредственный убийца царской семьи, Павел Медведев, только что задержанный.
Допросу этого свидетеля следственные власти придают большое значение, так как, весьма вероятно, будут освещены все обстоятельства убийства бывшего императора и его семьи. Весьма возможно, что будут получены и указания на местонахождение трупов, розыск которых, несмотря на все принятые меры, не дал никаких результатов.
В настоящее время производство следстия возложено на судебного следователя по особо важным делам Соколова.
(„Сиб. Стр.").
Освобождение России 1919 № 075, 3 апреля
Еще по теме:
Иностранные версии об убийстве Романовых
К судьбе Николая II-го
Подробности гибели семьи Романовых
Убийство бывшего императора Николая второго и его семьи
Гибель семьи императора Николая II. Часть 1. Отречение
|