По материалам периодической печати за сентябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Открытие Демократического Совета
23-го сентября в Александровском зале Петроградской городской думы в 3 часа 40 мин. открылось первое заседание Демократического Совета, избранного Демократическим Совещанием.
Председательствует Минор.
За столом президиума—члены президиума Демократического Совещания.
Речь Минора
Осип Соломонович Минор
Нам нужно создать президиум, создать Совет старейшин, затем выбрать комиссию по проверке полномочий, избрать хозяйственную комиссию. Президиум предлагает обсудить по фракциям следующие предложении:
1) избрать одного председателя, четырех товарищей председателя, двух секретарей, двух помощников секретаря, избрать совет старейшин (сеньорен конвентен), при чем последний мы считаем необходимым избрать на паритетных основаниях: по два человека от каждой фракции и по одному от каждой группы.
Сегодня мы здесь пробудем до тех пор, пока не явятся наши товарищи, получившие полномочия вести переговоры с временным Правительством, чтобы выслушать их доклад и обсудить создавшееся положение. Поскольку мне известно, газетные сообщения не соответствуют целиком действительности. Поэтому открыть совещание нашего совета, имея только газетные сведения было бы нецелесообразно, тем более, что переговоры сейчас продолжаются и могут привести к совершенно иным результатам, чем они наметились до данного момента. Наши товарищи обещались явиться приблизительно к 4 часам, потому я предлагаю товарищам разойтись по фракциям и обсудить предложения президиума.
После некоторых вопросов технического характера, заданных отдельными членами собрания, председатель объявляет перерыв.
Во время перерыва
Во время перерыва в Городскую Думу явились представители центрального комитета железнодорожников для переговоров с представителями полномочных органов революционной демократии по вопросу о прокламировании железнодорожниками всеобщей железнодорожной забастовки.
Некоторые из представителей железнодорожников в категорической форме заявили, что забастовка неизбежна, так как Временное Правительство и Ц. К. С. Р. и С. Деп. „оттягивает" удовлетворение требований железнодорожников.
Представителям железнодорожников пришлось выслушать немало горьких слов от противников забастовки.
— Погибайте сами, но не губите Россию, крикнул один солдат по адресу железнодорожников.
В 7 1/2 часов вечера на заседание Демократического Совета из Зимнего дворца прибыли Церетелли, Авксентьев и Гоц.
В 8 часов заседание возобновляется.
В состав президиума избираются Чхеидзе, Дан, Мандельберг, Авксентьев, Чернов, Гоц, Капков, Троцкий, Каменев и Чайковский.
Председателем Демократического Совета избирается единогласно Н. С. Чхеидзе.
Список большевиков, вошедших в состав членов предпарламента.
Троцкий, Каменев, Сталин (Джугашвили), Рыков, Рязанов, Милютин, Свердлов, Иоффе, Ногин, Урицкий, Сокольников; Петровский, Бубнов, Глебов, Шляпников, Шаумян, Лозовский, Дзержинский, Стучка, Шмидт, Любович, Луначарский, Колонтай, Баранов, Позерн, Ларин, Федоров, Зуль, Пятаков, Дербишев, Лашевич, Даликевич, Благонравов, Максимов, Винокуров, Цхакая, Боголепов, Лищинский, Хасинов, Добуровинский, Крестинский, Михайлов, Скрипнин, Ерман, Трилиссов, Новский, Подаев, Юренев, Володарский, Залуцкий, Сергеев, Кликсельд, Смилко, Сундуков, Антонов, Полуян, Осинский, Мануильский, Ломов, Кураев, Фролов, Бухарин, Самохвалов, Олишкевич, Савельев и Соболецкий, всего 66 человек.
Затем заседание продолжается при закрытых дверях.
На заседании рассматривается доклад о переговорах с Временным Правительством о реконструкции власти.
***
В закрытом заседании Церетелли сделал доклад о ходе переговоров с представителями цензовых элементов об образовании власти. Представители цензовой общественности главным образом расходятся с представителями революционной демократии по вопросу о предпарламенте и ответственности Правительства.
В конце концов достигнуто соглашение, по которому Демократическое Совещание официально созывается и организуется Правительством, при чем в состав его входят представители цензовой общественности приблизительно в размере 100—120 человек.
Власть коалиции
Вечерние газеты принесли нам весть о том, что коалиция нашла свое воплощение в министерстве, лишенном, насколько об этом возможно судить, внутренних противоречий и могущем работать без трений между его участниками.
Если внешние силы, силы сменяющих друг друга в демократической среде течений, не помешают устойчивости новой власти—она не найдет причин для внутренних кризисов, и справится со своей задачей.
Присутствие Кишкина, Коновалова и Третьякова в достаточной мере обеспечивают поддержку цензовой России в настоящий трудный и ответственный момент. Созданная Демократическим Совещанием возможность постоянного представительства общественного мнения — избавит новую власть от нареканий слева. Возможное исполнение „демократического совета" умеренными слоями общества—окончательно закрепит положение новой власти.
Начало коалиции победило.
Единственное, способное спасти русскую жизнь от власти зияющих в ней противоречий, это начало еще раз спасло положение.
Пусть же новая власть станет подлинной народной властью, твердой и настойчивой, как подобает власти, опирающейся на народ.
Кризис был глубоким и затяжным. Терещенко подсчитал, что 56 дней ушло у нас на кризисы.
На этот раз наглядный урок тягостной недвижности государственного корабля во время исключающих одна другую резолюций принес свою долю пользы: еще раз Россия нашла единую общенародную волю.
Кадеты пришли
Официальное опубликование списка нового „кабинета"— теперь дело всего нескольких часов. Уже три недели тому назад это новое министерство было вполне готово и терпеливо выжидало за кулисами, чтобы по сигналу, поданному рукой опытных политических режиссеров, выступить на сцену в роли „спасителей отечества".
Между тем на политической сцене оборонческие режиссеры разыгрывали гнусную комедию и, пуская в ход поочередно подлог, обман и предательство, неуклонно подводили событии к моменту, когда но условию должны были покинуть свою засаду Кишкин-Коноваловы и Ко, те самые кадеты, появление у власти которых было „неудобно" три недели тому назад под свежим впечатлением корниловско-кадетской авантюры.
Под предлогом „создания новой власти" вожди оборончества созвали Демократическое Совещание. Якобы для того, чтобы это Совещание не было совещанием „одного класса", а органом „общенародной демократической воли", на это Совещание натащили представителей кооперативов, недемократизированных земств и т. д.
Представительство рабочей, солдатской и крестьянской демократии, поскольку возможно было, урезали, извратили, окорнали.
Какова была цель этих подтасовок и подлогов?
Она заключалась в том, чтобы получить такой состав „демократического своза", который проголосовал бы коалицию с кадетами, позволил бы московским промышленникам прекратить свои политические экскурсии из Москвы в Питер и обратно и дал бы полномочия Керенскому на вручение им обещанных портфелей.
Но демократический „своз" обманул ожидания Церетели и прочих Данов и Гоцов. Коалиция с кадетами оказывается отвергнутой. Тогда оборонческие политиканы решают еще раз просеять „демократию", умело отстранив „плевелы" и сохранив „зерно". Это „зерно" — наконец у них в руках в виде „демократического Совета".
Таким образом оборонческие вожди м-ков и эсеров осуществляют план обмана. Совещания и за его спиной немедленно вступают в переговоры с кадетами, объявляя, что постановление об исключении кадетов из коалиции аннулировано (отменено). Между тем днем раньше сами же оборонцы (Дан и Гоц), наоборот, публично признали (на Совещании), что исключение кадетов аннулирует коалицию!
Но соглашатели не ограничиваются однократным аннулированием. Они немедленно сдают кадетам требование „формальной ответственности“ правительства перед демократическим Советом, собираясь заменить формальную ответственность—ответственностью „фактической".
На Совещании и в своей прессе оборонцы заявили, что программа 14-го августа (сколько их уже было этих программ, за которые цеплялись мелкобуржуазные банкроты!) как программа „коалиционная, компромиссная и минимальная“ не может быть ни в чем урезана. За спиной Совещания, в Зимнем дворце профессионалы предательства немедленно начинают предавать свою же собственную программу.
На первом заседании „предпарламента" политические операции Церетели и его товарищей были одобрены. Но даже эта уменьшенная копия демократического своза, над которой вновь усердно поработали руки политических фальсификаторов, даже этот жалкий изуродованный обрубок демократии не дал всего того, что требовалось от него.
Этот демократический (?) урод, которому „коалиция" нужна, хотя бы ценой сохранения Государственной Думы (орудия контрреволюционного переворота, которое тщательно охраняет буржуазия!), хотя бы ценой сохранения земли за помещиками (поправка левых эсеров о переходе земель к крестьянским комитетам была, как известно, отвергнута), хотя бы ценой сохранения смертной казни (поправка большевиков, предлагавшая ее отмену, даже не была поставлена на голосование!), этот „урод" все же принял резолюцию оборонцев всего 109 голосами при 106 голосовавших против или воздержавшихся (от имени воздержавшихся эсеров-цетровиков Чернов заявил, что они против резолюции, но не проявят это открытым голосованием, ибо подчиняются (как это удобно и как „революционно"!) партийной дисциплине!!).
При таком положении дел резолюция Дана — Гона не рискнула, конечно, отречься напрямик от злосчастной программы 14-го августа и от торжественно возвещенного „принципа ответственности". И этот „принцип" красуется в резолюции, хотя там же красуется признание соглашения, заключенного Церетелли за счет именно этого принципа!
После обманов и подлогов, последние решительные акты предательства выполняет маленькая шайка отправленных правыми оборонцами ходоков, и от лица „всей революционной демократии" „благородный вождь" Церетели утверждает безответственность империалистской диктатуры, передаст в руки кадетского правительства „пополнение" предпарламента достойными „парламентариями" из членов 4-й Госуд. Думы, и заявляет „по чистой совести", что программа 14-го августа („минимальная" программа соглашателей!) не является программой нового „кабинета". И в этот долгожданный момент по сигналу выступают вперед заблаговременно заготовленные Кишкины и Коноваловы, загримированные „коалиционными партнерами" революционной демократии!
Если мы так подробно разобрали тот длинный путь, которым шли к своей цели оборонческие сторонники кадетской власти, то не потому, что в наших глазах имеют цену погибшая „программа 14 августа" и затонувший „принцип ответственности". Программа 14 августа не дала бы ни мира, ни хлеба, ни земли, ни подлинной свободы. Ответственность правительства перед учреждением, где в большинстве заседает цензовая и кулацкая буржуазия, тоже не стоит ни гроша.
Мы остановились на истории возвращения кадетов ко власти, чтобы показать рабочим, чтобы показать солдатам и крестьянам, какими способами устанавливает свое господство буржуазия, какими способами работают на нее ее агенты, выдающие себя за социалистов.
Но уже все меньше и меньше остается таких солдат, рабочих и крестьян, которые доверяли бы буржуазии, которые не разгадали уже планов кадетской контрреволюции. Огромное большинство крестьян и солдат начинает решительно примыкать к пролетариату, сплачиваться с ним для общей революционной борьбы. Деревенские богатеи, кулаки, многоземельные и многолошадные крестьяне, городское зажиточное мещанство, наоборот, ушли к Керенскому—Кишкину.
Эти кулацкие „демократы" всемерно поддерживали Церетелли, Дана и Гона, эти кулацкие „демократы" и впредь будут поддерживать политику буржуазного насилия и империалистского разбоя!
Новая империалистская власть—орган все той же политики диктатуры буржуазного меньшинства.
Этой диктатуре не устоять перед организованной волей рабочих, солдат и крестьян!
Кадеты уходили и приходили. Кадеты снять пришли. Задача революционных классов в том, чтобы их и их политических союзников бесповоротно „уйти"
Г. Сокольников.
Заседание Петроградского Совета Раб. и Сол. Деп.
25 сентября в Смольном Институте состоялось заседание Петроградскаго Сов. Раб. и Сол. Деп. Председательствовал большевик Федоров. По открытии заседания были оглашены результаты выборов в Исполнительный комитет. Было подано всего 400 записок, за список большевиков—230, с.-р.—102, меньшевиков 54, меньшевиков-интернационалистов—10. В Исполнительный Комитет прошли: большевиков 13, с.-р. 6, меньшевиков 3.
В состав президиума Петроградскаго Совета избраны: от большевиков Троцкий, Каменев, Федоров и Рыков, от с.-р. Чернов и Каплин, от меньшевиков Брейдо.
Председателем Совета, вместо С. И. Чхеидзе, избран Троцкий.
Троцкий, заняв председательское место, обратился к Совету с приветственной речью, в которой, между прочим, заявил:
— Уже один список нового министерства, напечатанный в вечерних газетах, представляет вызов демократии и указывает, что революция подошла к поворотному моменту. Новому президиуму предстоит быть руководителем Совета в эпоху подъема революции.
Еще по теме:
Открытие Демократического Совета (сентябрь 1917 г.)
В Совете Российской Республики (октябрь 1917 г.)
Предпарламентаризм (октябрь 1917 г.)
Керенский о современном положении армии (10 (23) октября 1917 г.)
В Совете Республики (11 (24) октября 1917 г.)
В Совете Российской Республики (12 (25) октября 1917 г.)
„Большой день“ в Совете Республики (16 октября 1917 г.)
|