nik191 Пятница, 16.11.2018, 21:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [321]
Как это было [414]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [68]
Разное [17]
Политика и политики [88]
Старые фото [36]
Разные старости [38]
Мода [289]
Полезные советы от наших прапрабабушек [232]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1566]
2-я мировая война [137]
Русско-японская война [3]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [695]
Украинизация [283]
Гражданская война [238]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [85]
Тихий Дон [69]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Ноябрь » 8 » М. П. Богаевский о казачестве
05:10
М. П. Богаевский о казачестве

 

 

М. П. Богаевский о казачестве

 

Речь М. П. Богаевского на съезде учителей о казачестве, его роли в России и о судьбах России  казачества, которую можно считать программой для всей его деятельности, сохранилась, кажется, в одном списке. Из нее мы уже приводили конец— "о судьбах России", приводим теперь мысли М. П. Богаевского о казачестве.

 

Русская революция и казачество

Часто раздаются нарекания за роль казачества в революция 1905 года. И больно их слышать казачеству. Ибо упрекающие, прежде чем делать это дело свое, должны были бы заглянуть в душу. И многое представилось бы для них в белом свете.

Службу свою по усмирению восстаний и, главным образом, аграрных волнений казачество вынесло с тяжелой душой. В некоторых полках были даже серьезные колебания. Причина приятна: казаки в массе своей все же близки к крестьянству и стремление последних к приобретению земли былы вполне им понятно.

Вот почему усмирение аграрных волнений было для казачества делом невыносимо тягостным. И шло оно на них не потому, что раздавались сторублевые пособия и обещания ублаготворить разными милостями, но потому, что в душе казаков жило сознание государственной необходимости и мысль о незыблемости. Что землю получить надо—в этом они крестьянам сочувствовали, но вместе ясно сознавали, что получить ее можно не самочинно, а каким-то законным путем, посредством правомерно разрешенного раздела—царем ли или еще как-нибудь, но непременно по закону.

И я утверждаю, что эта идея права до сих пор прочно сидит в казачестве. Она сказалась хотя бы в отношении его к Учредительному Собранию. Она же ярко сказалась и на общеказачьем съезде в марте 1917 года, который с тревогой спрашивал у Временного Правительства: „а нет ли у вас двоевластия"? И тогда казачество не могло помириться с тем, что считало ненормальным, незаконным и готово было вновь пролить кровь свою, а в июле и действительно пролило ее за ту же мысль о праве.
    
А потом —ведь и кавалерийские полки и даже некоторые пехотные принимали участие в усмирении мятежей 1905 года.

Почему же обвиняют лишь одно казачество?

А потому, что оно было больше на виду, потому что разбросано оно было по всей России и большую тяготу пришлось понести ему.    

Так что не лучше ли воздерживаться от несправедливых обвинений? Поняв, что в основе тогдашняго поведения казачества было то, что сейчас единственно может спасти нас от страшного нашего развала: уважение к закону...

II

Революция у казачества

Почему с первых дней нынешней революции казачество не пошло теми путями, какими пошли остальныя части русской армии, почему сразу не покатилось оно с ними в пропасть?

Если мне скажут, что оно удержалось офицерством, которое у нас близко к серой массе казачьей, то я отвечу отрицательно. Самое большее, что я скажу тут — казаки и их офицеры нашли общий язык и таким образом сохранили некоторое равновесие.

Но этого мало.

Главное не в этом.

Первым и основным условием, удержавшим казачество, по крайней мере, в первые дни общего развала, это идея государственности, правопорядка, глубоко сидящее сознание необходимости жизни в рамках закона.

И если в настоящие дни казачество как будто начинает заболевать страшной болезнью большевизма, то думаю— скоро придет к нему излечение, ибо искание порядка ярко прояснилось в казачестве с первых дней революции.

Это искание порядка, законности красною нитью проходило и проходит через все Круги всех казачьих войск и на общеказачьих съездах. В этих народных казачьих собраниях, несомненно, мысль о государственном порядке стоит крепко, выношена уже предыдущими десятилетиями и она не берется под подозрение, как на других съездах и собраниях.

Легко найти немало примеров этой здоровой струи в казачестве хотя бы на наших кругах.

Взять, например, случай с представителями от дворянства на первом нашем Круге в Новочеркасске. Круг заявил, что, как представители сословия, они права участия на Круге не имеют, ибо сословия упразднены, но в качестве станичных представителей—„Милости просим".
Затем—представителем одной из станиц оказался полицейский пристав. Кто-то указал на это.

Старики спросили:

— Станица его послала?
— Станица.    
— Документ в порядке?
— В порядке.
— Не имеете право удалить его,—авторитетно решил Круг.

Эти два случая ярко обнаруживают здоровое демократичное настроение старого  казачества. И потому то наши Круги и съезды были блогородны в самом тоне своем, даже в том, как говорили и держались члены их. Ибо не митинговать собирались они, а чтобы творить жизнь на устоях правопорядка.

Таким образом нынешняя революция в умах казачества получила отражение совсем не такое, как у большей части российских граждан. Те видели в ней только разрушение, мы же стремились созидать. Пока большевистския волны извне не докатились до нас.

 

III

Каковы устои казачьей власти?

Казачье управление, - говорили на первом Круге,— должно быть построено так: чтобы мы были хозяевами в станицах, а атаман избирался по воле общества, это было, это и должно быть.

Вокруг должности атамана разгорелись споры.

В одном проекте намечено было Войсковое Правление без атамана.

Старики возмутились. Идут ко мне.

— Что это интеллигенция затеяла? Как же войско без атамана? Атаман—это не кукла, это—власть.

И проект, имевший много сторонников, с треском провалился.

То же было и в войсках Кубанском, Уральском и Сибирском.

В вопросе о личности атамана все дружно сошлись на Алексее Максимовиче. А приезжавшие в Новочеркасск с  предубеждением против него возвращались с недоуменным вопросом:

„Кто же более демократичен— генерал ли Каледин или петроградские крикуны, объявившие его врогом демократии?"

И в связи с змеиным шипением, раздававшимся по адресу нашего избранника, Круги закрепили два стародавних святых закона.

Первый—народный избранник неприкосновенен.
Второй—с Дона выдачи нет.

И это последнее правило осуществляется и теперь, когда на Дону нашли себе пристанище многие, имевшие петлю на шее.

Это правило—одно из демократичнейших. И, однако, на него покушались и господин Керенский и товарищ Скобелев. Казачество же поняло, что оно является одним из великих приобретений революции, как право не только иметь своих избранников, но и судить их, так же, как и защищать их, от атамана до последнего казака.
    
Так прочно воссоздавало существенные устои своего стародавнего быта казачество в дни революции.

Я не останавливаюсь на подробностях. Они уж не имеют значения для общей картины, когда так сочны, ярки и определенны эти важнейшие ее краски.

Но мне хочется указать еще одну чрезвычайно характерную черту для нашего Круга.

В то время, когда повсеместно взоры народные отвращались от церкви и вера в Бога топталась ногами, ни один Круг не начинался без молебна. И делалось это не только из желания не нарушить древний обычай, по-казенному.

Нет.
    
В казачьей массе есть твердая определенная уверенность, что религиозное начало—одно из самых прочных, спасающих от бед.    

Круги неизменно поддерживали эту духовную устойчивость. И в ней, в устойчивости этой, я вижу залог общей устойчивости пред любыми бедами, которые готовят нам катящиеся на нас волны.

 

 

 

Еще по теме:

Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 1

Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 2

Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 3

Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 4

М. П. Богаевский о казачестве

М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 1

М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 2

М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 3

М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 4

Люди Тихого Дона. Смерть Митрофана Богаевского

 

 

 

 

Категория: Тихий Дон | Просмотров: 20 | Добавил: nik191 | Теги: Богаевский, казачество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz