М. П. Богаевский о казачестве
Речь М. П. Богаевского на съезде учителей о казачестве, его роли в России и о судьбах России казачества, которую можно считать программой для всей его деятельности, сохранилась, кажется, в одном списке. Из нее мы уже приводили конец— "о судьбах России", приводим теперь мысли М. П. Богаевского о казачестве.
Русская революция и казачество
Часто раздаются нарекания за роль казачества в революция 1905 года. И больно их слышать казачеству. Ибо упрекающие, прежде чем делать это дело свое, должны были бы заглянуть в душу. И многое представилось бы для них в белом свете.
Службу свою по усмирению восстаний и, главным образом, аграрных волнений казачество вынесло с тяжелой душой. В некоторых полках были даже серьезные колебания. Причина приятна: казаки в массе своей все же близки к крестьянству и стремление последних к приобретению земли былы вполне им понятно.
Вот почему усмирение аграрных волнений было для казачества делом невыносимо тягостным. И шло оно на них не потому, что раздавались сторублевые пособия и обещания ублаготворить разными милостями, но потому, что в душе казаков жило сознание государственной необходимости и мысль о незыблемости. Что землю получить надо—в этом они крестьянам сочувствовали, но вместе ясно сознавали, что получить ее можно не самочинно, а каким-то законным путем, посредством правомерно разрешенного раздела—царем ли или еще как-нибудь, но непременно по закону.
И я утверждаю, что эта идея права до сих пор прочно сидит в казачестве. Она сказалась хотя бы в отношении его к Учредительному Собранию. Она же ярко сказалась и на общеказачьем съезде в марте 1917 года, который с тревогой спрашивал у Временного Правительства: „а нет ли у вас двоевластия"? И тогда казачество не могло помириться с тем, что считало ненормальным, незаконным и готово было вновь пролить кровь свою, а в июле и действительно пролило ее за ту же мысль о праве.
А потом —ведь и кавалерийские полки и даже некоторые пехотные принимали участие в усмирении мятежей 1905 года.
Почему же обвиняют лишь одно казачество?
А потому, что оно было больше на виду, потому что разбросано оно было по всей России и большую тяготу пришлось понести ему.
Так что не лучше ли воздерживаться от несправедливых обвинений? Поняв, что в основе тогдашняго поведения казачества было то, что сейчас единственно может спасти нас от страшного нашего развала: уважение к закону...
II
Революция у казачества
Почему с первых дней нынешней революции казачество не пошло теми путями, какими пошли остальныя части русской армии, почему сразу не покатилось оно с ними в пропасть?
Если мне скажут, что оно удержалось офицерством, которое у нас близко к серой массе казачьей, то я отвечу отрицательно. Самое большее, что я скажу тут — казаки и их офицеры нашли общий язык и таким образом сохранили некоторое равновесие.
Но этого мало.
Главное не в этом.
Первым и основным условием, удержавшим казачество, по крайней мере, в первые дни общего развала, это идея государственности, правопорядка, глубоко сидящее сознание необходимости жизни в рамках закона.
И если в настоящие дни казачество как будто начинает заболевать страшной болезнью большевизма, то думаю— скоро придет к нему излечение, ибо искание порядка ярко прояснилось в казачестве с первых дней революции.
Это искание порядка, законности красною нитью проходило и проходит через все Круги всех казачьих войск и на общеказачьих съездах. В этих народных казачьих собраниях, несомненно, мысль о государственном порядке стоит крепко, выношена уже предыдущими десятилетиями и она не берется под подозрение, как на других съездах и собраниях.
Легко найти немало примеров этой здоровой струи в казачестве хотя бы на наших кругах.
Взять, например, случай с представителями от дворянства на первом нашем Круге в Новочеркасске. Круг заявил, что, как представители сословия, они права участия на Круге не имеют, ибо сословия упразднены, но в качестве станичных представителей—„Милости просим".
Затем—представителем одной из станиц оказался полицейский пристав. Кто-то указал на это.
Старики спросили:
— Станица его послала?
— Станица.
— Документ в порядке?
— В порядке.
— Не имеете право удалить его,—авторитетно решил Круг.
Эти два случая ярко обнаруживают здоровое демократичное настроение старого казачества. И потому то наши Круги и съезды были блогородны в самом тоне своем, даже в том, как говорили и держались члены их. Ибо не митинговать собирались они, а чтобы творить жизнь на устоях правопорядка.
Таким образом нынешняя революция в умах казачества получила отражение совсем не такое, как у большей части российских граждан. Те видели в ней только разрушение, мы же стремились созидать. Пока большевистския волны извне не докатились до нас.
III
Каковы устои казачьей власти?
Казачье управление, - говорили на первом Круге,— должно быть построено так: чтобы мы были хозяевами в станицах, а атаман избирался по воле общества, это было, это и должно быть.
Вокруг должности атамана разгорелись споры.
В одном проекте намечено было Войсковое Правление без атамана.
Старики возмутились. Идут ко мне.
— Что это интеллигенция затеяла? Как же войско без атамана? Атаман—это не кукла, это—власть.
И проект, имевший много сторонников, с треском провалился.
То же было и в войсках Кубанском, Уральском и Сибирском.
В вопросе о личности атамана все дружно сошлись на Алексее Максимовиче. А приезжавшие в Новочеркасск с предубеждением против него возвращались с недоуменным вопросом:
„Кто же более демократичен— генерал ли Каледин или петроградские крикуны, объявившие его врогом демократии?"
И в связи с змеиным шипением, раздававшимся по адресу нашего избранника, Круги закрепили два стародавних святых закона.
Первый—народный избранник неприкосновенен.
Второй—с Дона выдачи нет.
И это последнее правило осуществляется и теперь, когда на Дону нашли себе пристанище многие, имевшие петлю на шее.
Это правило—одно из демократичнейших. И, однако, на него покушались и господин Керенский и товарищ Скобелев. Казачество же поняло, что оно является одним из великих приобретений революции, как право не только иметь своих избранников, но и судить их, так же, как и защищать их, от атамана до последнего казака.
Так прочно воссоздавало существенные устои своего стародавнего быта казачество в дни революции.
Я не останавливаюсь на подробностях. Они уж не имеют значения для общей картины, когда так сочны, ярки и определенны эти важнейшие ее краски.
Но мне хочется указать еще одну чрезвычайно характерную черту для нашего Круга.
В то время, когда повсеместно взоры народные отвращались от церкви и вера в Бога топталась ногами, ни один Круг не начинался без молебна. И делалось это не только из желания не нарушить древний обычай, по-казенному.
Нет.
В казачьей массе есть твердая определенная уверенность, что религиозное начало—одно из самых прочных, спасающих от бед.
Круги неизменно поддерживали эту духовную устойчивость. И в ней, в устойчивости этой, я вижу залог общей устойчивости пред любыми бедами, которые готовят нам катящиеся на нас волны.
Еще по теме:
Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 1
Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 2
Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 3
Люди Тихого Дона. Лебединая песня М. П. Богаевского. Часть 4
М. П. Богаевский о казачестве
М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 1
М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 2
М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 3
М. П. Богаевский на 4 круге. Часть 4
Люди Тихого Дона. Смерть Митрофана Богаевского
|