Автобиография Подтелкова
"Президент" донской советской республики Подтелков был для всего Дона человеком неизвестным. Голубова знали, о других слышали, Подтелков свалился прямо из неизвестности.
Не он сам несомненно, а стоявшие за его спиной позаботились о популяризации имени Подтелкова и новочеркасские „Известия" в конце февраля были украшены едва ли не единственным литературным произведением полуграмотного подхорунжего из вахмистров—„Автобиографией Подтелкова".
Приводим полностью это исключительное произведение, не сохранив только орфографии.
***
— Я, Председатель Военно-Революционного Комитета, подхорунжий Подтелков, хочу в самых кратких чертах сообщить гражданам историю моего происхождения и вообще бегло отметить все те этапы, которые мне пришлось пройти вплоть до момента моего жизнеописания.
Я, - казак Усть-Медведицкого округа, станицы Усть-Хоперской, хутора Усть-Клиновского, уроженец хутора Крутовского, сын казака-хлебопашца.
Образование получил в церковно-приходской школе. На военную службу поступил в Гвардейскую батарею и занимал должность взводного урядника. Со дня мобилизации выступил вместе со своею частью против немцев и в 1915 году был эвакуирован в город Новочеркасск. Во время пребывания моего в городе Новочеркасске мне за мое выступление на защиту несправедливо арестованного офицером запасной батареи—товарища Лоскина, пришлось по распоряжению атамана Покотилло попасть под надзор. Это обстоятельство не мешало однако Покотилло назначить меня на должность вахмистра в эвакуированной команде Черкасского округа и пешей Кавказской бригаде. Как это ни странно, но было истинно так, где я и пробыл несколько месяцев.
Мое отношение к политике.
В политическом отношении я, как до государственного переворота, так и после такового не вступал ни в одну партийную организацию и всегда лишь ставил своею целью справедливость и беспощадную борьбу с угнетателями трудящихся масс и по мере сил призывал всех трудящихся к сплочению и единению, указывал им, что все они одинаково живут своим трудом и одинаково же были угнетены различными властями и капиталистами. Такую свою цель я оправдываю тем, что при наличности какой бы то ни было розни среди трудящихся, выиграют только те, кто привык жить на чужой счет. Они воспользуются случаем, затеют гражданскую войну, легко захватят власть и снова трудящиеся массы будут в железных когтях кулаков, богачей и капиталистов.
Гражданскую же войну я понимаю только, как войну одной части трудового народа против другой, под влиянием злостной агитации. То же, что происходит сейчас, это, по-моему, не гражданская война, а борьба трудящегося народа с оружием в руках с теми, кто не желает добровольно расстаться с властью и капиталом, похищенным у трудового народа.
Вас же, наши противники, я по совести не могу назвать гражданами, а вам только есть одно имя:
"Вы заклятые враги Трудового Народа".
Работая в различных организациях, я всегда старался убедить таких „граждан", чтобы они добровольно уступили народу то, что он у них требует, но ничего, кроме насмешек, в ответ не получил.
В этом отношении на них было очень похоже и наше Войсковое Правительство, которое своей политикой затемняло казачество и натравливало отца на сына и обратно.
Мы, казаки, были на фронте и сражались там бок о бок с нашими братьями-солдатами и мы даже не могли и помыслить о том, чтобы пойти брат на брага. Вместо этого мы пошли рядом с солдатами на Войсковое Правительство: не могли мы служить такому предательскому правительству, которое задалось целью посеять рознь среди трудящихся масс и поработить народ, что оно и пыталось сделать, распуская казачьи части, чтобы ослабить опасные для них ряды.
Есть сила для борьбы, это - трудовая интеллигенция, которую я зову в ряды борцов не с оружием в руках, а с словом и с светом истины, я верю в идею трудового народа.
Правда на нашей стороне и мы победим! Вперед за свободу!
Подтелков.
***
Автобиография грешит большими пропусками. Опущен, например, такой этап из жизни „президента”, как сбор взяток с казаков в запасной батарее за выдачу отпускных билетов и т. д. Опущены и описания кутежей на деньги и во славу трудового казачества.
Донская волна, 1918 №17
Еще по теме:
Два казака. Подтелков. Часть 1.
Два казака. Подтелков. Часть 2.
Люди Тихого Дона. Портрет Подтелкова
Люди Тихого Дона. Автобиография Подтелкова
Подтелков в Новочеркасске. Часть 1
Подтелков в Новочеркасске. Часть 2
Подтелков в Новочеркасске. Часть 3
Подтелков в Новочеркасске. Часть 4
Смерть Подтелкова
|