
Болезнь Г. В. Плеханова
По словам "Наш. Слова", в Петроград продолжают поступать тревожныя сведения о ходе болезни Г. В. Плеханова.
Первое известие было получено центральным комитетом «Единства» из Финляндии 8-го мая. Супруга больного молила прислать кого-нибудь ей на помощь так как она падает от изнеможения, ухаживая за больным мужем и сменить ее некому. Г-жа Плеханова сообщала, что Г. В. очень плох, и просила кого-нибудь из друзей приехать.
Ближайший друг Плеханова Л. Г. Дейч обратился в Смольный за разрешением и содействием для поездки в Финляндию, но в Смольном Дейчу заявили, что решительно ничем помочь ему не могут, так как выезд русских в Финляндию запрещен. Дейчу посоветовали исхлопотать разрешение у германского представительства, от которого, главным образом, зависит разрешение на въезд для русских в Финляндию.
На днях к больному Плеханову пытался пробраться один из эстонцев, но и эстонский паспорт не помог.
В настоящее время друзьями Плеханова делаются попытки добиться через германского посла Мирбаха разрешения на переезд через финляндскую границу. Есть надежда, что хлопоты увенчаются успехом.
23 мая в центральном комитете "Единства" снова получено от супруги Плеханова с оказией тревожное сообщение о положении больного, признаваемого врачами почти безнадежным.
Плеханов болен, как известно, туберкулезом легких, который у него открылся в 80-х годах. Живя на курортах Швейцарии и Италии, Плеханову удавалось задерживать развитие болезни. С возвращением же в Россию, и в особенности в Петроград, Плеханов стал себя чувствовать плохо, часто простуживался, постоянно имел повышенную температуру и часто бывал вынужден не покидать постели.
Врачи посоветовали больному поселиться в Царском Селе, как более здоровой сухой местности. Положение Плеханова стало угрожающим со времени октябрьского переворота, когда к больному старику, лежавшему с повышенной температурой, три раза врывались красногвардейцы и обыскивали его лично и всю квартиру, требуя выдачи оружия. Эти посещения произвели на Плеханова потрясающее впечатление, и результатом их было обильное кровотечение из горла.
С тех пор Плеханов уже не поправлялся и лежит теперь тяжко больной в холодной Финляндии, вдали от друзей.
Чрезвычайное собрание уполномоченных фабрик и заводов Петрограда, заслушав известие о тяжкой болезни Г. В. Плеханова, постановило отправить следующую телеграмму:
"Заслушав сообщение о тяжелой болезни Г. В. Плеханова, чрезвычайное собрание фабрик и заводов Петрограда шлет свой горячий привет и пожелания скорейшего выздоровления.
Россия и рабочий класс, как никогда нуждаются в вашей помощи в своей борьбе за выход из того тяжелого положения, в каком находится страна".
Сибирская жизнь 1918 № 036 (15 июня)
Г. В. Плеханову
Семья Г. В. Плеханова сообщила на днях о резком осложнении его болезни, давно уже приковавшей Г. В. к постели.
Мы выпускаем сейчас номер нашего журнала, не имея дополнительных известий о состоянии здоровья Г. В., заброшенного судьбой в глухой уголок Финляндии и отрезанного сейчас от России, от близких и друзей.
Мы знаем лишь одно: краска жгучего стыда заливает лицо, когда читаешь сухие хроникерские заметки о тщетных попытках семьи Г. В. вывезти тяжело больного из Финляндии.
Трагическая судьба! Г. В. Плеханов отдал 40 слишком лет своей жизни революционной борьбе — за освобождение человечества — под знаменем социализма.
Г. В. Плеханов весь блеск своего огромного таланта, всю остроту своего ума, всю свою исключительную эрудицию вложил в дело пропаганды идей научного социализма на русской ниве.
Он был—и увы! — остается единственным теоретическим вождем русской социал-демократии, ее самой светлой творческой головой.
И когда этот вождь,- этот учитель ряда практических работников, после долгих лет неустанного труда в изгнании, вернулся к родной земле, его встретила холодная вражда и оскорбительное равнодушие той группы, которая,— на несчастье страны, — монополизировала в своих руках руководство судьбами революции.
И этот разрыв между учителем и учениками создал вокруг Г. В. Плеханова атмосферу отчуждения, отравившую ядом горечи великую душу...
Это, может быть, было неизбежно: Г. В. никогда не льстил предрассудкам толпы, а шел всегда против течения.
Но сейчас, когда наступает отрезвление в рабочих массах, когда сознание передовых кругов рабочего класса властно возвращается жизнью „назад к Плеханову", когда его мысли становятся достоянием общего оборота, а его предсказания оправдываются на каждом шагу,— в это время особенно тяжело ощущается трагическое одиночество Г. В. Плеханова, его вынужденное пребывание в чужих местах, среди равнодушных и чужих людей.
Это — не заслуженный им терновый венец и горестно думать о том, как слепо расточаем мы свои сокровища! Мы шлем свой братский привет нашему учителю и вождю!
Мы надеемся, что он поборет свою тяжкую болезнь и вернется к работе, составлявшей содержание всей его жизни.
Мы твердо верим, что когда окончательно рассеется кошмарный туман, окутывающий еще ныне сознание широких масс, они оценят в полной мере неисчислимые заслуги перед родиной и революцией Г. В. Плеханова!
Дело : Еженедельный социал-демократический журнал.- № 9
3 июня (21 мая) 1918 г.
Еще по теме:
Болезнь Г. В. Плеханова (май 1918 г.)
Кончина Г. В. Плеханова
Памяти Георгия Плеханова
Историческая роль Плеханова
Плеханов и рабочие массы
Снова вместе с Плехановым
Г. В. Плеханов и наши революции
Похороны Плеханова (9 июня 1918 г.)
|