nik191 Воскресенье, 31.05.2020, 07:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1089]
История искусства [229]
История науки и техники [286]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов (К 140-летию со дня смерти)

 

 

 

 

К 140 ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ

 


Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

Великий русский полководец

 

После смерти Петра I, заново реорганизовавшего русскую армию и поднявшего ее на одно из первых мест в Европе, русское военное искусство переживало значительный упадок. В воспитании армии и в тактических принципах вводились начала, заимствованные у Пруссии, войско которой считалось образцовым.

Но прусская армия была наемной и состояла из людей, навербованных в разных государствах. Идеи любви к родине, долга перед отечеством были ей чужды. Армия строилась на жесточайшей палочной дисциплине.

Русские солдаты оценивали свою тяжелую службу, как долг перед родиной. Применение принципов, естественных для наемных армий, снижало боеспособность русской армии. К тому же со второй четверга XVIII века обученность армии сильно снизилась. Маневры и военные упражнения, которым Петр придавал огромное значение, постепенно вовсе вышли из употребления; командиры следили лишь за красотой маршировки и выправки.

Результаты всего этого отчетливо сказались во время Семилетней войны. Правда, на протяжении кампании 1757—1761 гг. русское войско не понесло ни одного поражения и, наоборот, наголову разгромило прусскую армию при Кунерсдорфе, но в этом сказались не способности высшего командования, не организованность и подвижность армии, а только ее внутренняя сила, личная доблесть и мужество солдат и рядового офицерства.

В практике Семилетней войны сложились и основы полководческого искусства Суворова, который, тогда еще в чине подполковника, проявил себя как один из доблестнейших русских офицеров.

Прослужив семь лет рядовым и унтер-офицером, Суворов глубоко усвоил психологию солдат, правильно понял и оценил возможности русской армии. С гениальной проницательностью он отчетливо осознал то, что лишь стихийно проявлялось армией, и создал свою систему стратегии и тактики, до уровня которых позднее поднялась лишь стратегия Наполеона, развившаяся в практике революционных войн.

Первичным условием победы Суворов считал моральное состояние армии. Каждый солдат должен отчетливо представлять себе цели войны и стремиться к победе хотя бы ценой жизни. Доверие, уважение, любовь к солдату послужили основой непобедимости великого русского полководца, который пользовался величайшей любовью своей армии.

Суворов добивался тщательного военного воспитания и обучения армии. Сочетание этих двух моментов сделали суворовскую армию явлением исключительным для своего времени. И Суворов не льстил ни себе, ни своим солдатам, когда называл их чудо-богатырями, орлами, витязями. Такой полководец и такое войско не могли довольствоваться методами войны, присущими западноевропейским армиям, где генералы не доверяли солдатам, а солдаты ненавидели офицеров, где армия была лишь бездушным аппаратом в руках своего главнокомандующего.

Суворовская армия не была связана необходимостью применения линейного строя, единственно возможного в наемных армиях. Правда, Суворов не отказался вовсе от линейного строя, но наряду с ним он широко пользовался построением в колонны и подвижной системой мелких каре вплоть до батальонных и ротных, а также рассыпным строем. В основу своей тактики, применяя даже линейное построение, он вводил принципы, характерные для глубокого строя.

Впервые в Европе Суворов не только высказал, но и с величайшим успехом применил на практике новые стратегические принципы, идущие в разрез с самыми основными положениями военного искусства XVIII века. Основой военной мудрости тогда считали осторожное маневрирование, умение оттеснить противника, не вступая с ним в сражение, а лишь создавая ему невыгодное положение; стремились занимать территории и крепости, вести мелкие раздробленные операции в разных направлениях. Суворов, наоборот, решение войны видел прежде всего в уничтожении живой силы противника.

Это может быть достигнуто не медленной и пассивной тактикой, а лишь быстрым наступлением в решающем направлении, молниеносным, решительным ударом и неустанным преследованием разбитого врага.

Суворов поучал:

«Истинное правило военного искусства

—    прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, чрез что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым смелым наступлением».

В выборе операционного направлении Суворов никогда не ошибался. Одним из основных принципов, обеспечивающих победу, он считал сосредоточенность сил, но не постоянную сосредоточенность во что бы то ни стало, как этого требовали позднее многие даже очень умные теоретики войны. Суворов добивался сосредоточения сил лишь к моменту соприкосновения с неприятелем.

«Идешь бить врага

—    умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникации. Побивши неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения».

Суворов всегда составлял для себя оперативный план войны, кампании, отдельной операции. Но планы его носили скорее принципиальный характер, без мелочной разработки, бессмысленной в меняющихся обстоятельствах войны. План ближайших действий должен быть известен не только начальникам, но даже солдатам. Это необходимо для того, чтобы каждый мог полностью проявить личную инициативу, которую высоко ценил Суворов.

Отрицая возможность успешных действий, по детальным, заранее выработанным диспозициям, которые так любили в то время (да и много позднее). Суворов предоставлял офицерам и солдатам «с разумом, искусством и под ответом» вносить собственные поправки в исполнение приказаний.

«Местный в его близости по обстоятельствам лучше судит, нежели отдаленный: он проникает в ежечасные перемены течения их и направляет поступки свои по правилам воинским».

Наступление — единственная форма действий, которую признавал Суворов. Оборонительная тактика, и то с обязательным переходом к активным операциям, вызывала его порицания.

«Одно звание обороны уже доказывает слабость, следственно и наводит робость».

Армия Суворова и ее гениальный полководец не знали ни одного поражения. В Польше, в Турции, в Италии, в Швейцарии они везде были одинаково победоносны. Эти победы сыграли огромную роль в укреплении международного положения России, в обеспечении ее границ.

Заветы Суворова о воспитании армии, о принципах победы, о победе, как единственно возможном исходе войны, останутся вечно живыми и действенными в Красной армии страны Советов.

 

Проф. Н. КОРОБКОВ.

 

ИЗ ДОКУМЕНТОВ

 

ПРИКАЗ ПО СОЕДИНЕННОЙ АРМИИ

Неприятеля поражать холодным ружьем, штыками, саблями и пиками. Артиллерия стреляет по своему рассмотрению, почему она и по линии не расписывается. Кавалерии и козакам стараться неприятелю во фланг ворваться.

В атаке не удерживать. Когда неприятель будет сколон, срублен — тотчас преследовать его, и не давать ему времени ни сбираться, ни строиться. Если неприятель будет сдаваться, то его щадить: только приказывать бросать оружие. При атаке кричать, чтоб неприятель сдавался; о чем все войска известить. Ничего не щадить; не взирая на труды, преследовать неприятеля денно и нощно до тех пор, пока потреблен не будет.    

Чтобы котлы и прочие легкие обозы были не в дальнем расстоянии при сближении к неприятелю, дабы по разбитии его можно было каши варить; а вирочем победители должны быть довольны взятым в ранцах хлебом, и в манерках водою.

Кавалерия должна о фураже сама пещись.

Суворов.

Александрия 3/14 июня 1799 г.

 

Красная звезда, № 113, 18 мая 1940 г.

 

 

 

Еще по теме:

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов (К 140-летию со дня смерти)

Военный гений русского народа (К 140-летию со дня смерти)

Подготовка к штурму Измаила

22 декабря 1790 года войсками Суворова был взят Измаил

150 лет со дня героического штурма Измаила (1939 г.)

.......................

Граф А. В. Суворов-Рымникский. (К столетию со дня его кончины). Часть 1

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (17.05.2020)
Просмотров: 20 | Теги: 1940 г., Суворов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz