nik191 Пятница, 22.11.2024, 09:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Февраль » 6 » Второе бракосочетание царя Михаила Феодоровича
05:09
Второе бракосочетание царя Михаила Феодоровича


 

 

 

Второе бракосочетание царя Михаила Феодоровича

(5 февраля 1626 г.)
 

«Бояре смотрят из терема:
Бояре молвят: чей-то такой?
Боярыни молвят: чей господин?
А сужена молвит: мой дорогой».


Свадебная песня (похвальная невесты своему жениху).

 

Рисунок, нами помещаемый, представляет один из характернейших эпизодов царской свадьбы, как мы укажем, проходя по порядку все обряды русского свадебного чиновника. Но, не приступая к подробностям, считаем себя обязанным несколько познакомить наших читателей. прежде всего, с обстоятельствами, при которых состоялся это царский брак.

Царь Михаил Феодорович, родившийся, как известно, 12 июля 1596 г., вступил на престол ровно в 17-ть лет, выбранный на царство голосом всего народа.

 

 

Через три года по воцарении, он уже выбрал было невесту себе (1616 г.) — Марью Ивановну Хлопову, которая не только помещена была во дворце, но величалась будущей царицей и даже переименована Анастасией—в память знаменитой первой супруги Грозного, по которой Романовы-Юрьевы вступили в родство с царским домом.

 

Мария Ивановна Хлопова

 

Готовились к свадьбе; как вдруг, разнесся слух, что невеста царская больна. Стали лечить ее, и затем уверили Михаила, чувствовавшего к ней сильное влечение — что болезнь ее неизлечима. Крепко огорченный царь возложил опалу на семейство Хлоповых, не зная, что все ему сказанное про любимую невесту была ложь и клевета, по интриге кравчего Михаила Михайловича Салтыкова, задумавшего отомстить на дочери—отцу Хлопову, его чем-то прогневавшему.

 

Михаил Михайлович Салтыков

 

Этот М. Салтыков, приходился с родни матери царя Михаила, и едва ли не был ее орудием в этом случае. Она же, видимо, была против брака сына с понравившейся ему Хлоповой. Как бы то ни было, но несчастная девушка с родными отослана в далекий Тобольск, в ссылку, а царь молодой, оставаясь одиноким, не переставал тосковать.

Вот, наконец, 14 июня 1619 года, воротился из плена польского, — родитель государя, митрополит Ростовский Филарет Никитич и в первые же дни узнал об истории сосланной невесты. Он, как видно, был более беспристрастен, чем мать, и, как кажется, благодаря его влиянию, Хлопову перевели в Верхотурье, в сентябре того же года. На следующую же весну доставили и — в Нижний Новгород.

 

Патриарх Филарет

 

Кажется, впрочем, более близкого подвоза бедняков Хлоповых к столице не состоялось, потому что патриарх—родитель задумал женить царственного сына на иностранной принцессе; конечно, под условием принятия невестой русского царя - православия. Дело, однако, не склеилось. Это последнее, и на самом деле, непременное требование, было причиной отказа со стороны Датского короля — в руке племянницы (1621 г.) и—Шведского (Густава-Адольфа), отрекшегося сватать принцессу Екатерину Бранденбургскую, сестру жены его (1623 г.).

Принцесса Екатерина Бранденбургская

 

Неудачи заграничного сватовства обратили внимание опять на Хлопову, о которой знали, что живет она в Нижнем здоровая. В допрос докторов взяли и те сказали, что лечили царскую невесту от пустого желудочного расстройства, ничем не грозившего и скоро остановленного. Тогда принялись за Салтыкова. Обман его открылся и повлек опалу всей семьи со ссылкой и отобранием поместьев за измену, что Салтыковы царской радости и женитьбе учинили помешку.

Но, тут поднялась мать государева, и, злобясь за ссылку своих клевретов-племянников, высказала наотрез, что своему сыну-государю благословенья не дает жениться на Хлоповой. Ее и оставили в Нижнем; только увеличили вдвое содержание.

 

Мария Владимировна Долгорукая

 

Царь же женился на княжне Марье Владимировне Долгорукой (19 сентября 1625 года), дочери князя Владимира Тимофеевича, которая через два месяца неожиданно скончалась, принеся новую печаль молодому царю-супругу, выбравшему ее, кажется, по выбору матушки.

Овдовев, двадцати девяти летний царь отважился сделать сам себе выбор подруги жизни и, 29 января 1626 года назначив,— 5 февраля вступил во второй брак с дочерью простою же дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. Выбор этот был вполне удачен и все девятнадцать лет супружества с царицей Евдокией Лукьяновной, царь Михаил прожил душа в душу.

 

Евдокия Лукьяновна Стрешнева

 

Описание этой второй царской свадьбы сохранилось в статейном списке вполне; но. чтобы понять значение упоминаемых здесь обрядов, предварительно расскажем ход свадебного дела вообще, при дворе московских государей, начинаемого, обыкновенно, благословением митрополита.

Царь Михаил Феодорович, прийдя в Успенский собор, в день свадьбы, торжественно и громогласно просил благословения на второй брак свой у родителя патриарха, обратившись к нему с речью после ранней обедни, накануне свадьбы. Патриарх Филарет Никитич отвечал ему речью же, благословляя образом Богородицы Корсунской.

Затем царь пошел в Чудов монастырь, к раке св. Алексея митрополита, и в Вознесенский монастырь, последуемый конной свитой бояр, окольничих, думных и дворян. Ходил и к матушке просить благословения, а воротясь от ней, «приказал нарядить золотую палату».

Наряд этот состоял в постановке образов в большом углу и на каждой стене, и в постлании на лавки полавочников «суконных со львами». Устроено также дли Высоких, Жениха и Невесты, по средине Грановитой палаты «чертожное место»—род трона, обитого червчатыым (рытым) бархатом, на котором положены два парчевые зголовья (подушки) и на каждое еще по сорока соболей из царской кладовой (казны).

Вынуты и даны держать подле места, еще сорок соболей, дьяку Андрею Подлесову. Этим сороком «государя и государыню опахивать» (веять над ними, как бы сдувая порошинки с одежды: что строго предписывалось свадебным этикетом для отогнания порчи). Подле же чертожного места поставлен стол, покрытый тремя скатертями и на верхней из них поставлены на блюдах «перепеча» (сдобное печенье, конусообразного вида), сыр (творог) и солонка, с полотенцами (ширинками) дли утиранья рук. Перепечу нужно было также «подносить государю и государыне». Перепеча с солонкой ставилась и на свадебные столы к гостям.

Нарядив золотую палату, боярыни принимались в тереме одевать невесту «по государскому чину», в великолепное свадебное платье и надевали ей на голову «венец золотой с городы», горевший драгоценными камнями. Одев же царевну выводили и сажали на место в золотой палате. Подле невесты, с левой стороны находилась свеча в фонаре и на столе караваи, женихов и невестин. Ее каравай обшит был золотым участковым атласом, у жениха — турским бархатом; на покрышке караваев нашиты были, на каждом, по 27 жетонов, вызолоченных с лица, битых-серебрянных. Караваи носились на носилках, обернутых бархатом.

 

 

Из терема выводя, убранную невесту, в палату, меньшая сваха выносила за ней вслед кику с покрывалом—не девичий убор. Кику эту надевали на голову невесты в грановитой палате, на отпуске к венцу, как увидим дальше, перед резаньем и раздачею перепечи; причем свадебным чинам и поезжанам раздавались платки н полотенцы, вышитые золотом и шелками, и вынизанные жемчугом.

 

 

Усадив невесту за стол на половине царицы, в ожидании зова в грановитую палату, к жениху, садились подле ней боярыни (сперва жена тысяцкого главного распорядителя свадьбы, за нею свахи, далее поезжаные).

На свадьбе, нами описываемой, свахами невесты были боярыня Марья Михайловна Шеина (супруга Михаила Борисовича, защитника Смоленска) и княгиня Авдотья Андреевна Пожарская (супруга князя Романа Петровича Пожарского). Супруги их были дружками невесты.

Свечу невесты, весом в два пуда, несли стольники Василий Иванович Стрешнев и Яков Михайлович Толочанов; фонарь ее несли стряпчие Федор Андреевич Алябьев и Дорофей Иванов: а каравай—стряпчие же Руф Род. Всеволожский, Степан Вас. Телепнев и Михаил Михаил. Дурнов—всего восемь человек. Одеты были они в золотые терлики «на соболях», и на головах имели черные лисьи шапки.

 

 

Пока наряжалась невеста в тереме, убирался и государь—жених. Он надевал рытый бархатный с золотым узором терлик «на соболях», русскую, соболью, крытую золотым же бархатом, шубу, «заметав полы назад, за плечи» и подвязавшись кованым золотым поясом. В этом уборе вывел царя Михаила, в его золотую палату, тысяцкий — боярин князь Иван Борисович Черкасский, в предшествии поезжан и трех дружек жениха и невесты (царевым дружкой был князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский).

 

 

Войдя в золотую палату, царь, поклонясь образам, сел на свое место, на персидское зголовье, велев сесть в большой лавке отцу посаженому (дяде—Ивану Никитичу Романову), тысяцкому, дружкам и боярам; а в меньшой лавке, прочим поезжанам.

 

(Продолжение следует).


Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 1 (105) - 2 января - 1871.


 

Еще по теме:

Второе бракосочетание царя Михаила Феодоровича

Второе бракосочетание царя Михаила Феодоровича (Продолжение)

Второе бракосочетание царя Михаила Феодоровича (Окончание)

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 280 | Добавил: nik191 | Теги: царь Михаил Феодорович, бракосочетание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz