Воздушные корабли будущего
IV
Русские воздушные гиганты
В немецкой печати появились некоторые любопытные сведения о наших воздушных гигантах. Из целого ряда статей, посвященных этому вопросу, нельзя не заметить, что мнение немцев о нашей авиации за время войны изменилось коренным образом в положительную сторону. Они признают, что авиация в России за первые два года войны сделала большие успехи.
Русская авиационная промышленность, под влиянием общего признания огромной важности за воздушным оружием, приложила все старания к тому, чтобы догнать в авиационном отношении все остальные государства, стоящие впереди России по силе своего воздушного флота. Русская авиация главное внимание обратила на создание аэропланов-гигантов.
По сведениям, сообщаемым немецким журналом "Моtorwagen“, русские кроме бипланов Вуазена и Анри Фармана первую половину войны пользовались еще двумя типами аэропланов системы Сикорского.
Известный биплан-гигант "Гранд" оказался из-за своей малой подвижности не вполне пригодным для боевых целей, после целого ряда испытаний был построен несколько меньшего размера „Гранд“, который несмотря на свои сравнительно незначительные размеры оказался более полезным для военной службы, нежели его большого размера предшественник.
Относительно высокие качества нового биплана-гиганта побудили русские авиационные войска заказать „Русско-Балтийскому вагоностроительному заводу" 10 таких бипланов.*)
*) Прим. Все приводимые сведения сообщены в германской воздухоплавательной печати и поэтому всю ответственность за достоверность сообщаемых данных приходится возлагать на последнюю.
По своим конструктивным принципам этот биплан имеет все характерные особенности аэропланов системы Сикорского. От прежних аэропланов этот новый биплан типа „Гранд“ отличается более усиленной двигательной установкой, более простым устройством кают и применением бронирования отдельных частей аэроплана.
Некоторые из этих аэропланов снабжены стационарными двигателями (Сальмсон), другие двигателями „Гном". Аэроплан приводится в движение с помощью четырех двигателей „Сальмсон" мощностью каждый в 200 сил и установленных на нижней поддерживающей поверхности. Двигатели приводят во вращение четыре воздушных винта, каждый диаметром в 2,8 метр, и шагом 1,9 метр. Все двигатели установлены в один ряд и вращают винты в одном и том же направлении со скоростью около 1.200 оборотов в минуту. Общая мощность всех двигателей составляет 800 лошадиных сил. Этот биплан с нормальным запасом топлива может продержаться в воздухе около 20 часов.
Другие четыре биплана той же конструкции в качестве опытных снабжены четырьмя 14-ти цилиндровыми двигателями „Гном" по 150 лошадиных сил каждый, расположенными также между обеими несущими поверхностями и защищенными броневыми стальными листами. Для уменьшения вращающего момента во время остановки одного из двигателей , все двигатели придвинуты на довольно близкое расстояние друг к другу.
Применявшиеся в прежних аэропланах „Гранд" рули направления оказались недостаточными для того, чтобы аэроплан при остановке одного или двух двигателей мог с остальными работающими двигателями сохранять прежнее направление полета. Поэтому и понадобилось значительно увеличить рули направления. Прежняя конструкция рулей направления по внешнему своему виду немногим отличается от рулей на новейшем „Гранде".
Общая площадь несущих поверхностей составляет 108 кв. метров. Несущие поверхности состоят из двух пар полых деревянных продольных брусьев прямоугольного сечения. Стойки состоят из стальных труб каплеобразного сечения и соединены с продольными брусьями с помощью стальных башмаков. Вся расчалка коробки несущих поверхностей состоит из двойных диагональных проволок, между которыми вделана фибровая прокладка, устраняющая вибрацию проволок и, с другой стороны, способствующая безвихревому обтеканию проволок.
Как уже было раньше указано, для передвижения в горизонтальной плоскости соответствующие рули направления сделаны сравнительно большими. На конце корпуса аэроплана находится неподвижный несущий стабилизатор, продолжение которого составляет систему рулей высоты. Вся площадь поверхности стабилизатора, включая и управление высотой, составляет 9,5 кв. метров; в длину корпус имеет 15 метров.
В новейших конструкциях передняя часть корпуса не лежит впереди несущих поверхностей, как это имело место в прежних „Грандах", а совпадает с передним краем несущих поверхностей.
Поперечное сечение корпуса прямоугольное, которое на конце переходит в квадратное.
Впереди корпус имеет надежную броневую обшивку из броневых листов никелевой стали и переходит в открытую площадку, на которой имеется место для 3—5 пулеметов. Сбоку как раз позади поверхностей находится дверь вышиною в 2 метра, через которую попадают внутрь корпуса, превращенного в очень удобную и поместительную каюту. Каюта эта может вмещать в себе достаточное количество топлива, масла и боевых снарядов.
Впереди, сейчас же за орудийной площадкой, находится капитанская каюта.
Аэроплан имеет 2 рулевых колеса, из которых одно является главным. Перед главным рулевым колесом помещаются все необходимые измерительные приборы и инструменты, далее рычаги для управления и регулировки двигателя, а также выключатели для беспроволочного телеграфа, которым снабжены все бипланы этой конструкции. Антенна натянута на верхней несущей поверхности, имеющей в размахе 24 метра.
Регулировка всех двигателей может производиться также с помощью одного главного рычага, который одновременно регулирует состав смеси в двигателе. На этом рычаге укреплены 4 маленьких выключателя, благодаря которым можно самостоятельно регулировать каждый двигатель независимо друг от друга.
Шасси состоит из 8 колес. С помощью очень остроумного устройства поплавков этот биплан может в короткое время превращаться в гидроаэроплан. Все шасси с помощью очень прочных пружинных рессор прекрасно подвешено и во время спуска на землю не передает почти никаких толчков на аэроплан. Во время полета новый аэроплан Сикорского очень устойчив и даже при самом сильном ветре испытывает едва заметные раскачивания.
На разбег при взлете требуется приблизительно 100 метров, в зависимости от характера почвы и направления ветра. Биплан в состоянии поднять полезный груз в 1.800 килогр. Скорость полета его превышает 128 килом. в час.
Последнее время на аэродроме близ Петрограда были произведены опыты с бипланом с целлулоидной обтяжкой. Подобные опыты, имеющие своей целью постройку невидимого аэроплана были произведены также в Германии и во Франции и не дали пока никаких благоприятных результатов.
Несущие поверхности и рули покрываются вместо полотна целлулоидными листами. Опыты предпринятые в Германии показали, что невидимость подобного аэроплана вовсе уж не так велика, как можно было предполагать. Напротив такие аэропланы во время солнечного освещения благодаря отражающему действию зеркальной целлулоидной поверхности гораздо легче могут быть обнаружены, нежели аэропланы обтянутые полотном.
Спереди, снизу и с боков подобные обтянутые целлулоидом аэропланы отбрасывают такую же тень как и обтянутые полотном.
Кроме этих бипланов системы Сикорскаго, по словам германского журнала "Моtоrwagen" в России строится еще новый биплан - гигант проф. Гаккеля. Эти новые воздушные гиганты могут подымать двух пилотов, двух наблюдателей и кроме того несколько артиллеристов. Вооружение их состоит из четырех 37-миллиметровых орудий. Эти бипланы должны развивать скорость 130 килом. в час.
Я. Златогоров (Я. Гольберг).
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №44 (89) (24 марта)
Еще по теме:
Воздушные корабли будущего. Часть 1
Воздушные корабли будущего. Часть 2
Воздушные корабли будущего. Часть 3
|