(начало)
2. Явления характера интеллектуального, и их нравственные последствия для человека
При каких условиях интеллектуальный труд может быть сравниваем с трудом физическим?
Какое питание и способ его приготовления всего больше могут содействовать его продуктивности?
Можно ли считать чай и кофе нервными возбудителями, какими их считают, и, вместо того, чтобы быть пищей, т. е. восстановителями сил, не являются ли они напротив уничтожателями нервного вещества?
Эти животрепещущие вопросы, которые может быть и будут когда нибудь разрешены, но до сих пор точного ответа на них не имеется.
Все, что мы можем сказать утвердительно, это то, что умственный труд требует пищи легкой, питательной и дающей минимальное количество отбросов, так как при этом будет меньше причин отравиться токсинами.
В общем мы можем утвердительно сказать, что всякая пища, принятая в нормальных условиях и размерах, удовлетворит требованиям организма, поддерживая его в хорошем состоянии, содействует нервному равновесию, и действует отраженно и на равновесие характера, что очень важно, если не сказать необходимо, для гармонической деятельности всякой нравственности или морали.
До сих пор мы смотрели на вопрос как будто мы принадлежим к идеальному обществу, где каждый может удовлетворить свою потребность в питательных веществах, каких требует жизнь и условия его труда. Но мы знаем из исследований Ш. Бенуа, из анкет «Лиги покупателей» и т. д., что существует многочисленный класс работников, которые не будучи ни пьяницами, ни порочными людьми, все-таки не могут, благодаря ничтожному заработку, получить достаточно пищи, чтобы восполнить потери их организма.
И в то время, когда богатые создают сами условия болезней и преждевременной смерти от слишком обильного питания, слишком богатой азотистыми веществами пищи, при чем употребляют слишком сильные для их легкого труда возбудители, на другом конце социальной лестницы существует гораздо более обширная категория лиц, которая страдает и погибает от недостатка питания.
И между тем как улучшение условий первой группы этих лиц зависит только от них самих, от более разумной гигиены и от их сознания ответственности перед их будущим поколением, улучшение участи второй группы зависит не столько от них, как от всего общества, от его способности понимания солидарности, труда, и разумной поддержки.
Замечательная вещь, что болезни создаваемые перееданием, не передаются посредством заражения, а болезни от недостатка питания очень заразительны и служат источником эпидемий.
Как будто болезненные микробы приобретают в истощенных организмах новую живучесть и силу, чтобы сильнее поражать тех, кто забывает, что мало того чтобы не дать умереть от голода работнику, но необходимо позаботиться и о том, чтобы он мог восстановить свои потери в организме и восстановить свои силы. Иначе, выходит, что он восстанавливает свои силы на счет траты своего организма и благодаря этому делается легкой жертвой болезненных микробов, так что, попустительство в оставлении его голодным не только преступно с точки зрения гуманности, но является и опасным, так как представляется возможность открыть широкое поле для культуры смертельных недугов роковых для человечества.
Этого мало. Дурное недостаточное питание ужасно отражается на детях. Рожденные от ослабленных матерей, они уже родятся обреченными, и конечно не питание грудью источником матери может восстановить их силы. Они со дня рождения являются тяжестью для общества, не принося ему никакой пользы, чего бы конечно не было, если бы мы были более расчетливыми экономистами и умели смотреть вперед, а не только думать о текущем моменте.
Надо пожить среди бедных девочек и девочек из состоятельных семей, чтобы понять, какая разница существует между этими будущими матерями, а по какой-то горькой иронии судьбы, именно у бедных всегда детей больше, чем у состоятельных. Именно эти-то несчастные, рахитические, ослабленные матери и дают жизнь большому количеству детей и напрасно мы удивляемся большим затратам на отдел благотворительности в больших городах и вырождению расы.
И вот какие высокие и жестокие уроки морали и солидарности всего человечества вытекают из здорового и честного понимания сложной проблемы питания. Вот почему последствия жизненных явлений так двойственны, если брать их соотношения с одной стороны со стороны общества, а с другой со стороны единичного субъекта, человек в этом будет черпать желание с каждым днем все более и более учиться, как усвоить истинное понятие того, как важна безукоризненная чистота, как важна умеренность и трезвость, уравнивающий и восстанавливающий труд, нравственная идея ответственности каждого и обязанностей его, как воспитателя и руководителя.
Общество же из этого извлечет понятие об экономических законах, на которых оно еще не утвердилось, и представление о помощи и солидарности совсем иное, чем то, которой оно до сих пор довольствовалось. Общество при этом приходит к очень интересной эволюции, которая, конечно, чтобы быть серьезной, должна быть подготовлена заранее систематическим изучением.
Необходимость изучения и поучения, вот что главным образом вытекает раньше всего из всех как нравственных, так и экономических указаний науки. Это главный способ нивелировки с улучшением со всех сторон, это настоящий смысл всякой солидарности, это наконец единственная настоящая защита всего человечества.
Августа Молль-Вейс.
Еще по теме:
Влияние пищи на духовное развитие человечества с точки практической морали
|