Восстание в Кронштадте
Териоки, 6. III. 10 часов вечера. В Кронштадте восстание. Матросы и восставшие требуют созыва Учредительного Собрания.
Большевики предложили восставшим начать переговоры, которые к благоприятным для большевиков результатам до сих пор не привели.
Положение в Петрограде
Териоки, 6. III. В Петрограде новых открытых восстаний нет. Однако рабочие, несмотря на массовые аресты, узнав о восстании в Кронштадте, снова заволновались.
С продовольствием в Петрограде крайне тяжело. Хлеб за неделю поднялся в цене с 1.000 рублей до 5000 руб. за фунт.
Переговоры противников
Ревель, 6. III. Временный Революционный Комитет Кронштадта на предложение петроградского совета о присылке в Кронштадт делегатов в целях выяснения положения согласен, при том условии, что делегаты должны быть не от совета, а от фабрик, красноармейцев и матросов. К этой делегации могут быть присоединены и коммунисты, но в количестве, не превышающем 15 проц. общего числа депутатов.
Кронштадт в свою очередь пошлет делегатов в Петроград при условии гарантии свободы передвижения для делегации.
Срок ответа, необходимого для выезда делегатов, истекает в 6 часов вечера 6 марта.
Анархия в советской России
Ревель, 5. III. Через Гельсингфорс пришло непроверенное еще известие о захвате кронштадтцами Красной Горки.
Из Пскова бежали советские власти. Сегодня железная дорога стоит. Газеты не выходят. Полная анархия.
От агентств
„Петропавловск" готов к бою. Орудия направлены на Петроград
Стокгольм, 6. III. (С. П. А.).
Из Гельсингфорса сообщают: ночью пришло сообщение, что Кронштадт в руках восставших. Броненосец "Петропавловск" готов к бою, орудия направлены на Петроград. Ледокол "Ермак" пробил путь из Кронштадта в Ораниенбаум. Советское правительство приостановило движение между Ораниенбаумом и Петроградом. На петроградских заводах стоят патрули курсантов, которые остались верны правительству. Рабочих строго контролируют.
По сообщению финляндского бюро печати Петроград в руках советского правительства. Войска, посланные в Петроград, ненадежны, а число повстанцев увеличивается. Из достоверных источников сообщают, что Зиновьев руководит операциями против повстанцев из Петропавловской крепости. 4 делегата, посланные в четверг для переговоров в Кронштадт арестованы.
„Последнее предостережение"
Москва, 7. III. (Радио). "Роста" печатает, как "последнее предостережение", приказ Троцкого такого содержания.
"Рабоче-крестьянское правительство решило, чтобы Кронштадт и бунтовщики военных судов были немедленно приведены к подчинению советскому правительству. Поэтому приказываю, чтобы все, кто поднял руку против советское власти, немедленно сложили оружие.
Отказавшиеся будут разоружены и переданы в распоряжение советской администрации. Арестованные комиссары и другие представители власти должны быть немедленно освобождены. Только те, кто безусловно подчинится, может рассчитывать на милость советской власти.
Одновременно издается приказ о всех приготовлениях к подавлению мятежа и мятежников вооруженной рукой.
Ответственность за страдания мирного населения падет целиком на головы 6елогвардейских мятежников. Это предупреждение является последним".
Подписали:
председатель военно-революционного совета республики Троцкий,
главнокомандующий Каменев,
командующий Тухачевский.
***
Кремлевский бред
Москва, 7. III. (Радио). Газета-афиша „Роста" публикует воззвание:
Царский генерал Козловский при помощи эс-эров и меньшевиков поднял восстание в Кронштадте против советского правительства.
Сознательные рабочие и крестьяне, на ваши боевые места!
„Радио-Вестник" в свою очередь распространяет следующее воззвание.
"Советское правительство переживает новый заговор и новое восстание. Чернов, меньшевики, ген. Козловский и французские буржуи решили ловить рыбу в мутной воде. Но это им не удастся, как не удавались и прежние попытки.
Смерть белым генералам и их помощникам!"
Другое воззвание "Роста" говорит:
"В главном белогвардейском лагере по инициативе Савинкова решено было захватить путем переворота власть над рабочими и крестьянами".
Газета вновь обвиняет группы эсэров активистов и меньшевиков, которые действуют против советов а следовательно и контрреволюционно. Газета приглашает рабочих помочь правительству в розысках их секретных агентов.
Московские полки отказались выступить
Вена, 7. III. (Ч. Т. А.). Сообщают из Риги, что 35.000 солдат московского гарнизона отказались выступить против восставших.
***
Положение революционеров
Рабочие Петрограда потребовали освобождения политических заключенных и поставили сроком 5 марта. Передают, будто образовались революционные комитеты.
Советские власти призвали финских красногвардейцев и кавалеристов в Петроград.
В Москве же остались китайские части.
Железнодорожное сообщение почти приостановлено. Последние сообщения из Ревеля передают, что положение революционеров более прочное, чем до сих пор полагали. Согласно радиотелеграмме из Москвы, петроградские укрепления и кронштадтский флот находятся в руках революционеров.
Для усмирения восставших советское правительство отправило в Петроград 35 тысяч человек, которые, однако, колеблются выполнять приказания властей.
Другие сообщения передают, будто Петроград находится в руках революционного комитета.
Во главе восстания стоят социалисты-революционеры, требующие немедленного созыва Учредительного Собрания и введения свободной торговли. Эти требования встречают также сочувствие коммунистов.
Революция не сломлена
Как ни противоречивы сведения, приходящие со всех сторон относительно положения в Кронштадте, Петрограде, Москве и различных частях Россия, одно несомненно — начавшееся революционное движение народа продолжается и развивается.
Жестокость, с которой в течение вот уже десять слишком дней его пытаются подавить большевики, свидетельствует не только о безвыходности положения советской власти, руками "спецов", башкир и латышей истребляющей рабочих, матросов, красноармейцев и крестьян, но и о стойкости и размахе самого движения.
Все время получаются сообщения о новых и новых восстаниях во всех концах России.
Московская печать говорит о восстаниях в оренбургском и уральском районах. Есть сведения о восстании в Одессе, на Украине.
В Москве кровопролитные беспорядки.
В Кронштадте Временный Революционный Комитет не только выставил политическое требование—созыв Учредительного Собрания, но и перешел к активным действиям, арестовав большевистских делегатов и отправив (если верить финским сообщениям) ледокол "Ермак" к Ораниенбауму.
В самом Петрограде не только не наступило спокойствие смерти после якобы происшедшего подавления восстания, но наоборот продолжаются волнения рабочих. К нему подводятся всевозможные инородческие войска — последний оплот тирании.
Кронштадт стал несомненным центром восстания. Оттуда идет могущественный толчок разливающемуся всенародному движению.
Большевики очутились перед непреодолимой и гневной стихией.
Их успехи могут быть лишь временными и частичными.
Им нанесен страшный удар, и оправиться от него они не в состоянии.
Они уводят с "фронтов" верные войска.
Они перебрасывают к ненадежным пунктам финнов, башкир, курсантов и т. д., но в тылу у них тотчас же появляются новые очаги восстания.
Их пулеметный огонь не увеличит количества хлеба, — а его отсутствие является одной из причин восстания.
Их военные переброски не улучшат транспорта, а кризис его разваливал большевистский строй.
Их расстрелы рабочих, заложников и красноармейцев только еще больше озлобят народную массу, возбудят в ней еще более сильное, если это возможно, чувство ненависти к угнетателям.
Большевистская партия, ощетинившись штыками, поголовно вооружаясь, стоит среди бушующей, восстающей России, и в страшной и кровавой борьбе между ней и народом она не может не погибнуть.
Революция продолжается, и все ближе и ближе становится конец тирании и начало новой жизни народа, снова воспрянувшего в революционном подъеме.
Клеветники
"Роста" не унимается. "Опровергать" больше нельзя. Факт матросского восстания в Кронштадте официально признан московским правительством.
Оно признает также, что среди рабочих Петрограда и Москвы происходят волнения. Уверять Европу в том, что в советской России все спокойно, что большевистская власть незыблема, и что рабочие и крестьяне горой стоят за Ленина и Троцкого,— невозможно: никто не поверит.
И вот "Роста" и все остальные казенные агентства, полицейские газеты и наемные агенты, пишущие в коммунистической прессе за границей, по приказу из Москвы разрабатывают новую тему:
— Восстание поднято царскими генералами.
Движение рабочих, матросов и красноармейцев, им надо изобразить, как возобновление Колчаковских, Деникинских и Врангелевских черносотенных авантюр.
Но эта ложь может обмануть только тех, кто хочет быть обманутым.
"В главном белогвардейском штабе, уверяет "Роста", по инициативе Савинкова решено захватить путем переворота власть над рабочими и крестьянами.
Чернов, меньшевики, генерал Козловский и французская буржуазия решили ловить рыбу в мутной воде”...
В Москве прекрасно знают, что исключенный из партии ренегат Савинков не имеет никакого отношения к Чернову или к меньшевикам, что партия социалистов-революционеров и партия меньшевиков не имеют никакого отношения к "французской буржуазии".
Московское правительство прекрасно знает, что эсэры и меньшевики не только не находятся в союзе с монархистами, но наоборот всегда боролись и будут бороться самым беспощадным образом со всякой попыткой восстановления царской и помещичьей власти в России. Но господину Ленину нужно спасать свою собственную власть, и он пускает в ход свое излюбленное оружие: ложь и клевету.
Для этого ему немного нужно. Ведь в Кронштадте среди восставших матросов есть несколько офицеров, есть даже настоящий генерал, бывший прежде на царской службе...
У самого Ленина на службе не один, а сотни и сотни "царских" генералов и тысячи „царских" офицеров, и, как гласят некоторые телеграммы, как раз эти генералы и офицеры особенно усердствовали при подавлении рабочих волнений в Москве и Петрограде. Об этом „Роста" благоразумно умалчивает.
Правительственное сообщение вынуждено признать, что политическое руководство кронштадтским восстанием принадлежит революционному комитету, состоящему из матросов. Но комитету подчинился генерал Козловский и другие офицеры, и этого достаточно для того, чтобы оклеветать одетых в матросские формы рабочих и крестьян и назвать их монархистами!
Рабочие и матросы требуют созыва Учредительного Собрания, политических свобод и образования подлинной народной власти, они не верят больше комиссарам-самодержцам, и клевета, распространяемая агентами Ленина, может лишь укрепить их убеждение в правоте того дела, во имя которого они восстают.
Воля России. - Прага, 1921 № 147 (8 марта)
***
***
Последние сведения из Кронштадта
Агентурная сводка из Кронштадта сообщает следующее:
«Все руководство в руках офицеров. Морские и солдатские массы отшатнулись от заговорщиков и не принимают никакого активного участия. Желающих убежать из Кронштадта задерживают и отправляют в караул. 6 и 7 числа с. м. мятежники производили поголовные аресты коммунистов.
Упорствуют слухи, что в случае открытия военных действий красными, мятежники предполагают обстрелять нейтральную Финляндию, что вызовет последствие — выступление против советской России».
О чем говорят эти сведения?
Эти сведения говорят о том, что бывшее царское офицерье распоясывается вовсю.
Что эс-эровско-анархическо-меньшевистская буза и волынка сыграла наруку настоящим людям старого царского режима.
Что беспартийные, одураченные зс-эрами массы, попались в ловушку, из которой не могут выйти, ибо предав коммунистов в руки белогвардейцев, они сами себя предали в эти же руки.
И, наконец, эти сведения говорят о том, что Россию снова хотят втянуть в войну и с этой целью кронштадтские белогвардейцы готовятся обстрелять финское побережье.
Какие выводы должны из всего этого сделать все честные труженики, солдаты и матросы!
Первое:
никогда больше не попадаться на удочку эс-эровско-меньшевистских шептунов. Гнать этих негодяев от заводов, казарм и кораблей в три шеи.
Второе:
постараться покончить с белым Кронштадтом как можно быстрее, чтобы не дать времени этим подлецам втянуть уставшую, измученную Россию в новую войну.
Затряслись поджилки
Пред нами 4-й номер «Известий временного революционного комитета гор. Кронштадта». Так для большего обмана назвали свой орган кронштадтские эс-эры, меньшевики и анархисты. Самое интересное в этой контрреволюционной газете — это передовая статья под заглавием: «Господа или товарищи?»
В ней говорится следующее:
«Кронштадтские моряки (то-бишь эс-эры и проч. проходимцы) вырвали руль из рук коммунистов и стали у штурвала...
«Но будьте, товарищи, на чеку.
«Один неосторожный поворот штурвала и корабль с самым драгоценным для вас грузом (т. е. с эс-эровскими свободами. Мое примечание) может сесть на скалу.
«Зорко охраняйте, товарищи, штурвальный мостик—к нему уже подбираются враги».
Кто же эти враги? — Ответом служит продолжение этой статьи.
«Одна ваша оплошность и они (т. е. эти враги) вырвут у вас штурвал и корабль может пойти ко дну под злорадный хохот царских лакеев и прислужников буржуазии.
«Вы, товарищи, сейчас торжествуете победу над диктатурой коммунистов, торжествуют вместе с вами и ваши враги»- (Вот как: вместе торжествуют!)
«Вы воодушевлены горячим стремлением восстановить подлинную власть советов... А они воодушевлены надеждой восстановления царской нагайки и генеральских привилегий»...
Вот как заговорила эс-эровская ослица! Оказывается, что только, только эти господа вырвали руль из рук коммунистов, как уже «корабль может сесть на скалу», «может пойти ко дну под злорадный хохот царских лакеев и т. п.».
Оказывается, что победу над коммунистами торжествуют вместе с ними и те, кто хочет «восстановления царской нагайки и генеральских привилегий!» Нечего сказать хороша «победа», которая вызывает торжество тех, кто скучает по царской нагайке!
У господ эс-эров поджилки затряслись! Они вспомнили Колчака, которого раньше сами посадили, и который, потом дал им ногой в соответствующее место! Этих «героев» уже пробирает цыганский пот. Они только, только свергли «диктатуру коммунистов», как уже к «штурвальному мостику подбираются враги».
«Подбираются»...—Как осторожно, как деликатно написано! Только, свергли диктатуру коммунистов, т. е. диктатуру наиболее сознательной и организованной части пролетариата... как уже «подбирается» диктатура царских лакеев.
«Подбираются»... Ух, как страшно, господам эс-эрам! Бедные овечки. Они не знали, что может быть только два выхода: либо власть советов, возглавляемая коммунистической партией; либо власть буржуазии, возглавляемая царскими генералами.
«Подбираются»... Нет! Не подбираются, а с первого же дня уже подобрались. Штурвальный мостик с первого же дня уже находился во власти царских опричников. Господам эс-эрам это невыгодно было сразу признать, для того, чтобы не отпугнуть одураченную массу.
Теперь они заголосили:
«подбираются... злорадный хохот царских лакеев... вместе с нами торжествуют... можно сесть на скалу... можно пойти ко дну»...
Пойдете, мерзавцы! Мы вам поможем. Пойдете туда не сами, а с теми царскими лакеями, которые по вашему же выражению торжествуют вместе с вами.
С. Зорин.
В лагере изменников
Белые забирают власть.—Поздние заботы эс-эров.
В Кронштадте организуются открыто белогвардейцы. Матросы в роли активного элемента, теперь не выступают. Руководящая роль офицерского элемента становится все более видной. Тревога проникает даже в эс-эровские круги; часть из них уже поднимает разговоры о том, что матросы оказываются обманутыми. В Кронштадтской газете помещена тревожная передовица, озаглавленная «Товарищи или господа?»
«Нейтралитет» стрелков
Стоящий в Кронштадте стрелковый полк отказался присоединиться к мятежникам и не позволил себя разоружить. Полк заявил, что он нейтрален.
Собираются бежать
Из перехваченного разговора между Кронштадтом и Финляндией выясняется, что главные зачинщики мятежа собираются удрать в Финляндию.
Наши аэропланы над Кронштадтом
Вчера около 3-х часов дня наши аэропланы разбросали над Кронштадтом уже опубликованное воззвание—ультиматум, за подписью тов. Троцкого.
Аэроплан летал на высоте 500 метров.
По донесениям летчиков в городе тихо, на улицах народу нет.
Выступление генер. Козловского
Бежавший из Кронштадта беспартийный матрос передает, что 4-го марта на митинге матросов в Кронштадте выступил генерал Козловский.
В речи своей он требовал твердой власти и решительных действий против сторонников советов.
Белый стан ликует. Врангелевцы, кадеты, зс-эры, офицеры и буржуи изгнанные ценою рабоче-крестьянской крови из трудовой России, снова поднимают голову.
Вся трудовая Россия шлет проклятья, мятежникам пытавшимся сорвать труд и волю республики. Белогвардейцы разочаруются снова. Мы снова вернемся к работе на укрепление социализма.
С МЯТЕЖОМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОКОНЧЕНО!
***
***
Красная газета, №51, 8 марта 1921 г.
Еще по теме:
Кронштадтский мятеж (22 февраля - 2 марта 1921 г.)
Кронштадтский мятеж. Долой изменников!
....................
Кронштадт. Борьба продолжается
В Кронштадте восстание. Матросы и восставшие требуют созыва Учредительного Собрания.
|