23-го августа (5 сентября) 1915 года Николай II вступил в командование армией и флотом на фронтах первой мировой войны.
Материалы из журнала "Нива" и "Новое время" за сентябрь 1916 года, посвященный годовщине этого события.
В Царской Ставке
(1915—23 августа—1916)
Ровно год назад, в пору наиболее тяжких испытаний, которые пережила Россия за эту войну, Государь Император лично вступил в командование всеми вооруженным силами, действующими против неприятеля. К этому времени, под напором неприятельских сил, значительно превосходящих наши не только численно, но главным образом технически, одна за другой пали линии обороны, и наши армии, ведя непрерывные и крайне упорные арьергардные бои, медленно, шаг за шагом, отходили вглубь страны, очистив Польшу, Литву, Галицию... В обществе распространялись тревожные слухи, проскальзывало уныние, о судьбе кампании говорили неуверенно, высказывая опасения даже за участь столиц.
Именно в эту минуту общего упадка духа и был опубликован приказ Государя, в котором ясно и определенно выразилась непреклонная воля Монарха:
«С твердой верой в милость Божию и с непоколебимой уверенностью в конечной победе будем исполнять Наш святой долг защиты родины до конца, и не посрамим земли Русской».
Блестящая ликвидация прорыва германской конницы у Молодечно, явившаяся первой операцией, исполненной нашими доблестными войсками под Верховным водительством Царя, вызвала такой подъем духа в армии, что вскоре натиск врага был решительно остановлен и дальнейшему вторжению его в Россию был положен предел.
Всю зиму 1915—1916 гг. фронт наших армий оставался почти неподвижным. В это время, под непосредственным руководством Государя, выполнялась огромная работа по мобилизации тыла. Все русское общество единодушно откликнулось на призыв Державного Вождя приложить свои силы и знания к святому делу обороны страны, и вся Россия покрылась обширной сетью общественных организаций, созданных в помощь армии и охвативших в своей работе решительно все стороны жизни страны, начиная от полного подчинения всей промышленности надобностям обороны с целью обеспечить армии достаточное снабжение боевыми припасами, и кончая организацией допризывной подготовки молодежи для поднятия уровня обучения бойцов и облегчения работы в запасных частях. Сложная и совершенно неведомая до сих пор в России работа выполнялась в месяцы зимнего затишья, и лишь тогда, когда результаты ее дали полную уверенность в успехе, доблестные русские полки снова были двинуты вперед и с 22 мая ведут непрерывное наступление, шаг за шагом, по Царскому слову освобождая русскую землю от неприятельских полчищ.
***
Верховный Главнокомандующий Государь Император ежедневно в 10 1/2 часов утра выходит из «дворца» (так называют теперь бывший губернаторский дом) и, в сопровождений дворцового коменданта и дежурного флигель-адъютанта, следует к подъезду дома бывшего губернского правления, ныне штаба верховного Главнокомандующего. Подъезды «дворца» и штаба отстоят на несколько шагов друг от друга.
У подъезда штаба Государь Император принимает рапорт дежурного по штабу офицера генерального штаба. Государь Император проходит во второй этаж, в комнату, которая со времени приступления Государя в командование действующими войсками является как бы служебным кабинетом Его величества по вопросам о ведении военных действий. Здесь Государь выслушивает доклад начальника штаба Верховного Главнокомандующего.
Это продолжается до 12 1/2 час. дня, когда наступает время завтрака.
Громадность фронта от Торнео до Дуная, в 5.000 верст длины, нуждающегося или в непосредственной обороне, от Ревеля до румынской границы, или в подготовке к обороне, — делает это время ежедневного пересмотра Верховным Главнокомандующим своей государственной задачи временем первостепенной важности для действий, производящихся на обширнейшем театре.
В этот момент устанавливаются основные указания для главнокомандующих фронтами, для военного министра, для министра иностранных дел по согласованию политики с потребностями войны. Кроме того, отсюда же исходят указания главнокомандующему на Кавказе. Здесь же докладывает Государю Императору начальник морского штаба Верховного Главнокомандующего относительно указаний для флотов на наших морях. Главнокомандующие фронтов, получив основные указания Верховного Главнокомандующего (Высочайшая директива), согласуясь с ними, отдают указания (директива фронта) командующим армиям. Последние эту директиву фронта перерабатывают в директиву армии для корпусных командиров.
И так передача основной воли Верховного Главнокомандующего идет вниз от корпусных командиров, к начальникам дивизий, от них к командирам полков, где телеграфное приказание уже отчасти переходит в словесное. Это идет передача воли сверху вниз. В это же время снизу верх, по тем же инстанциям, к Верховному Главнокомандующему идут донесения о всем происшедшем, о всех своих и неприятельских действиях, сведениях от допрошенных неприятельских пленных, от лазутчиков, от разведчиков. Это очень обширный материал, состоящий из 50 и более телеграмм, что сейчас же офицерами генерального штаба перерабатывается и наносится на карты для предстоящего на другой день доклада Верховному Главнокомандующему. Из этого материала часть обрабатывается для опубликования в особых ежедневно Выходящих сообщениях штаба Верховного Главнокомандующего.
Состав свиты Его Величества очень мал; невелик состав и той части штаба Его Величества, которая работает над оперативною, т. е. касающеюся военных действий стороною ведения армии. Государь Император вырабатывает оперативное решение только с начальником своего штаба. Это сразу ставит Государеву главную квартиру в безупречное положение к выводам теории военного искусства, а, следовательно, и к существенным требованиям военной науки, уничтожает даже малейшую возможность каких-либо трений и дает главной квартире тон спокойной, уверенной работы.
Самый внимательный наблюдатель не уловит тех сцен взаимных отношений лиц свиты и лиц штаба, которые увековечены Львом Толстым в «Войне и мире» при описании им тогдашних главных квартир. Здесь взаимоотношения спокойны, ровны, исполнены полного уважения к личности и даже очень дружественны, чему способствует объединение власти в руках самого Государя.
***
Обстановка в которой живет Государь в Своей Ставке,—чрезвычайно проста. В небольшом и на редкость неудобном губернаторском доме Государь лично для себя занимает только две комнаты.
В одной помещается рабочий кабинет, в другой спальня Самого Государя и Наследника, где нет ничего, кроме походных кроватей, маленького столика между ними и самого простого умывальника.
***
Трудовой день Государя очень велик.
В половине первого обыкновенно назначается Высочайший завтрак, к которому, кроме лиц ближайшей свиты Государя, находящихся к Ставке, приглашаются старшие начальники, прибывающие с фронта по случайным делам. Завтрак, всегда очень простой.
В беседе с присутствующими здесь лицами, Государь главное внимание Свое уделяет прибывающим с фронта начальникам, распрашивая их о состоянии войск, их службе, пополнениях и условиях трудного окопного житья.
Никакого отдыха в обычном смысле в продолжение дня Государь не знает.
После завтрака, обойдя приглашенных, и побеседовав с каждым, Государь снова работает у Себя в кабинете часов до трех, когда выезжает на прогулку вместе с Наследником Цесаревичем и лицами Своей ближайшей свиты.
Николай II и цесаревич Алексей на берегу Днепра, Окрестности Могилёва. 1916 г.
Николай II и Александра Федоровна во время прогулки на Днепре. Ставка, Могилев 1916 г.
Николай II с дочерью Ольгой в окрестностях Могилева. 1916 г.
Эти прогулки—в автомобиле, пешком, на лодке по Днепру, при чем Государь почти всегда Сам гребет, продолжаются часов до пяти, и в начале шестого Государь, уже возвращается во дворец, чтобы с 6 часов приступить к приему докладов прибывающих в Ставку министров и других лиц, являющихся по выполнении Высочайше возложенных на них поручений по осмотру заводов, работающих на оборону, запасных частей и т. п.
В 8 часов доклады прерываются для обеда, к которому обычно приглашаются все лица, приехавшие для доклада в Ставку,—и возобновляются после обеда, когда Государь непрерывно работает до глубокой ночи.
Ежедневно в 12 часов, поездом из Петрограда прибывает фельдъегерь с целой кипой бумаг, требующих личного просмотра их Государем. Его Величество и просматривает их вечером, часто засиживаясь до глубокой ночи.
Кроме очередных докладов и дел, каждый раз, когда назревают более важные события на фронтах, Государь созывает совещание из высших военачальников для подробного выяснения обстановки намечаемых действий и для более полного осведомления их о всех подробностях принятых в Ставке решений.
Точно также в наиболее важные моменты внутренней жизни России, в Ставке, под личным председательством Государя, созывается Совет министров, в полном его составе.
Обычный порядок дня незначительно изменяется только в праздничные дни, когда утром Государь, вместе с Наследником, слушают литургию, и лишь после нее принимает доклад начальника штаба. Вообще работа Государя в штабе остается всегда неизменной, даже в дни посещений Ставки Государыней Императрицей, когда единственным изменением раз установившегося образа жизни являются семейные обеды в поезде Ее Величества, назначаемые взамен обычных обедов в дворце.
Ея Величество с живейшим участием относится к событиям войны. Не говоря уже о том, что под Августейшим покровительством Ее Величества состоит множество организаций, оказывающих помощь раненым, Государыня Императрица лично работает в Своем Царскосельском лазарете, где Ее труды разделяют Августейшие Дочери Их Величеств. Кроме того, под покровительством Ее Величества и под личным Ее наблюдением находятся огромные склады подарков, отправляемых на фронты.
Даже выезжая в Ставку, Ее Величество неизменно пользуется этим случаем для обозрения санитарных поездов, полевых госпиталей и лазаретов, лежащих на пути следования Ее Величества.
***
Не одна только кабинетная работа поглощает огромную энергию Державного Вождя... Еще в начале Своего командования Государь задался целью лично посетить все армии в местах их боевого расположения и за первые же 8 месяцев, со дня прибытия в Ставку, осуществил Свое намерение.
Посещения Государя обычно приурочивались к периодам сравнительного затишья, дабы не отвлекать войска от их боевой работы, хотя, например, в армиях юго-западного фронта Государь Император был и во время боев, как, например, у Тарнополя, при посещении Печорского пехотного полка, или на западном фронте, лично следя за действиями войск с артиллерийского наблюдательного пункта, обходя окопы ближайшего резерва и находясь в сфере действительного огня противника.
Подвиг этот и был отмечен единогласным постановлением Георгиевской думы юго-западного фронта о поднесении Его Величеству ордена св. Георгия 4-й степени и Георгиевской медали 4-й степени Наследнику Цесаревичу, сопутствовавшему Государю в большей части поездок на фронт.
Даже здесь, в Могилеве, а также в в пути, при объезде фронтов, Государь нередко останавливает проходящие эшелоны войск, ласково напутствуя их на ратный подвиг.
Объезжая войска, Государь Император, не ограничиваясь строевыми смотрами частей, посещал и их бивачное расположение, подробно знакомясь со всеми мелочами их быта, устройством землянок, пробуя пищу из походных кухонь, подолгу беседуя с офицерами и нижними чинами, благодаря их за службу и воодушевляя на новые подвиги, которыми не оскудевает русская армия, направляемая твердой рукой ее Державного Вождя.
** *
Вместе с Государем Императоров в Ставке живет и Наследник Цесаревич. Веселый, жизнерадостный, ко всем приветливый,—Наследник окружен здесь общей любовью и заботой.
Никогда не расставаясь со своим любимцем матросом Дюревенько, состоящим при Наследнике с самого нежного возраста, Его Высочество Наследник вообще очень любит солдат и никогда не снимает формы нижнего чина. Произведенный после первых успехов в армии ген. Каледина и ко дню рождения Государыни Императрицы в ефрейторы, Наследник был чрезвычайно обрадован этим.
Утром, пока Государь занят ежедневной работой в штабе, Наследник занимается науками со Своим преподавателем г. Петровым, гувернером Жильярои или англичанином г. Гиббсом до завтрака вместе с Государем и лицами, приглашенными к Высочайшему столу.
Ежедневные прогулки, во время которых Наследник неизменно сопутствует Государю, доставляют ему немало удовольствия. Это время наиболее оживленных игр, в которых ярко отражается резвый и подвижной характер Наследника. В последнее время в этих играх принимают участие два сверстника Наследника, кадеты, живущие в Могилеве у своих родных в отпуску.
Гуляя как-то по саду перед дворцом, Наследник захотел пройти в городской сад, примыкающий до дворцу вплотную, и, в сопровождении нескольких лиц свиты вошел в ворота. Гулявшая здесь публика восторженно приветствовала Наследника, сделавшегося предметом самых сердечных оваций. Пройдя по аллее, Наследник обратил внимание на игравших здесь же кадет и, подойдя к ним, обратился к одному из них с вопросами. Кадеты очень понравились Наследнику, были приглашены на другой же день к трем часам во дворец для совместных игр с Его Высочеством и с тех пор приглашаются уже постоянно, являясь неизменными спутникам Его Высочества в прогулках за город, куда они имеют счастье ездить в одном автомобиле с Государем и своим Царственным Сверстником.
Окруженный общей любовью, Наследник и Сам старается быть возможно внимательнее к окружающим. Как-то после завтрака во дворце, один из присутствовавших здесь показал Наследнику, как из карточек-меню можно сделать складную коробку. На следующий же день Наследник, сделал Сам такую же коробку, послал ее научившему Его лицу и при первой же встрече осведомился:
— Вы получили коробочку, которую я вам послал? Я уже научился...
И. Б. Смольников.
Еще по теме:
Годовщина командования Его Императорского Величества армией и флотом (август 1916 года)
В Царской Ставке (1915—23 августа—1916)
Наследник Цесаревич в Царской Ставке (1916 г.)
|