nik191 Суббота, 23.11.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Апрель » 27 » Революция. Апрель 1917 года. Армия и революция
06:14
Революция. Апрель 1917 года. Армия и революция

 

По материалам периодической печати за апрель 1917 г.

Все даты по старому стилю.

 

 

 

Мысли окопного офицера

 

Может ли армия быть в бою без начальников и руководителей. Конечно, нет. Зачем же, в таком случае, упразднили начальников, т. е. офицеров.

Мне скажут: офицеры есть. Хорошо, офицеры есть, но разве это начальники, разве могут они приказывать и требовать повиновения, разве могут они теперь руководить боем и отвечать за порученный участок.

Нет,—потому что не все их приказания будут исполняться, а офицеры бессильны устранить это зло, потому что у них отнята дисциплинарная власть. Взамен этого вскоре будут учреждены ротные суды, без участия в них офицеров, на которых будут разбираться проступки солдат, и только исключительно по суду может быть наложено на солдата взыскание. Это, по-моему, очень хорошо и справедливо, но только возможно не теперь, когда нам предстоят сильные и продолжительные бои, а в мирное время. Разве могут быть судебные заседания во время боев, которые продолжаются иногда не день и два, а непрерывно по нескольку недель и даже месяцев.

Я, как ротный командир, беседовал со своими солдатами о текущих событиях, разговор, конечно, зашел и о войне и мире; солдаты в один голос говорят: теперь мира быть не может, мы должны победить—и только на предложенным нами, а не немцами, условиях должен быть заключен мир.

Говорили также, что

«хотя теперь и нет прежней дисциплины, но мы будем воевать как сознательные граждане и победим врага».

Но все это говорили сравнительно молодые солдаты, не участвовавшие в боях при полевой войне (у меня в роте не больше 10 солдат, которые участвовали в полевых боях, а теперь наш полк уже больше года ведет позиционную войну), поэтому они не могут знать: какие чувства бывают, например, в то время, когда по окопчикам гвоздит непрерывно в течение нескольких часов артиллерия.

Я по собственному опыту знаю и скажу откровенно, что в то время удерживали нас в окопах не чувство долга перед родиной, ни что-либо другое, а исключительно дисциплина: ведь, если бы я или кто-либо другой оставили окопы, нас предали бы суду и вероятно расстреляли бы.

Могут подумать, что у меня нет патриотизма, если я так рассуждаю, или просто я—трус; на это я ничего не отвечу, а предлагаю тем, кто так думает, поехать на позицию и постараться побывать под дождем снарядов, когда люди сходят с ума от ужаса; при железной дисциплине человек сойдет скорее с ума, но из окопов не убежит.

Я мог бы привести еще тысячи примеров, когда в бою нужна дисциплина, железная дисциплина, но к чему примеры, когда все окопные офицеры и солдаты знают это.

Я прошу только одно, если, не дай Бог, у нас будут неудачи в боях, не винить офицеров, не взваливайте на них никакой ответственности, потому что они не могут теперь приказывать, а следовательно не могут руководить боем и отвечать за исход его.

Штабс-капитан Никонов.

 

Последние попытки старой власти

В настоящее время постепенно выясняются подробности тех попыток, которые предпринимались представителями старой власти для подавления революции в Петрограде.

Члены прибывшей с фронта в Петроград делегации Орловского пехотного полка рассказывают, как их полк вместе с другим полком той же дивизии—Севским—были взяты из окопов для подавления беспорядков в Петрограде.

В ночь на 28 февраля,-рассказывает делегат Орловского пех. полка,—, совершенно неожиданно нашим полком, находившимся в окопах, было получено приказание начальника дивизии генерала Лошунова о снятии полка с позиции. Никто не знал, для какой цели это производится. Однако, скоро все выяснилось, когда полк был выведен в тыл, и в офицерском собрании перед офицерами Орловскаго и Севскаго полков выступил с речью начальник дивизии, ген. Лошунов.

«Господа офицеры, -сказал он,— я счастлив, что на мою долю выпала честь еще раз послужить царю-батюшке.

44 года я служу ему верой и правдой и сейчас думаю свято исполнить присягу. Советую вам просмотреть внимательнее приложение к гарнизонному уставу, в котором говорится о содействии гражданским властям, и исполнить свой долг так же свято, как и я. Всех лиц, которые будут пытаться агитировать, задерживайте. Если и придется стрелять, то отнюдь не стрелять вверх, а по толпе, потому что залпы поверх толпы ее только ободряют.

После этого офицерам было сообщено, что они отправляются в тот же день в большой город, который указан не был. По по маршруту, который был сообщен, офицеры догадались, что этим большим городом является Петроград.

Взволнованные офицеры молча вышли из офицерского собрания. В группах они стали обсуждать то, что слышали. Вскоре выяснилось, что громадное большинство офицеров относится отрицательно к карательной экспедиции и приказаний стрелять в народ отдавать не будет.  

Когда офицеры возвратились в свои части, оказалось, что солдаты уже знали через денщиков, находившихся в Офицерском собрании, о цели их предстоящей поездки. Из бесед офицеров с солдатами также выяснилось, что солдаты не будут стрелять в народ и проливать народную кровь.

Однако, при посадке в вагоны только один из пулеметчиков открыто заявил, что он какие бы ему наказания ни грозили, не поедет и стрелять в своих не будет. Этот пулеметчик был оставлен.

Оба полка, Орловский и Севский, 6-ю эшелонами были оправлены по пути в Петроград, причем с первым эшелоном находился сам начальник дивизии. Однако, до Петрограда эшелонам дойти не удалось: они были остановлены в городе, где находился штаб фронта, так как в это время стало уже известно об отречении от престола Николая ІІ.

 

Фронтовой съезд

МИНСК, 11 апреля. Заседание фронтового съезда начинается оглашением приветствия партии народной свободы. Затем заявляется о продолжении отпусков делегатам до окончания съезда.

С большим докладом о войне и мире выступает член минского совета рабочих и солдатских депутатов, всецело поддерживая резолюцию петроградского съезда и разделяя точку зрения социал-демократов на войну, как на явление выгодное только для капиталистической буржуазии.

Продолжение войны необходимо теперь для защиты свободы и обороны.

Передавая о настроениях пролетариата в союзных воюющих странах, докладчик говорит:

«Русские трудящиеся массы желают мира не с Вильгельмом, а с германским пролетариатом. На нас смотрит вся Россия»,

заканчивает оратор:

«Пусть голос с фронта прозвучит в унисон с голосом совета петроградского съезда».

Записывается 120 ораторов, коих решено выслушать по жребию. Первый жребий пал на делегата прибывшего из окопов Астахова, который говорит о недоверии солдат, посеянном прежним режимом. Теперь доверие добыто, армия сильна и непобедима. Дальнейшие ораторы высказываются за мир без аннексий и контрибуций, за отказ от всяких завоевательных целей. Об этом должны заявить правительства союзников.

***

МИНСК. 12 апреля. На сегодняшнем заседании фронтового съезда большое впечатление производит выступление солдата, прибывшего из передовых окопов, Раппопорта, рассказывающего о том, как солдаты с винтовками в руках упивались радостью свободы, а услышав лозунг «долой войну» заподозрили измену, провокацию, предательство прежнего правительства. Они желают мира почетного. Пока хотя одна песчинка отечества в руках неприятеля—мира не будет.

Выступает представитель московских социал-демократов Ногин, говорящий по программе партии о классовой заинтересованности в войне, о сношениях путиловского завода с Круппом.

Представитель социал-революционеров Николаев произносит речь о целях войны.

«Целей войны не стало 27 февраля, говорит он: они исчезли 14 марта.
Русский народ окажется стальной стеной, о которую разобьется германский милитаризм».

В единодушном отношении к резолюции петроградского совещания сказывается тенденции определенно заявить о необходимости наступательных военных действий. В этом смысле высказывается ряд ораторов офицеров и солдат, которые говорят, что наступлением мы победили внутреннего врага, а также победим и внешнего.

Тоже положение поддерживает представитель петроградского офицерства Шахвердов, указывающий, что единодушное отношение съезда к вопросу войны и мира доказывает, что акты Совета Рабочих и Солдатских Депутатов и Временного Правительства продиктованы народной мудростью.

Президиум подтверждает, что лозунг «долой войну» совершенно отсутствовал в прениях. Докладчик настаивает на принятии полностью резолюции петроградского совещания.

Бурные прения вызывает вопрос о поправках. Многие поддерживают поправку, заключающуюся в замене в резолюции слов «активные операции» словом «наступление». Решено все поправки внести письменно с мотивировками. Голосование резолюции отложено на вечернее заседание.

***

МИНСК. Вечернее заседание фронтового съезда открывается предъявлением инженерной частью 447 георгиевских медалей и крестов.

Осуществление лозунгов солдатских и рабочих депутатов объявляется в резолюции воинских частей, присоединившихся целиком к резолюции петроградского съезда. Все поправки снимаются. За резолюцию целиком голосуют 610 делегатов против 8, при 46 воздержавшихся.

Решено отпечатать и распространять по фронту разъясняющие резолюцию речи Чхеидзе, Церетелли и Скобелева.

Остальная часть вечернего заседания была посвящена вопросу об отношении к Временному Правительству.

Докладчик, председатель съезда Позерн развил полностью положения Петроградского Совета Солдатских и Рабочих Депутатов. Встретив единодушное одобрение большинства съезда выступавшие ораторы находили действия совета правильными и необходимыми в интересах революционной демократии и указывали, что в них нет намеков на двоевластие. Попытка одного оратора порицать вмешательство совета в дела Правительства вызвала бурные протесты.

При голосовании принята в целом вся резолюция петроградского совещания с поправкой о включении в советы солдатских и рабочих также крестьянских депутатов. Резолюция принята подавляющим большинством голосов против 5, при 33 воздержавшихся.

Завтра продолжаются работы секции.

По распоряжению генерала Гурко депутатам продлены отпуска.
Прибыла делегация от юго-западного фронта.

 

Еще по теме:

 

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Революция. 9 апреля 1917 года. Наша революция и западно-европейский пролетариат

Революция. 10 апреля 1917 года. Хроника событий

Революция. 11 апреля 1917 года. Наступает последняя смертельная схватка с немцами

Революция. 12 апреля 1917 года. Революционный Кронштадт

Революция. Апреля 1917 года. К текущему политическому моменту

 

 


 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 627 | Добавил: nik191 | Теги: революция, 1917 год | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz