По материалам периодической печати за апрель 1917 года.
Все даты по старому стилю.
Начинается
По сообщению универс. соц.-дем. фракции, 9 апреля на Казанской площади толпою были арестованы: студ. Кропотов, чл. студ. фракции-большев., и прапорщик Гаврилов, чл. союза республиканцев Народной армии, за пропаганду соц.-дем. идей по вопросу о войне и препровождены в 1-е комендантское управление (уг. Садовой и Инженерной), где и находятся до сих пор.
Дело передано в штаб округа, товарищи сидят 2-й день.
Попытка демонстрации
ПЕТРОГРАД, 10 апреля. Вечерние газеты сообщают, что вчера неведомые ораторы на улицах столицы старались возбудить народ против Соединенных Штатов. Они уговаривали устроить враждебную демонстрацию перед зданием посольства.
Руководящие мотивы этой демонстрации противоречивы и неясны и указывают лишь, что агитаторы—приверженцы Ленина и его лозунга: «Мир во что бы то ни стало». Агитация успеха не имела и толпа демонстрантов к зданию посольства допущена не была.
Черные силы оживают...
8 апреля в «Крестах» одним из караульных солдат запасного батальона гвардейского Московского полка было обращено внимание на посылку с надписью «Начальнику Выборгской тюрьмы для передачи».
Закравшееся подозрение заставило вскрыть эту посылку, и в ней оказалось... несколько револьверов с обильным количеством боевых патронов и конверт с запиской: «Ждите 23 апреля». При осмотре «передач» арестованным в некоторых также найдены револьверы с боевыми патронами. Возникшая в связи с этим открытием тревога среди караула, а вскоре и в казарме Московского запасного батальона, едва не вызвала крутой расправы с арестованными «фараонами».
В тот же день около 2 час. дня, вскоре после занятия караула 2-й ротой запасного батальона Московского полка, к военной тюрьме (по Нижегородской улице) подошли 45 человек в солдатской одежде и вооруженных винтовками; двое из них, назвавшись начальниками нового караула от какой-то части, потребовали сдачи постов у начальника караула, несущего службу, на основании будто бы устного приказа начальника петроградского гарнизона.
Ззподозрев неладное, начальник караула стал наводить справки; тем временем мнимый «новый караул», сообразивши опасность положения, начал таять и, когда подошла к тюрьме вызванная по тревоге команда, совершенно исчез.
Л. Шкляев.
Телеграмма Мартова
Исполнительным Комитетом Сов. Раб. и Солд. Депутатов получена следующая телеграмма:
«Сообщаю о нашем невыносимом положении из-за абсолютной невозможности проехать через Англию раньше нескольких месяцев, тогда как Плеханова, Кашэна и других сторонников империализма, укрепляющих либералов против социалистов, нашли способы переправить.
Мы протестуем против этих вещей, мы твердо решили не допускать этого неравенства в применении амнистии ко всем. Уже две недели, как этот вопрос поставлен перед вашим т. председателем Керенским. Если он не хочет или не может заставить принять наш проект обмена на интернированных немцев, — а этот проект только и может решить этот вопрос, — то мы считаем себя в праве искать других путей для того, чтобы прибыть в Россию и бороться в наших рядах за дело международного социализма. Мы говорим от имени сотен изгнанников, старых борцов.
Просим опубликовать эту депешу. Ответ телеграфировать: Вильцер для Секретариата.
Л. Мартов».
К задержанию эмигрантов
По поводу задержания английскими властями в Галифаксе тт. Троцкого, Чудновского, Мухина, Фишелева, Романченко и Мельничанского Исполнительный Комитет решил 8 апреля отправить следующую телеграмму английскому правительству и английским газетам:
«Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов узнал, что на пароходе „Христиан Фиорд» в Галифаксе арестованы английскими властями русские политические эмигранты: Мухин, Фишелев, Троцкий. Романченко, Чудновский и Мельничанский.
«Революционная демократия России с нетерпением ждет к себе своих борцов за свободу, созывает под свои знамена тех, кто усилиями своей жизни подготовил низвержение царизма. Между тем английские власти пропускают в Россию одних эмигрантов и задерживают других, в зависимости от их убеждений. Английское правительство совершает этим недопустимое вмешательство во внутренние дела России и наносит оскорбление русской революции, отнимая у нее ее верных сынов.
«Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов протестует против такого поведения английского правительства, приглашает английскую демократию поддержать этот протест и призывает министра иностранных дел принять в экстренном порядке меры, необходимые для возвращения в Россию всех политических эмигрантов без изъятия.
Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов».
Текст этой телеграммы сообщается английской делегации в Петрограде и министру иностранных дел П. Н. Милюкову.
Эта телеграмма, по решению Исполнительного Комитета от 8 апреля, отправляется английскому правительству, английским газетам, сообщается английской делегации в Петрограде и министру иностранных дел Милюкову.
Полиция или милиция
Как только революция стала побеждать, первым делом революционного народа было устранение и арест всех полицейских чинов старого режима сверху донизу, от губернаторов и градоначальников до городовых и стражников, которые в момент решительной схватки самодержавия с народом оказались единственной и до конца верной опорой гибнущего строя.
К сожалению, во многих местах с полицией и жандармерией было поступлено недостаточно решительно: ее устраняли, но оставляли на свободе, и в этом скоро пришлось раскаяться. Оставшись на свободе, полицейские немедленно начинали или, вернее, продолжали свою подпольную контрреволюционную работу, ведя черносотенную агитацию и организуя погромы. Так было и Минске, в Витебске, в Бессарабии, в Херсонской губ., Тифлисе, где 400 городовых и старших полицейских чинов, переодевшись в солдатскую форму, подбивали народ к разгрому лавок, и в других местах.
И вот теперь, когда повсюду начали формироваться постоянные кадры милиции, хотят старое гнилое вино той полицейской банды влить в новые меха республиканской милиции.
Газеты сообщают, что в виду трудности набрать кадры милиции, вследствие почти поголовной мобилизации мужского населения, губернские власти просили у министра ин. дел «принципиального согласия» на сформирование милиции из чинов бывшей полиции, предварительно очистив ее от «неблагонадежных элементов». И кн. Львов согласился на это, находя, что наличный состав полиции, при устранении «неблагонадежных в нравственном отношении», может быть принят на новых основаниях в милицию.
Если это сообщение верно, — а оно, по-видимому, верно, так как даже в Петрограде новый «общественный» градоначальник Юренич хотел пригласить на службу в милицию бывших полицейских служащих,—то такой опыт заключал бы в себе серьезную угрозу общественной безопасности и всему делу демократии.
В самом деле, о какой фильтрации может здесь идти речь? И в какой микроскоп будут—и кто будет — рассматривать городовых для определения «благонадежности» их в нравственном отношении?
Республиканская милиция не нуждается в держимордах старого режима, воспитанных на взяточничестве, дружбе с ворами и хулиганами, насильничестве и издевательстве над обывателем. Одно дело — царская полиция, а другое дело — демократическая милиция, и то, что хорошо для первой, совершенно непригодно для второй.
С полицейскими бандами прошлого должно быть порвано радикально. Реставрация «фараонов» не может осуществиться.
А. Юрьев.
Пенсии царским сатрапам
Мы, команда мастерских офицерской электротехнической школы, прочитав в газете «Биржевые Ведомости» от 7 апреля за № 16171 о пенсии бывшим министрам и членам Государственного Совета, находим:
1) что такое постановление Временного Правительства и такая выдача недопустима ни в каком виде, тем более бывшим министрам, которые издевались над народом;
2) что все министры и сановники столько награбили народных денег, что не только им, но и всему их потомству хватит прожить; кроме того, свободное государство должно платить и давать деньги за тот труд, который приносит пользу государству и всему народу;
3) приветствуем Совет Солдатских и Рабочих Депутатов как орган, стоящий на страже интересов трудящихся классов и выражающий их волю и желание;
4) предлагаем Совету Рабочих и Солдатских Депутатов по вопросу о пенсии сановникам и бывшим министрам немедленно снестись с Временным Правительством и указать о недопустимости таковой ни под каким видом.
Госпожи Штюрмер и Щегловитова уже получили таковую 1 апреля; требуем эту пенсию немедленно возвратить в государственное казначейство.
Просим другие газеты нашу резолюцию перепечатать.
Команда мастеровых в составе 700 человек.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Революция и царская семья (март 1917 г.)
Революция. 8 апреля 1917 года. Война до полной победы
Революция и ближайшее окружение царской семьи (март-апрель 1917 г.)
Революция. 9 апреля 1917 года. Наша революция и западно-европейский пролетариат
Революция. 10 апреля 1917 года. Хроника событий
Революция. 11 апреля 1917 года. Наступает последняя смертельная схватка с немцами
|