Развалины парижской ратуши
Положение в Париже (2 - 7 июня 1871 г.)
Версаль, 21 мая (2 июня). Лефло принял предложенный ему правительством пост посланника французской республики при петербургском дворе.
Комиссия, которой поручено было составить план о реорганизации французской армии, выразилась решительно в пользу всеобщей военной повинности.
***
— 21 мая (2 июня). Сегодня, в заседании национального собрания, Брюне предложил отменить законы, не дозволяющие некоторым фамилиям возвратиться во Францию и которые, по его мнению, несовместимы с республиканскими принципами. Собрание признало это предложение спешным. Многие члены правой стороны предложили в свою очередь отменить изданные в 1832 и 1848 годах законы против принцев из дома Бурбонов.
Один депутат объявил, что уже состоялось слияние между двумя отраслями этого дома. Огромное большинство голосов признало и это предложение безотлагательным. Собрание обсуждало затем предложение Лефевр-Порталиса о пересмотре декретов правительства народной обороны. Генерал Трошю сказал, что с самого начала осады Парижа правительство народной обороны понимало необходимость заключения мира, но что усилия Жюля Фавра встретили неодолимое препятствие в предложенных г. Бисмарком условиях, которых невозможно было принять в виду созыва национального собрания. Собрание решило перейти ко второму чтению этого предложения.
***
— 22 мая (3 июня). Утверждают, что большинство Национального собрания подготовляет предложение о том, чтоб оставить исполнительную власть в руках Тьера еще на два года. В Париже продолжаются обыски, аресты и обезоружение. Сообщения по улицам происходят беспрепятственно. Военные суды откроются в будущий вторник. Сегодня стали ходить поезды между Парижем и Версалем. Стечение пассажиров очень велико.
***
— 23 мая (4 июня). «Агентство Гаваса» сообщает об аресте Груссе, задержанного вчера в Париже. Полагают, будто Пиа также находится еще в Париже; его деятельно розыскивают.
***
— 24 мая (5 июня). В сегодняшнем заседании Национального собрания, Тьер, говоря о поверке полномочий принцев Орлеанских, сказал, что комиссия, на которую возложено было поручение о поверке этих выборов, объявила, что ей невозможно представить в настоящее время своего доклада, и что необходимо еще одно заседание комиссии, так как Тьер просил ее не торопиться с работами, потому что он болен. К этому Тьер присовокупил, что рассмотрение этих выборов должно быть сделано одновременно с рассмотрением предложения об отмене законов об изгнании.
***
Париж, 24 май (5 июня). В сегодняшних нумерах «Journal de Paris» и «Journal des Debats» сообщается из официального источника, что г. Ламбрехт назначается министром внутренних дел, Сиссе — военным министром и Лефран — министром публичных работ. Жюль Фавр и Жюль Симон остаются на своих местах.
***
— 25 мая (6 июня). «Journal de оfficiel» объявляет о назначении Ламбрехта министром внутренних дел, Лефранка — министром публичных работ и торговли и генерала Сиссэ — военным министром; генерал Лефло назначается посланником в Петербург, а Леон Сэ—сенским префектом.
В парламентских кружках считают неверным известие, сообщенное некоторыми газетами, будто предложение продлить срок предоставления власти Тьеру отложено, вследствие переговоров с Орлеанскими принцами, от которых, будто бы, потребовано обещание, что они откажутся от звания депутатов, если выборы их будут признаны законными. Напротив, левая сторона и центр настаивают на предложении продлить срок предоставления власти Тьеру на два годя, для того, чтоб доставить стране гарантии прочного порядка, без которых невозможно было бы помышлять о важных и необходимых финансовых и комерческих операциях. Не сомневаются, что большинство будет на стороне предложения.
***
Париж, 25 мая (б июня). Герцог Омальский прибыл вчера в Гудан, по дороге из Нормандии, и отправился оттуда в Сен-Жермен.
***
— Министр финансов Пуйе-Кертье представил сегодня Национальному собранию проект займа двух с половиной миллиардов франков, назначенных для уплаты части военных издержек.
***
— 26 мая (7 июня). «Journal de оfficiel» объявляет о назначении Пикара директором банка, а Рулана генеральным прокурором счетной палаты.
Люлье арестован в понедельник.
***
— 26 мая (7 июня). Жюль Фавр обнародовал вчера циркуляр, в котором говорится, что главными причинами парижского восстания было скопление в Париже 30,000 рабочих, привлеченных туда предпринятыми во время императорского правления работами; затем—подстрекательства 31 октября и 22 января, со стороны побежденных якобинцев и, наконец, деятельность международного рабочего союза. Известие об аресте в Париже членов коммуны, Росселя и Курбе, подтверждается.
***
Париж, 26 мая (7 июня). Почтовое сообщение между Парижем и иностранными государствами вполне восстановлено.
***
— Войска версальского правительства, при вступлении в Париж, кажется, более заботились об осторожности, чем о мужестве военных действий, пока перед ними стояли баррикады и пушки неприятелей. 25 национальных гвардейцев и одна амазонка несколько часов защищали Вандомскую площадь против значительных сил версальцев. Но когда им случилось видеть перед собой бессильную жертву, тогда они вдруг ощущали необыкновенное мужество.
Так, по словам одного англичанина-очевидца, в улице Сен-Оноре одного инсургента вытащили из его убежища. Он был бледен, но глядел мужественно. «Расстрелять его»! кричала толпа. Один унтер-офицер ударил его палкой, солдат нанес ему прикладом удар по голове; пленный упал, но потом снова поднялся. На него со всех сторон посыпались удары прикладами; он снова упал, и в эту минуту дюжина пуль прострелила его. Офицер, присутствовавший при этой ужасной сцене, спокойно курил свою сигару.
Около одной баррикады лежал труп одного капитана коммунистов; целые полчаса защищал он свой пост против храбрых войск Франции, наконец, видя свое бессилие, пустил себе пулю в лоб. Но храбрые версальцы все еще не доверяли ему, и пустили в его труп 10 или 20 пуль.
***
Парижские корреспонденты передают следующий трагический эпизод из настоящей междоусобной войны во Франции.
У г. Дюбуа, богатого парижского негоцианта, было двое сыновей. Старший был зачислен в армию тьеровского правительства, младший силой берется из дома инсургентами и вынужден, под страхом казни, вступить в войска коммуны. Старик Дюбуа обезумел от горя. Долго и бесполезно хлопотав у Пиа и Делеклюза об освобождении своего сына, он, наконец, отправляется тайком в Версаль, отыскивает там старшего, и, на коленях, уговаривает его дезертировать и скрыться в Америку.
Молодой человек, тронутый слезами и просьбами отца, соглашается и бежит в ту же ночь: его ловят на аванпостах—и расстреливают, по приговору Дюкро. Отец, не зная ничего, возвращается в Париж: его хватают, как версальского шпиона, и, вместе с младшим сыном, не принимая в соображение никаких объяснений, расстреливают, по приказанию Клюзере.
***
— Французские купцы и промышленники, живущие в Египте, составили антипрусскую лигу, с целью удаления немцев из всех торговых домов и контор, где они служили, и отправили циркуляр во все французские торговые заведения Египта, приглашая своих соотечественников принять участие в этой лиге.
***
— Версальский корреспондент газеты «Тimes» сообщает следующие подробности того, как привезен был в Версаль недавно арестованный Рошфор.
Когда положение коммуны становилось безисходным, он оставил Париж и, чтобы проехать незамеченным версальскими агентами, сбрил усы. Но несмотря на эту предосторожность, он был узнан и арестован в Мо. Я никогда не был, говорит корреспондент, свидетелем более потрясающей сцены. Рошфор был везен в омнибусе, запряженном парой лошадей; омнибус окружали африканские стрелки; эскадрон жандармов ехал впереди его: другой эскадрон замыкал этот поезд сзади. Внутри экипажа с Рошфором сидел секретарь его Мурио и четыре полицейских агента в статском платье.
Улицы, по которым везли Рошфора, были наполнены народом. В этой демонстрации приняла участие не одна только версальская чернь, но и граждане всех классов. Кто-то рискнул было закричать — да здравствует Рошфор! Но на него так все накинулись, что лишь только вмешательству городских сержантов он обязан был тем, что остался цел. Омнибус повсюду сопровождался криками толпы—долой убийцу, долой разбойника, смерть ему!
Чернь хотела вытащить Рошфора из экипажа и тут же на месте растерзать его; лишь с большим трудом удалось кавалерии защитить его от ярости толпы помешать последней произвести расправу с Рошфором. Поезд двигался очень медленно, сопровождаемый толпой до самого здания тюрьмы, в которую был заключен злейший враг Наполеона и недавний идол самой той толпы, которая сопровождала его теперь проклятьями и готова была бы разорвать на части.
***
— В числе пленных при взятии Парижа находилась рота сенских амазонок и батальон детей-патриотов. Амазонки были одеты маркитантками. Некоторые из них, оказавшие сопротивление, были закованы. У одной был привязан к спине грудной ребенок; рука другой была на перевязи; блуза третьей была забрызгана свежей кровью. Одна из амазонок была ранена. Все они казались утомленными, но смотрели мужественно и, по-видимому, не принадлежали к тому классу женщин, которыми населяются магдалинскин убежища. Все они были молоды; среди этих женщин-воинов можно было встретить больше замужних, чем девушек.
Отряд конных жандармов заставлял их идти скорым шогом, под лучами палящего солнца. Появление их в улицах Версаля было встречено веселым смехом населения. Одна старая толстая женщина, отвечавшая на смех любопытных неприличными жестами, получила прозвание «Mеге Duchesnе», и вскоре за тем одного раненого пленного без сюртука и жилета, окрестили «Рeге Duchesnе». В отряде из 200 национальных гвардейцев находилось 10 человек детей моложе 12 лет.
***
Берлин, 22 мая (3 июня). Князь Бисмарк посетил вчера светлейшего князя Горчакова, уезжающего завтра, в воскресенье, в Вильдбад.
Сегодня парламент принял, после третьего чтения, закон о присоединении Эльзаса и Лотарингии, в редакции, предложенной комиссией, и на которую, кроме некоторых незначительных изменений, согласился князь Бисмарк. В сегодняшнем заседании канцлер восстановил смысл сделанных им в заседании 13 (25) мая деклараций, истолкованных в ложном виде, он просил собрание не видеть в этом доказательства серьезного с его стороны неудовольствия.
Во время прений канцлер объявил, что, быть может, германские правительства призовут жителей Эльзаса и Лотарингии ранее 1 января 1873 г. к представительству в парламенте и в Союзном совете. Только что принятым законом срок диктатуры в Эльзасе и Лотарингии определяется по 1 января 1873 г.
***
Брюссель, 21 мая (2 июня). В бельгийских газетах напечатано письмо помощника директора французского банка, заявляющее, что банк остался неприкосновенным во время владычества коммуны в Париже. Он выдал коммуне 9,500,000 фр., которые был должен городу Парижу, и, сверх того, 7,290,000 фр. с согласия версальского правительства.
***
Берлин, 28 мая (7 июня). Со стороны государственного канцлера объявлено, что все условленные по договорам постановления о торговых сношениях между Францией и Германией вступают снова в силу, как было до войны.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал, № 22 (126) - 29 мая - 1871.
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Последние известия из Парижа и Берлина
Положение в Париже (2 - 7 июня 1871 г.)
|