Господин С....й, своим «слабым голосом» возвестил читателям «Разведчика» одну из «мелочей быта кадетских корпусов», как он сам называет распрю между преподавателями и воспитателями. Оговорившись, что для существования ее причин много, автор останавливается на одной только, развивая свои положения довольно обстоятельно.
Первое впечатление от прочитанного—безотрадное, но вдумываясь—ставишь вопросы: имел ли право г. С....й ставить так безапелляционно свои тезисы, какие он имеет данные, чтобы, рубя с плеча, делать такие выводы? Сколько корпусов он обследовал и узнал с этой стороны? Большинство ли детей служащих находятся в таком ненормальном положении?
Много ли преподавателей терпели гонения за детей сослуживцев!
Ведь нужно быть справедливым и, выдвигая такое тяжелое обвинение против целого ведомства, следует отрешиться от собственных чувств, явно сквозящих в статье, судить о вопросе объективно и подкреплять его достаточно проверенными и в достаточном количестве фактами.
Ссылка на того инспектора, который требовал лишнего балла сыну директора—ничего не доказывает. Можно только сказать: как жаль, что такой «услужающий» попал на ответственное место. А причем же здесь директор, который мог и не знать даже об усердии своего подчиненного?
Ссылка на директоршу и того слабее; ей Богу, пахнет вестями, полученными... с черной лестницы.
Сообщение о лишении службы преподавателей—не убедительно, ибо преподаватель не ребенок и если на своем месте, то поднимет крик, поедет жаловаться, накличет даже ревизию, во время которой сумеет себя реабилитировать. Надо полагать, что в этом ему помогут и сослуживцы. Или и они только заботятся о своей шкуре и в области элементарной порядочности?
Указывая на один случай потери службы, пусть даже и безупречным преподавателем, имеет ли право г. С....й обобщать это явление, приписывать его большинству или всем корпусам? Мне кажется, что не имеет. Было бы правильнее указать, где, когда и с кем этот случай был и требовать возмездия, а не говорить «вообще». Обобщать единичные факты и превращать их в свойство-присущий нам недостаток во всякого рода спорах.
Также с чересчур легким сердцем признается продажность преподавательской совести, которая позволяет смотреть сквозь пальцы на Ваню, Сережу...
Фактов же, даже единичных, не приводится. Но чтобы быть справедливым, нужно указать, что есть преподаватели, которые ударяются и в другую сторону—в повышенную требовательность. Таких—не мало, и мне проходилось их встречать даже только в двух корпусах, которые я знаю. По аналогии же можно предположить, что и в других они существуют.
В этом вопросе можно доходить до излишней щепетильности и до обидного, по моему мнению, недоверия. Так, мне известен один из директоров (я не уполномочен называть его), который требует спрашивать детей служащих только в своем присутствии.
Можно согласиться с положением г. О...го об излишний осведомленности детей служащих в вопросах корпусной жизни, но разве недопущение их в число кадет помешает знакомству и общению их с воспитанниками? И разве, будучи реалистами или гимназистами, такие дети и не передадут что слышали за столом?
Конечно передадут, как как сживаются с кадетами и всегда на них будут смотреть как на товарищей.
Отдать же сына в корпус в другой город— воспитатель не согласится. Он так много уделяет забот и внимания чужим детям, что лишить его права воспитывать своего ребенка — жестоко и несправедливо. Нельзя требовать от воспитателя во имя призрачных результатов улучшения взаимоотношений такой тяжелой жертвы. Возможность наблюдать за жизнью ребенка в школе, самому его воспитывать—слишком большое счастье для отца. Лишить его—значит во многих случаях лишить воспитателя цели службы, так как ведь трудно рассчитывать на таких идейных работников, которые при новом порядке льстились бы на военно-педагогическую службу. Имеющему 2-х—3-х сыновей приходится жить не идеалами; действительность его постоянно низводит на самые прозаические низы, а прибавите к бюджету расходы на обучение в гражданской школе, то и совсем загоните в тот тупик, откуда выход: во что бы то ни стало, а долой из корпуса.
Думается, что уходы опытных воспитателей принесут ведомству больший ущерб, чем те обычные в жизни людей свары, ссоры, которыя существуют везде и из которых г. С....й сделал такое чудовище, трактуя их с мелочной, обывательской точки зрения.
В. Дзякович.
Окончание будет
|