Против закона Божьего и человеческого
Продолжим рассказ о тех ужасных деяниях, которые были установлены и подробно описаны Чрезвычайной Следственной Комиссией для расследования нарушений законов и обычаев войны австро-венгерскими и германскими войсками.
Много внимания в трудах Следственной Комиссии отведено проявлениям немецкого варварства:
разрывным пулям, удушливым газам, потоплению мирных судов (гибель Лузитании по показаниям русских пассажиров этого парохода) и др.
Невольно содрогаешься от ужаса, перелистывая страницы, посвященные изображению ранений, причиняемых разрывными пулями.
Иные охотники стесняются употреблять разрывные пули для диких животных, боясь причинить им лишние мучения. Но вот пред нами бесконечный ряд случаев применения таких пуль к людям. Без всякого стеснения, совершенно открыто, немцы и австрийцы стреляют этими пулями в русские войска.
А каков эффект этой стрельбы красноречиво говорят фотографии, снятые с раненых такими пулями Акифьева, Миронова, Кузьмина и Турубаева, достаточно сказать, что простая пуля дробит лишь кости, оставляя в связках и мышцах узкий и чистый канал, разрывная же разворачивает в какую-то неописуемую кровавую кашу и кости и мягкие части и кожу.
Не менее яркие картины страданий дают и пресловутые отравления немецкими газами.
По удостоверению допрошенных Комиссией лиц, которые видели на поле сражения отравленных газами воинов, последние
„мучились более, чем раненые", и „страдания и муки эти, по словам упомянутых свидетелей, являлись одной из самых тяжелых картин, какие им когда-либо приходилось наблюдать в жизни".
Комиссией были допрошены, как уже мы упоминали, и те из русских людей, которым довелось плыть на „Лузитании" и быть очевидцами ее потопления. Свидетели эти утверждают, что „Лузитания" не везла никаких военных грузов. Из числа 82 бывших на ней русских пассажиров удалось спастись лишь 20. Остальные пали жертвой немецкого варварства.
Чрезвычайная Комиссия отводит много места обследованию и изучению положения наших пленных. Почти все, что говорится в ее „Трудах" по этому поводу, один сплошной мартиролог русского солдата и офицера.
„Всех пленных (после боя у Мазурских озер), которых набралось человек до 300, германцы прежде всего обыскали и отобрали деньги и все имеющее какую-нибудь ценность. Затем отделили имеющих знаки от линии и расстреляли (очевидно, опять месть за храбрость!). Оставшихся погнали пешком в Летцен. Отстававших в пути конвойные подгоняли прикладами, а когда они в изнеможении падали, прикалывали их штыками. Дорогой жители бросали в пленных камнями и палками, а встречавшиеся кавалеристы закалывали пленных пиками".
Пленных, приведенных в концетрационные лагери, морили голодом, били, издевались над ними. „За малейшее ослушание или отступление от принятого порядка били то прикладами, то резиновыми палками. Или привязывали, круто перетянув веревками, на два часа к столбу.
Ставили на колени на колотый кирпич и держали так с перерывами часа два. При этом часовой все время наблюдал, чтобы наказанный не поставил ноги на плоский кусок, а стоял бы на острых осколках, от которых на коленях образовывались раны".
„Пленных принуждали к крайне утомительным работам: их заставляли возить на себе телеги, а иногда, запрягая вместе с быком или коровою в плуг, пахали на них землю".
Немцы не проявляли жалости даже к раненым: их били по щекам, рвали за усы, плевали в лицо.
Рядовой Василий Третьяков рассказывает о следующем случае:
во время пути в Германию на одной станции вагон, в котором помещался с другими пленными Третьяков, был открыт.
Не получавшие уже в течение двух суток пищи солдаты, надеясь, что им будет дан хлеб, стали жадно всматриваться вдаль и действительно увидели женщин в костюме сестер милосердия, которые раздавали бывшим на станции германским солдатам хлеб и колбасу. Одна из сестер подошла к вагону, в котором был Третьяков. Стоявший в дверях вагона русский солдат протянул руку, но сестра ударила по протянутой за хлебом руке и мазнула солдата по лицу куском колбасы. Обругав затем пленных „русскими свиньями", эта изумительная „сестра милосердия" отошла от вагона.
Ко всему этому трудно да и излишне прибавлять что-либо. Передаваемые здесь нами факты, проверенные и зарегистрированные Следственной Комиссией, являются, в сущности, каплей в море великого жестокосердия и бесстыдства, проявленных в эту войну немцами. Но это такие капли, которые способны пробить камень, и которые выжигают на ланитах человечества жгучие раны оскорбления и боли.
И тысячу раз справедливы высказанные Комиссией в предисловии к одному из выпусков ее „Трудов" слова:
„Лишь глубокая вера в высшее торжество правды, справедливости на земле, в то, что священные договоры народов, понимающих все великое их нравственное значение, никогда не будут считаться „клочками бумаги", заставляет Чрезвычайную Следственную Комиссию с спокойствием судьи разбираться во всех этих ужасах...
Таковы зарегистрированные Следственной Комиссией факты. Нам остается добавить, что факты эти представляют собою, очевидно, лишь каплю в море всего того, что совершается культурными варварами над русскими людьми, имевшими несчастье попасть к ним в руки. Макухе, Панасюку, Водяному удалось бежать от палачей—и поэтому мы имеем засвидетельствование совершенных над ними жестокостей. Но скольким не удалось бежать? Сколько, быть может, сотен таких же Панасюков за стеною немецкого плена, никем не знаемые, томились и томятся в палаческих руках? Какие новые пытки применяются к ним изобретательными офицерами немецкого генерального штаба? Кого еще из русских людей режут и давят элегантные австрийские офицеры?
На эти вопросы ответит только будущее. То самое будущее, которое несомненно принесет карающий и осуждающий ответ всем, кто пошел против закона Божьего и человеческого в этой великой войне.
Продолжение будет
Еще по теме:
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 2
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 3
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 4
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 5
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 6
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 7
Первая мировая война. Варвары. Проповедь жестокости у немцев - 8
|