nik191 Суббота, 27.07.2024, 05:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Январь » 24 » Первая мировая война. Русская женщина и война
06:38
Первая мировая война. Русская женщина и война

 

 


Статья А. М. Оссендовского


Западная Европа за время текущей войны дала несколько примеров величия женской души. Во главе женщин-героинь идут:

королева бельгийцев Елизавета, великая герцогиня Люксембургская Аделаида-Мария, сестра милосердия, англичанка Пирс и другие. Об этих женщинах так много и с таким жаром говорила вся французская, английская и бельгийская печать. Они озарены лучами заслуженной славы и окружены глубоким искренним почетом культурного человечества, неподдельно гордящегося этими благородными женщинами-героинями.

Восхищаемся ими и мы, и это восхищение должно быть лучшим доказательством общего и заслуженного восторга перед поступками этих необыкновенных женщин.

Мы можем говорить об этом смело, не боясь преувеличений, так как мы живем в стране великих, благородных русских женщин, воспетых не только грустной музой Некрасова, но и современными писателями, которые не могли не подметить черт, отличающих женщину нашего отечества от женщин других стран.

Эти черты немногочисленны, так как это только – женственность, т.е. то качество, которое определено, вероятно, наиболее правильно старым Бальзаком, сказавшим:

– Женственная женщина – ангел домашнего очага и защитник идеалов государства!

Если мы будем искать каких-либо выдающихся примеров необычайной доблести наших женщин, – мы их не найдем. Это произойдет не потому, чтобы нельзя было отметить геройства среди женщин, но потому, что все великие события, когда-либо потрясавшие Россию, выдвигали на первый план женщин, влиявших на ход и развязку многих событий, и удивить нас геройством русской женщины почти невозможно.

Нам памятны незабвенные тени княгинь Трубецкой и Волконской, юной Муравьевой и целой вереницы добровольных мучениц, последовавших за мужьями-декабристами в Забайкальскую тайгу.

Разве возможно надеяться, что не столько в короткой статье, но даже в специально посвященном изучению этого вопроса труде удалось бы привести полный перечень отдельных героических поступков русских женщин, которых жестокая война культурного XX века бросила в вихрь кровавых событий.

Вот почему, не останавливаясь на великом множестве отдельных примеров, сплошь и рядом достойных пера поэта и кисти художника, необходимо выбрать примеры массового проявления величия женской души и женского сердца.

Если без восторга мы не можем говорить о подвиге сестры милосердия, которая под огнем германских орудий и пулеметов перевязывала тяжело раненых воинов и, не проронив слова, упала раненая разрывной пулей у Сольдау, то нет слов для описания такой трогательной и суровой по силе воли картины.

 

Поздно. Четырнадцатичасовой рабочий день в белошвейной мастерской кончен. Можно идти домой и хоть несколько часов посвятить отдыху. Но не об этом думают бледные, худенькие девушки. Они тушат электричество, зажигают стеариновые огарки и вновь садятся за работу. Они шьют белье для солдат из материала, купленного на свои скудные заработки. И до самого утра мелькают иголки и ворчат швейные машины.

Разве эти девушки не сумеют во время пытки смолчать и слова не проронить о том, что у них на груди, под знаком Красного Креста, спрятано знамя, переданное умиравшим знаменщиком?

Разве эти девушки забудут о своем долге и тогда, когда судьба бросит их в передовые госпитали, в этот ад мучений и страданий?

Здесь нет места для сомнений и недоверию...

В одной школе девочки вдруг начали заметно хиреть и хворать. Причина не скоро открылась, и состояла она в том, что девочки-дети и девочки-подростки не завтракали, а все отдавали детям запасных. Только тогда поняли воспитательницы, почему обычно подвижные и шаловливые дети вдруг примолкли и, сбившись в небольшие группы, читали вслух или беседовали.

– Если много бегать, – поясняли, – очень хочется есть и трудно выдержать без завтрака!

Но они нашли, эти девочки, способ меньше страдать от голода – меньше двигаться и терпели, хотя многие из них приходили в школу даже без утреннего чая дома.

Это – женщины, еще не выработавшие устойчивых убеждений и действующие так почти инстинктивно, вследствие прирожденных душевных свойств. Они поступают так же импульсивно, как те девушки и женщины, которые, обрезав волосы, переодеваются солдатами и поступают в добровольцы, перенося вместе с солдатами все тяжести и мучения похода и опасности боевой жизни.

Что касается женщин взрослых, с убеждениями установившимися, то мы видим грандиозную картину перемены той женской психологии, которую любят в таком однообразно-неприглядном свете выставлять современные писатели.

В театрах исчезла женщина и не порхает она больше в виде пестрого мотылька на вернисаже выставок и на лекциях модных ораторов.

Она – в госпиталях, на вокзалах, где встречают раненых, на улицах в дни сборов на разные благотворительные связанные с войной, цели. Их видят наши серые герои повсюду, где страдают и ждут они помощи и утешения. К ним, являются эти незнакомые женщины, помогают словом ласки и делом. Они пишут им письма на родину, отыскивают родных и земляков, собирают для отправляющихся на родину деньги и вещи и помогают их семьям. По статистике число добровольных сестер милосердия в 25 раз превышает число сестер из всех общин.

 

Среди них представительницы Императорской Фамилии и первые аристократки России, и тут же рядом женщины среднего и низшего классов. Всех сблизила, сравняла одна благородная и высокая цель – помощь защитникам родины и сознание опасности, грозящей отечеству. Отошли на далекий задний план повседневные заботы, мелкие интересы, семейные и общественные дрязги и привычная, кажущаяся совершенно необходимой, светская сутолока. Все забыто и брошено. Изменилось выражение лиц, так же, как и одежда. Однообразнее, скромнее сделалась улица, и как-то стыдливо прикрывает она свои пороки и свое безобразие, в обычное время нагло бросающееся в глаза.

 


Не слышно развязных смеха и разговоров и не видно, мимолетных и полных нескромного любопытства взглядов. «Улица» подтянулась при виде серых шинелей, белых перевязок раненых и черных косынок и красных крестов сестер. Всякий всегда, каждую минуту помнит, что среди тех и других он может встретить брата, сына, мать, жену, сестру или дочь.

– Улица сделалась «улицей», когда на нее впервые вышла женщина без сопровождения мужа или отца, – сказал Мопассан.

Этот афоризм почти оправдался ходом быстрой эволюции упадка городских нравов, но мы присутствуем при обратной эволюции, когда женщина реформирует «улицу» и с нею вместе всю «не домашнюю» жизнь. И для этого понадобилось лишь то, чтобы женщина вспомнила, что она – человек, и что у нее есть и общественные интересы и жажда подвига, вернее, просто потребность служить понятному, близкому и большому делу.

 

Женщина – существо с более развитым практическим складом ума, и для нее менее доступны далекие философские горизонты будущей жизни, строителями которой являются предшествующие, сменяющие друг друга поколения. Зато непосредственная цель, как бы трудно достижимой и полной опасностями она ни была, понятна женщине, и она готова пожертвовать собою для достижения ее. Русская женщина к этому стремлению присоединяет еще полное отрицание своей личности, беспредельную преданность делу и склонность к подвигу. Такая вспышка гражданских чувств у женщины в России вызвала другое очень знаменательное и характерное явление – подвиги детей.

 

Мы знаем, что до ноября насчитывалось около 2.000 беглецов-детей.
Бежали деревенские мальчики, бежали сыновья и дочери горожан. Многие из них проявили необычайную для детского возраста отвагу и награждены военными орденами: большинству, с затаенным в детском сердце отчаянием, суждено было вернуться домой.

Девушки бежали с мыслью помогать раненым на поле боя, но это были познавшие чувства романтизма городские девушки и девочки; деревенские же девочки бежали туда, где гремят орудия и трещать пулеметы, на поиски отцов.

Их порыв в полном объеме сказался в рассказе одной девочки из Уфимской губернии, задержанной под Варшавой.

– Отца ищу, хочу узнать – жив ли, а если убили – хочу похоронить и крест на могиле поставить...

И нет сомнения, что, когда окончится война, на новых землях в Галиции и Пруссии, появятся молчаливые и грустные женщины, и среди братских могил и отдельных курганов вдоль дорог будут по приметам, указанным земляками, искать они могилу кормильца и защитника родины. Уже и теперь кое-где, хотя там носится еще мрачный призрак войны, бродят и ищут родных могил.

Это – не мужчины, а все – женщины, ибо это подвиг сердца.

Такой подвиг понятен женщине более других подвигов, и они молчаливо благословляют на него и бегущих на войну сыновей и уходящих искать отца или его могилу дочерей.

Женщины, одетые почти в лохмотья, несли на сборные пункты новое белье и лучшее платье, тщательно починенное и вычищенное. В деревнях ткут и шьют, не покладая рук, и не для своих только мужей и сыновей.

– Им там надо, – говорят крестьянки, – а может – и моему придется.

Россия может с гордостью сказать, что она не знает ропота и слез отчаяния. Все поднялись, как один человек, все готовы к ужасной по кровопролитию и длительности войне.
– Так надо! – девиз.

И с этим девизом идут мужчины отражать врага на границах России, и с тем же девизом идут женщины на великий подвиг сердца.

Если в Англии и во Франции европейская война продумана и прочувствована всеми, то у нас она является фактором, неожиданным в жизни народных масс. Несмотря на это, нет ни ропота, ни жалоб, ни отчаяния.

Покинутые мужьями, отцами и сыновьями женщины, как всегда бывало в годины тяжелых испытаний России, несут свой крест с терпением и надеждой. Но им этого мало и сердце ищет, жаждет подвига! Отсюда один шаг до благословенья сына-подростка на бранное дело, до помощи раненым под прусской шрапнелью, до полного забвения личной жизни.

Великая война – ужасна... Великая война – прекрасна. Сколько блестящих страниц необычайной военной доблести запишет история и украсит песнями и почти сказочными повествованиями изношенные в боях знамена наших славных полков. Мы возвращаемся к эпохе великой русской женщины: женщины «с душой могучего титана и с сердцем лучезарных херувимов».
Мы возвратились к ней, так как она перед нами.

 

 

Еще по теме

Первая мировая война

 

 

Первая мировая война. Русская женщина и война

Первая мировая война. Женщина на войне

Первая мировая война. Женщина на войне. Часть 2

Первая мировая война. Крестьянская женщина и война

Первая мировая война. Женщина-героиня Иванова Софья Михайловна

Первая мировая война. Скромная героиня

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1543 | Добавил: nik191 | Теги: Женщина, 1914 г., война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz