Австро-Венгрии правительству Сербии в связи с убийством эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево.
В предыдущем материал я рассказал о новом виде оружия, впервые примененном немцами против англо-французских войск 22 (9) апреля 1915 г. в Бельгии, в районе реки Ипр, - отравляющих газах
Сегодня рассказ о первом применении ОВ на русском фронте во второй половине мая 1915 года:
Применение немцами ядовитых газов
Газы подходят
ПЕТРОГРАД. (22 мая). Помощник главноуполномоченного Красного Креста северо-западного района сообщил главному управлению:
"Утром, около 5 часов, германцы обстреливали наш фронт на значительном протяжении бомбами с ядовитыми газами. Первая партия пострадавших прибыла в Варшаву.
Доставлено в Варшаву три трупа, которые немедленно будут вскрыты с целью определения вида отравления поражаемых организмов и ближайшей причины смерти. По этому поводу подробному обсуждению подвергся вопрос об участии российского общества в заготовлении предохранительных от удушливых газов повязок и средств лечения лиц, отравленных газами. Главное управление поручило совету складов удовлетворять в возможной мере все ходатайства, имеющие в виду борьбу с удушливыми газами, и поручило совету складов немедленно закупить и заказать в возможно большем количестве все необходимое для борьбы с газами.
Удушливые газы
В ночь на 18-е мая, в 8 1/2 часа утра, германцами была предпринята отчаянная попытка прорыва центра нашего расположения по Бзуре и Равке.
При этой операции, кончившейся для них неудачей, германцы,—пишет В. Белгородский в "Р. Сл.",—впервые применили на нашем фронте в большом размере удушливые газы.
Передовые окопы противника в этом районе, особенно на некоторых боевых участках, как, например, около Сохачева, Боржимова, Червонной Нивы, Болимова, Гузова, сближаются с нашими окопами на несколько сот шагов.
После неудачных попыток в декабре и январе прорвать громадными силами наш фронт, стоивших несколько тысяч жертв с их стороны, война здесь приобрела позиционный характер.
Не предпринимая активных выступлений, отказавшись от мысли продвинуться вперед, германцы ежедневно, как по расписанию, обстреливали наши позиции артиллерийским огнем. В окопах было тихо, и шла своя своеобразная жизнь, изредка нарушаемая столкновениями между отдельными разведочными частями.
Не дальше, как пять дней назад, в ночь на 18-е мая, наши разведчики напали на германское сторожевое охранение и, несмотря на превосходство сил противника, вступили в рукопашную схватку.
Застигнутые врасплох, германцы пытались оказать сопротивление, но были смяты дружным и стремительным натиском наших солдат. В этой схватке германцы оставили около ста человек на поле сражения.
Как бы в отместку за эту свою неудачу, германцы в течение трех дней особенно сильно обстреливали из орудий наши позиции, не причинив, однако, вреда.
В последние два дня на позициях противника водворилось снова спокойствие позиционной войны.
18-го мая, на свету, наши солдаты, стоявшие в сторожевом охранении, и наши разведчики заметили слишком раннее и необычное движение в германских окопах.
После прошедшего за ночь дождя земля курилась утренним туманом, и сразу нельзя было рассмотреть, что именно предпринимает противник.
Продвинувшись ползком вперед, разведчики заметили, что германцы выбрасывают перед своими окопами солому пучками и какие-то длинные, в несколько пальцев толщины, веревки. В других местах, выбросив солому, поливают ее какой-то жидкостью из пожарных труб.
Не успели разведчики вернуться в себе в окопы, как с наблюдательных пунктов было замечено, что перед германскими окопами начался пожар.
Огонь быстро побежал вдоль всей линии фронта, разгораясь с каждой минутой все сильнее и сильнее.
Не удовлетворясь поджогом, германцы одновременно начали бросать на политое пространство ручные бомбы, которые, разрываясь, горели медленным огнем.
В то же время из бомбометов в наши окопы полетели какия-то жестяные коробки, как из под монпасье. При падании они лопались и тоже загорались медленным огнем, с выделением большого количества дыма.
Вскоре огонь опоясал весь фронт.
Над полем заклубился ярко желтый прозрачный дым, который не поднимался выше человечьего роста и стлался по земле.
Ветер, дувший с германской стороны, понес дым на наши окопы.
Как только были замечены у нас все эти приготовления, ясно показывавшие, что германцами пущены в ход удушливые газы, были приняты немедленно меры предохранения.
В течение получаса все окрестности версты на три были затянуты, как туманом, этими удушливыми газами. Заметив, что ветер нагнал дым на наши окопы, германцы открыли ураганной огонь своих батарей.
Прикрываясь артиллерией и пулеметами, пехота противника начала перебежки в сторону наших окопов.
Надеясь на успех своего плана, германцы в нескольких десятках шагов от наших проволочных заграждений сомкнули ряды и пошли в атаку.
В наших окопах было тихо. Это еще больше подбадривало их вселяло уверенность, что им удалось отравить наших солдат.
В утреннем холодном воздухе бухнуло орудие с нашей стороны, а над головами наступавших полился целый дождь наших снарядов.
Как будто проснувшись от грохота орудий, заговорили скороговоркой пулеметы, защелкали винтовки.
Бой закипел по всему фронту, принимая на отдельных боевых участках особенно ожесточенный характер.
У винного завода, вблизи Сохачева, неприятельские колонны успели срезать наши проволочные заграждения и, устилая поле трупами, подойти к самым окопам.
В решительный момент их встретил в штыки резервный полк.
Дружным штыковым натиском неприятель был сбит и отброшен на линию своих окопов.
Сильное наступательное движение, прикрывалось особенно густой дымной завесой, неприятель развил также около Гузова, но был сбит и отступил с большими потерями под нашим пулеметным и орудийным огнем.
Небезынтересно устройство бомб, начиненных газами. Четырехугольная из тонкой жести коробка, в которую вставлена стеклянная колба, окруженная со всех сторон мелким песком. Снизу и сверху она прикрыта мохом. При падении колба разбивается, и содержащаяся в ней жидкость, разливаясь, воспламеняется, выделяя большое количество желтого дыма.
Мнения врачей о природе газа расходятся. Одни полагают, что это хлористый газ, другие—бромистый, с примесью еще каких-либо газов, а третьи думают, что какой-либо йодистый препарат.
Самое явление удушения газами происходит путем вытеснения из крови кислорода или соединения с ним самого газа.
Еще по теме:
Первая мировая война. Оружие. Отравляющие газы
Первая мировая война. Оружие. Отравляющие газы на русском фронте. Часть 1
Первая мировая война. Оружие. Отравляющие газы на русском фронте. Часть 2
Первая мировая война. Оружие. Борьба с газами
|