Продолжая тему "Женщина и война" нельзя не упомянуть о том, как изменилась роль женщины-крестьянки во время войны. Именно на ее плечи легли все тяготы, связанные с войной, с тем, что деревня практически лишилась мужчин.
Этому посвящен очерк Ал. Богданова за 1915 год.
Крестьянская женщина и война
Очерк Ал. Богданова
Семейный быт деревенской жизни всегда в одном отношении складывался благоприятно для русской женщины: совместное участие мужчин и женщин в сельскохозяйственном труде приблизительно уравнивало и тех и других. С семи лет нянька в дому, с двенадцати-тринадцати полезная помощница в поле, женщина представляла собою равноценную с мужчиной рабочую силу. И там, где была необходимость, она умела отстаивать свои интересы, отстаивать право на признание в ней человека,—право, в котором обычно отказывалось представительницам более обеспеченных классов. В практике деревенской жизни встречались, например, нередкие случаи, когда вдовы, ведущие хозяйство, пользовались на сходках правом голоса наравне с мужиками. В последнее время в некоторых деревнях стали допускаться переделы земли не по мужским душам, а по количеству едоков в семье.
Война произвела целый ряд сдвигов в различных областях жизни народа и в его сознании. И положение женщины в деревне с войною претерпело существенные изменения. Следует отметить, что запрещение продажи водки—на ряду с другими условиями—сыграло не малую роль в раскрепощении женщины.
Трезвая деревни постепенно начинает отходить от прежних диких обычаев; понижен процент семейных ссор, драк и убийств, наблюдается больше вдумчивости и сознательности на ряду с повышением благосостояния. Согласно данным анкеты Костромского земства, в деревне стало больше „благородства".
„Благородство"—меткое удачное народное словцо для обрисовки физиономии трезвой деревни. Это как раз именно то, чего не хватало деревне в ее отношениях к женщине.
С отливом рабочих мужских сил на войну, само собою, в силу необходимости, должен был переместиться и пасть на женщину центр тяжести всех хозяйственных забот. Мать и жена заменили во многих семьях прежнего хозяина. На женщину легли связанные с войною жертвы, возникли новые обязанности, а вместе с тем, естественно, должны были войти в обиход жизни и новые права. В роли самостоятельной хозяйки, напрягающей последние силы, чтобы не рушить хозяйства, прокормить семью и даже послать мужу в армию скудные заработанные гроши крестьянская женщина чувствует за собою больше ответственности. Просыпается самосознание личности, чувство достоинства, уважение своих прав.
И это в свою очередь вызывает ответное уважение к женщине со стороны других. "У нас теперь баба во главе всякого дела стоит"...—сообщает друг-читатель из Самарской губернии.
Не так давно в Боброве Воронежской губернии рассматривалось окружным судом дело 80 крестьянок и крестьян (последних незначительное меньшинство). Произошло нечто в роде бабьего бунта. Беднота протестовала против скупки кулаками в одни руки крестьянских наделов. Крестьянки во время бунта кричали:
— Наших мужей на войну взяли, а у нас землю отнимают!
В „Русском Богатстве" П. А. Борисов передает беседу с одной из солдаток Орловской губ. Сторонница общины—солдатка-вдова беспокоится за судьбу надела и хозяйства.
„Мужа убили, дело женское, вдовье, детишки малые, — не осилить спустить землю. Кабы по-прежнему обществом, мать так ли, сяк ли перебьется, пока детишки подрастут,—а дети подрастут, у них все-таки земля, какой ни на есть свой угол"...
Война прибавила лишних забот и страдания на долю женщин. Но огонь очищает золото: — бедствие войны многое изменяет в положении женщины и многое из старого отметает прочь. Как внутренняя, так и наружная стороны деревенского быта преображаются. Отчасти под влиянием повышенных цен на женские рабочие руки и возрастания дороговизны в городах наблюдается усиленная тяга женщин в деревню. Возвращаются к родным местам те женщины, которые, казалось, навсегда порвали связь с землей. Возвращаются в деревню для работы, для здоровой нормальной жизни в близости к земле, к родной среде.
Наплыв в деревенскую среду городских элементов таким образом нисколько не нарушает того трезво деловитого и вдумчивого настроения, которое царит в деревне.
Рост хозяйственного значения женщины имеет для нее прямым логическим последствием то, что она вырастает и юридически, как личность.
Ей приходится постигать всю сложную механику общественно-правовых отношений, знакомиться с законами, входить в сношения с властями, старшиной, писарем. Кончается срок земельной аренды, — приходится возобновлять договор. Приезжает земский агент для перестраховки построек. Солдатка ведет с ним расчеты. Нужно получить ссуду, внести подати, написать в какое-нибудь учреждение бумагу - все это теперь на ее обязанности. Целый ряд самых разнообразных дел, которые раньше вели мужья, ныне исполняют женщины.
„Солдатки у нас теперь значительная и влиятельная часть юридического мира",—пишет в „Ежемесячном журнале" Всеволод Второв. И рассказывает следующий факт:
„В одном селе женщины настояли на переделе земли, к которому большинство общественников-мужиков относилось если не враждебно, то безразлично.
„Делили тимофеевку, засеянную миром. И солдатки настояли, чтоб в дележ был пущен весь покос, без обычного пропития мирских углов, т.-е. обрезков".
Такие факты происходят повседневно во всех местностях России. Непосредственное их значение — экономическое и правовое — громадно. Но помимо того они еще играют культурно-воспитательную роль в жизни деревни.
Перед женщиной открылся новый мир, расширился круг ее интересов и понятий. Необходимо приспособиться к этим новым условиям, осмыслить и понять их,—нужно знание законов, грамотность, развитие.
И вот тут-то стала очевидной вся нелепость, вся дикость старой житейской формулы: „У женщины волос долог, да ум короток". Зачем-де, мол, девчонок учить?- Выплыла в сознании всех роль грамоты, культурности, уменья разобраться в сложной обстановке жизни.
Совсем неслыханное явление в деревне: женщины в возрасте тридцати-сорока лет начинают учиться грамоте. В обычное время ни одна из таких баб не ходила и не пошла бы на воскресные занятия со взрослыми, какие велись в школах. «Соседи застыдили бы!»
Но война перевернула все обычаи и предрассудки. Без грамоты стало трудно обойтись. Написать бумагу, прочесть письмо от мужа с войны —надо отрываться от работы, искать человека, который мог бы сделать это. А такой человек еще не всегда под рукой.
И другое, тоже невиданное до сих пор явление, показывающее, как культурно преображается деревня: бабы, наравне с мужиками, интересуются газетами.
Газета в деревне, за исключением самых захолустных углов, стала вторым насущным хлебом. Быть в городе и вернуться без газеты почитается преступлением. Газеты выписываются, или более или менее регулярно приобретаются почти в каждой деревне. За неимением средств для приобретения их устраивается нередко складчина селениями, обществами.
Вместе выписывают, вместе и читают, обсуждая события, собираясь в облюбованной избе, в чайной, в церковной сторожке. И на ряду с мужиками сплошь да рядом присутствуют бабы, которые приходят послушать и посоветоваться с знающими людьми насчет своих дел. Домны, Марьи и Василисы приобщаются к кружку односельчан-мужиков, и это в большинстве случаев не вызывает ни в ком осуждения и даже удивления, а принимается, как должное.
Правда, в отдельных случаях деревенская косность и темнота дают еще себя знать: женщины-солдатки встречают и отрицательное отношение к себе. Но причина его лежит не в боязни "женского засилья" в деревне, а в чисто-материальных узких соображениях и недостаточной сознательности крестьян". Отказывая солдаткам в хозяйственной помощи, мужики говорят:
— Они жалованье получают и могут работника нанять!..
Случаи эти крайне редки, почти исключительны. В общем же отношение мира к солдаткам всюду в высшей степени благожелательно. Там, где требуется помощь, крестьяне охотно приходят с нею, убирают поля, свозят хлеб, молотят и т. д.
В общем, великая страда войны облегчает женщинам путь к завоеванию себе прав человека. До сих пор мы знали женщину „Арину, мать солдатскую", которая молча несла крест, молча шла на подвиг, терпеливо жила и терпеливо умирала. Теперь жизнь намечает женщину другого типа.
Это—та же солдатская Арина, готовая на подвиг ради детей и семьи, но уже действующая в иной обстановке, расширившая круг своего понимания.
Еще по теме:
Первая мировая война. Русская женщина и война
Первая мировая война. Женщина на войне
Первая мировая война. Женщина на войне. Часть 2
Первая мировая война. Крестьянская женщина и война
Первая мировая война. Женщина-героиня Иванова Софья Михайловна
Первая мировая война. Скромная героиня
|