По материалам периодической печати за июль 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Обзор печати
Печать, обсуждая создавшееся положение, дает различную оценку переживаемого момента.
„Две недели на размышление” — так формулирует его самым заглавием своей статьи тов. Плеханов в „Единстве”, разумея известную резолюцию объединенного заседания Исполнительных Комитетов Р., С. и Кр. Депутатов.
"Кризис, начавшийся уходом из министерства представителей партии народной свободы,—так начинается эта статья,—не только не кончился, но еще обострился. Только что оставил свой пост министр юстиции г. Переверзев. К чему это приведет? К чему это должно привести?"
В то время как меньшинство нашей революционной демократии, сторонники Ленина, говорят, что это должно привести к переходу всей власти в руки С. Р. и С. Д., ее большинство ответило на этот вопрос упомянутой выше резолюцией:
"Смысл этой резолюция прежде всего тот, что нам нужно запастись терпеньем. Через две недели состоится собрание Исполнительных Комитетов Р., С. и К. Д. с представительством с мест. Оно и скажет нам, каков должен быть состав Правительства".
До тех же пор, поясняет автор статьи, Правительство, временно заместив места ушедших министров управляющими, обязано действовать в согласии с теми же Советами,
"Из этой резолюции видно, что товарищи, ее принявшие, колебались, не считая возможным немедленно сказать с полной уверенностью, какая именно власть необходима нам в настоящее время".
Причина такого колебании среди большинства нашей революционной демократии, раньше вполне определенно высказавшейся за коалиционное правительство, т.-е. за такое правительство, в котором участвуют не только представители рабочим, солдат и крестьян, усматривается „Единством" в том факте, что партия народной свободы,—и "в этом заключается грех ее перед страной", — отозвав из коалиционного министерства своих представителей, тем самым увеличила шансы победы ленинской тактики над тактикой большинства нашей социалистической демократии", ибо эта тактика большинства "далеко не безупречна", „в ней много непродуманного и непоследовательного", в этом большинстве сильно „полуленинство":
"Полуленинство приносит нашей революционной демократии огромный вред. Но из двух зол надо выбирать меньшее. В последнем счете, тактика полуленинства, несмотря на все свои совершенно неоспоримые недостатки, все-таки лучше тактики Ленина. Главное преимущество ее перед этой последней заключается в том, что она постепенно, хотя и очень медленно, улучшается, между тем, как ленинцы, последовательно развивая основные положения своей тактики, все с большим и большим усердием ведут ее к деятельности разрушительной, дикой и кровавой".
Если бы, предостерегает автор статьи,— восторжествовала на практике мысль о том что полнота власти должна принадлежать Советам Депутатов, то это было бы равносильно победе ленинцев.
"Но победа ленинцев, в свою очередь, не замедлила бы принести нам экономическое банкротство внутри и самое жестокое поражение на всех театрах военных действиях. Это было бы совершенно достаточно для того, чтобы надолго уронить социалистические партии в глазах населения, другими словами надолго обеспечить торжество контрреволюции. Революционная демократия совершила бы самоубийство; она причинила бы всей России неисчислимый бедствия, если бы необдуманно взяла на себя невыполнимую обязанность своими собственными силами, без поддержки других элементов, враждебных царизму, поправить и наладить все то, что непременно нужно поправить и наладить, во что в конец испорчено было старым порядком".
Об этом и считает необходимым напомнить Г. Плеханов тем нашим товарищам, которые через две недели будут решать вопрос о составе нашего Временного Правительства.
"Вест. X армии", поместил статью под заглавием „Опомнитесь безумцы". Эта статья, напечатанная до последняго выступления большевиков, заканчивается следующими строками:
Остановитесь же безумцы! Не посягайте на жизнь народа, только начинающего жить и наслаждаться молодой свободой. Озаренный ее красотой он нас еще не замечает, но горе вам, когда заметит он, что вы его злейшие враги, опаснее еще тех, с кем борется на ратном поле, он вот уже почти три года. Народ не простит вам вашей измены Родине, и помните, месть его будет ужасна!!!"
„Вест. особой армии" в № 160 с особенным сочувствием цитирует речь министра Церетелли на заседании Съезде 9 июня, говоря:
"В этот день, в решительной схватке с представителями большевизма, талантливый представитель Временного Правительства дал исчерпывающее объяснение тактики группы, покушающейся на честь и свободу революционной России. Преступная пропаганда, прилагающая все силы к разложению нашей армии, встретила должный отпор со стороны вождя ответственной демократии".
Из отчетов, напечатанных в "Известиях Совета раб. и солд. деп." видно, что в работах военной комиссии при Исполнительном Комитете Совета раб. и солд. депутатов деятельное участие принимают Козловский и Добровицкий, на которых возлагались ответственные поручения.
Уход министра юстиции П. Н. Переверзева явился результатом продолжительных трений между министром юстиции и его коллегами по кабинету с одной стороны и большого недовольства министром юстиции в Совете р. и с. депутатов с другой.
Совет относился весьма отрицательно к попыткам П. Н. Переверзева вступить в энергичную борьбу с анархистами и другими нарушителями законности. В то же время министр юстиции в мерах, предпринимавшихся им против преступной агитации в войсках, против анархистов и т. д., не находил поддержки в среде Правительства. Министры определенно указывали ему, что он их ссорит с Советом р. и с. депутатов, что обостряет отношение и т. д.
В то время, как министр юстиции, давно уже располагавший обличительными документами против Ленина и других большевиков, настаивать на необходимости огласки, остальные члены Правительства удерживали его от этого, ссылаясь на необходимость осторожности, потому что речь идет о лидере большой партии.
4 июля, когда столица оказалась во власти анархии, П. Н. Переверзев счел необходимым приступить к активным действиям. В беседе с представителями воинских частей столицы, которых было свыше 80 человек министр юстиции подробно изложил все документы, касающиеся сношений Ленина с Германией.
Министр предъявил депутатам воинских частей эти документы, а затем передал их для опубликования представителям печати. По просьбе П. Н. Переверзева, делегаты должны были передать своим частям о сообщенных им фактах. С этого момента и начался перелом в отношении воинских частей к Ленину.
Однако, Временное Правительство отнеслось весьма отрицательно к поспешности министра юстиции. Газетам предложили не печатать материала, переданного им министром юстиции, конфликт с ним окончательно обострился, и П. Н. Переверзев категорически заявил о своем уходе.
В беседе с журналистами П. Н. Переверзев указывает, что он давно уже требовал возбуждения судебного преследования по 108 ст. против Ленина и других, что его коллеги по кабинету мешали ему это осуществить и что при таких условиях, пред лицом надвигавшейся на страну большевистской анархии, он не считал возможным оставаться на посту министра.
Кронштадтцы, мятеж и правительство
ПЕТРОГРАД. (13 июля). В центральный исполнительный комитет сов. раб. и солд. депутатов явилась делегация от кронштадтского комитета и сообщила, что, в виду требования временного правительства кронштадтцы постановили подчиниться распоряжению о производстве следствия над лицами, виновными в вооруженном выступлении кронштадтцев 4 июля в Петрограде. Вместе с делегацией прибыли Ремнев и Раскольников, которые, во исполнение решения комитета, переданы в распоряжение морского штаба и судебных властей. Председатель кронштадтского исполнительного комитета депутатов Рошаль скрылся и остался не арестованным. Кронштадтский комитет депутатов категорически осуждает поступок Рошаля и решил принять меры к аресту его и предать его следствию. Вместе с тем заявлено о готовности кронштадтского совета депутатов оказать правительству всякое содействие по поводу выяснения событий 3—5 июля.
Разоружение „красной гвардии"
Начавшееся отрезвление среди заводских рабочих в Петрограде облегчило военным властям ликвидацию созданной большевиками, так называемой, красной гвардии.
За истекшие два дня в рабочих кварталах города, в район Васильевского острова и на Выборгской стороне, военными властями разоружено около 1000 рабочих, располагавших в большом количестве винтовками казенного образца, браунингами и даже пулеметами. Из опросов рабочих, у которых было отобрано оружии, выясняется, что большая часть имеющихся у них браунингов была похищена из арсенала Петропавловской крепости, где было разграблено несколько ящиков с револьверами, только что доставленными из Америки для надобностей армии. Число браунингов, которыми располагали рабочие, было так велико, что цена на них в рабочих кварталах держалась от 50— 75 руб. за штуку.
Что касается винтовок, то они были захвачены в большом количестве из 1-го пулеметного полка, а также с заводов, производящих их ремонт. Пулеметы были добыты также из 1-го пулеметного полка, которых здесь не хватает довольно большое число.
Многие из красногвардейцев побросали бывшие у них винтовки, которых подобрано в укромных местах заводских дворов не менее 100 штук. Пока отобрано более 1200 ружей и револьверов. Предполагается, что это только треть того оружия, которое было захвачено в дни выступления.
Упразднение стола „Правды“
Среди многочисленных своих отделений «Правда» имела особый стол в Таврическом дворце у входа в залы заседаний. В настоящее время из Таврического дворца исчез стол «Правды», за которым продавались экземпляры этого органа и большевистская литература.
Узники Трубецкого бастиона в дни мятежа
Когда на улицах столицы части восставшего гарнизона вели стрельбу из пулеметов и ружей, заключенные в Трубецком бастионе представители старой власти оставались в полном неведении о том, что творится в столице.
Ружейная и пулеметная трескотня почти не достигала Трубецкого бастиона и не могла доставить радости заключенным, которые в этой стрельбе и расстреле мирных граждан правильно могли бы усмотреть начало желанной для них контрреволюции.
Когда же артиллерия дала несколько залпов, узники Трубецкого бастиона чрезвычайно взволновались и начали обращаться с расспросами, что случилось в столице, что ночью стреляет артиллерия: им ответили, что на Неве значительный подъем воды и жители окраин предупреждаются о начавшемся наводнении. Заявление это вполне успокоило заключенных.
Интересно отметить, что когда отряд большевистских войск вошел в Петропавловскую крепость, большевики не проявили никакого интереса к заключенным в Трубецком бастионе и даже не спросили, где находится бастион.
Призыв советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов к спокойствию и сплочению вокруг руководящих органов демократии
ПЕТРОГРАД. (8 июля). Исполнительный комитет сов. раб. и солд. деп. выпустил воззвание, в котором говорится, что острая опасность, которой революция подверглась благодаря анархическим выступлениями 3 и 4 июля, миновала и в настоящее время жизнь столицы входит в нормальное русло. Безумная попытка в массах вызвала сильную реакцию. Настоятельно необходимо, чтобы все советы раб. и солд. деп., комитеты войсковых частей на фронте и гарнизоны вели выдержанную линию в борьбе с потугами использовать петроградские события и внести в народныя массы смуты и раздоры.
«Призываем, - говорится в воззвании, —к тесному объединению всей революционной демократии вокруг ее полномочных органов и к противодействию самочинным выступлениям и контрреволюционным проискам и погромным попыткам, возможно чаще информировать о положении вещей и быть наготове каждый момент поддержать центральный исполнительный комитет советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов весом морального авторитета местных организаций революционной демократии и армии. Лозунг дня—тесное сплочение демократии и армии вокруг ее политических центров—советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Центральный всероссийский комитет совета раб. и сол. депутатов.
Исполнительный комитет всероссийского совета крестьянских депутатов.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
События 7 июля 1917 г. Разброд власти
Сибирская печать о предателях. Часть 2 (июль 1917 г.)
Керенский-министр-председатель и военно-морской министр (июль 1917 г.)
Не защищайте М. Горького (июль 1917 г.)
Грядущий хам уже пришел и справляет свое обывательское торжество (июль 1917 г.)
Безумие, бесчестие и предательство на фронте (июль 1917 г.)
Печать о текущем положении (июль 1917 г.)
|