По материалам периодической печати за май 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Украинизация школы
В пятницу 12 мая в зале педагогического музея состоялось, организационное и. об. директора народных училищ В. Е. Пихоцким, собеседование учащих Киевских городских училищ с помощником попечителя учебнаго округа В. И. Науменко по вопросу об украинизации школы.
Собеседование носило оживленный и подчас даже страстный характер. Мы вкратце передаем содержание наиболее интересных мест прений.
Дзюбенко.
Я вижу опасность в том, что мы украинизацией школы понизим культуру края. Наши дети после 4 лет обучения с трудом успевают научиться понимать Пушкина; что же будет если мы с 4 лет употребим 2 года на изучение украинского языка? Результаты могут быть не только печальны но и страшны. Мы видим, что дети еврейские, польские стремятся изучить русский язык и литературу. Наши же дети, если им преимущественно преподавать украинский язык, будут идти в хвосте своих товарищей.
Науменко.
Мне кажется, что та плоскость, в которую Дзюбенко поставил вопрос об украинизации школы—неправильна. Дзюбенко делает такие предпосылки, которые фактами не оправдываемы. Я считаю, что при обучении на материнском языке багаж знаний не только не уменьшится, но даже увеличится. Если же к обучению на украинском языке прибавить русский государственный язык, то от этого он только выиграет.
Титова указывает на то, что термин украинизация не совместим с принципами свободной школы. Украинизация—похоже на руссификацию.
Науменко не защитник термина украинизация. Но логика одно дело, а практика другое. Если два столетия шла русификация, то как теперь поневоле взять противоположный термин.
Что касайся свободной школы, то я защитник ея и считаю, что свобода школы заключается в том, что:
I) Лицам, учреждающим школу, предоставляется широкая творческая инициатива;
2) что дети в школе являются свободными маленькими гражданами;
3) что мы, вводя известные школьные науки, не имеем права никого насиловать. Но вместе с тем в школе, где учатся не украинские дети, нельзя не сказать им, что, живя среди украинцев, надо, знать их язык;
4) что учащие составляют дружеский коллектив, при наличности которого не могут быть вопросы такого рода: "а при украинской школе не выселят ли меня—русского?
Вопрос из публики.
Соответствует ли все это убеждениям В. П. Науменко, как частного лица или это заявления официального лица, мы это спрашиваем потому, что на украинском съезде один из окружных инспекторов (г. Липеровский) говорил, что великороссов надо переселять в Великороссию, а малороссов из Великороссии в Малороссию. Затем, как быть с теми малорссами, которые забыли свой язык?
Науменко заметил, что так же, как и украинские полки в мирное время будут формироваться не только из украинцев, но и из остальных жителей, так будет и с учителями. Но великороссы, живущие на территории Украины, постараются постепенно изучить местный язык. Ведь, русские, попадая в Италию, невольно стремятся изучить итальянский язык.
Для тех же немногих, которые сохранят свой язык —русский, останется много мест, так как и в начальных школах и в средних надо изучать русский язык не только, как государственный, но и как язык великого народа.
Я, продолжает Науменко, разговариваю с вами, как частное лицо, но в то же время я имею право сказать, что те мысли, которые я высказываю, были мною изложены в статьях, напечатанных в одной из газет, и попечитель округа г. Василенко указал, что он разделяет мой взгляд. У меня есть основания думать, что и министерский взгляд такой же.
Романюк считает, что Киев—это неукраинский островок среди украинского моря. По мнению оратора, в Киеве приблизительно на 600 тыс. жителей около 200 тыс. украинцев и эти украинцы должны с осени настоящего года иметь свою школу.
Дзюбенко говорит, что точной границы между великорусским племенем и малорусским нет.
Возгласы из группы украинцев:
«украинским».
Дзюбенко.
Нет малорусским.
Шумные возгласы.
Украинским! Годи нас оскорблять!
Дзюбенко.
«Скачи враже, як пан скаже»!
Пускай будет «украинским», Дзюбенко указывает на резкое различие «мовы» черниговской, полтавской, киевской и др. Какую же «мову» мы будем вводить?
Романюк говорит, что речь украинца Дзюбенко вызвала у него горькое чувство. Граница между Украйной и Великороссией есть в Курской губернии, например, на одной стороне находятся украинские села, а на другой великорусские и смешения не происходит.
Вносится предложение говорить только о городской школе, так как в собрании находятся только киевские городские учителя.
Романенко в большой речи указывает на то, что язык можно изучать, как средство изучения, как предмет изучения. В земстве украинский язык быть может и нужен, но, изучая его преимущественно мы прикрепляем детей к месту. В настоящее время нельзя закрывать глаз на то, что русская культура на Украине пустила глубокие корни.
Домбровская говорит, что по вопросу об украинизации школы надо опросить население.
Науменко считает, что:
1) так где это необходимо, надо перевести школу русскую на украинскую,
2) надо вводить украинский язык, если это допускает наличность учебников, состав учителей и учащихся.
Плебисцит в школьном деле невозможен, так как польское и русское давление заставило народ потерять свое сознательное «я». Надо не спрашивать родителей или детей, а учителя должны сами определять
—данная среда учащихся имеет отношение к Украине или нет?
Для киевских школ, по мнению В. П. Науменко, приемлема такая формула:
"Никакого не насилия, не делая искусственных шагов для украинизации, вводить украинский язык там, где условия этого требуют".
В ответ на вопрос об определенной границей между Украиной и Великороссией Наменко говорит, что, как ему представляется, такой границы нет.
Что же касается украинских диалектов, то они существуют, как и русские диалекты.
В первой же группе начальной школы, где в обороте имеется не более 1.500 слов, надо ввести преподавание на местном диалекте.
Романенко интересуется, как поступать с детьми, вновь поступающими, куда их направлять, и надо ли спрашивать их родителей.
Затем, надо ли украинизировать тех детей - украинцев, которые не желаю изучать украинского языка? Эти вопросы остаются без определенного ответа.
Науменко говорит по вопросу, что такое книжный украинский язык. Отметив то, что по этому вопросу и в среде украинцев существуют разногласия, Науменко указал на существование двух "ориентаций" и украинского книжного языка галицкой и великорусской.
Галицкая ориентация после того, как украинский язык получит возможность свободно развиваться, по всей вероятности приблизится к великорусской.
В будущем возможен единый книжный украинский язык.
В конце собеседования Корольков вносит конкретное предложение о том, чтобы для киевских учителей в Киеве были организованы бесплатные курсы украиноведения.
Науменко сообщает о том, что 26 апреля учебный округ разослал во все губернские, уездные и городские управы предложения, согласны ли управы уступить курсы по вопросам о введении украинского языка в школе.
До сих пор от киевской городской управы ответа получено не было.
Национализация школы
В синод поступили ходатайства из украинских епархий о национализации церковной низшей и средней школы. В подольской епархии возбуждено ходатайство о том, чтобы с начала наступающего учебного года в церковно-приходских школах было введено преподавание на украинском языке, русский же язык выделить в особый предмет, начав его преподавание со второй группы; ввести в программу церковно-учительских семинарий и школ юго-западного края преподавание украинского языка, украинской литературы и истории Малороссии.
В виду того, что в подольской духовной семинарии еще с 1905 года было постановлено ввести преподавание украинского языка, литературы и истории, на каковой предмет духовенством ассигновывалось ежегодно по 2400 руб., но при прежнем режиме не удавалось осуществить это постановление, решено теперь же открыть означенную кафедру, так как
«при новом укладе жизни Украйны крайне необходимо, чтобы воспитанники семинарии были знакомы с языком, историей и жизнью того народа, среди которого им придется действовать, как пастырям и руководителям его жизни».
В семинарии должно быть также преподаваемо искусство красноречия (гомилетика) на украинском языке. Возбуждено также ходатайство об отпуске синодом 40.000 р. на устройство учительских курсов в течение нынешнего лета для подготовки учителей церковно-приходских школ к преподаванию украинского языка.
***
КИЕВЪ. Украинский войсковой съезд по вопросу о просвещении постановил, что с осени текущего года временным правительством должно быть введено преподавание в школах Украины на украинском языке с обеспечением прав меньшинства и других народностей.
Украинская народная школа должна быть обязательной, всеобщей и содержимой на средства государства, а также имеющие быть открытыми средние учебные заведения должны содержаться за государственный счет.
Практическое проведение в жизнь украинского среднего и высшего образования представляется компетенции центральной рады.
Просвещение войска должно проводиться в украинском направлении на украинском языке, а также путем открытия военных училищ от низших до высших.
Необходимо озаботиться переводом военных уставов и учебников на украинский язык и распространять в войсках литературу на этом языке.
По земельному вопросу вынесена резолюция, согласно которой право собственности на землю и богатства ее в недрах в автономной Украине должно принадлежать исключительно народу, условия же распределения земли установит украинский сейм.
Вместе с этим должны быть выработаны законы владения и пользования лесами и эксплуатации водных и минеральных богатств на началах общественности.
До окончательного решения этого вопроса временное правительство должно немедленно приостановить всякие акты купли и продажи земли и леса, а также урегулировать арендные отношения.
***
На союзном собрании педагогов духовно-учебных заведений Киевской епархии был заслушан доклад о введении с 6удущего учебного года в низших и средних духовных школах Киевской епархии изучения украиноведения (украинского яз., географии и истории Украины).
По обмене мнениями, присутствовавшие члены союза почти единогласно высказались за введение необязательного изучения украиноведения.
Обязательность изучения отстаивали лишь четыре лица.
Еще по теме:
Украинизация. 1917 год. Предисловие
............................................................................
Украинизация. Украинцы и русские (апрель 1917 г.)
Украинизация. Украинцы и автономия Малороссии (конец апреля 1917 г.)
Украинизация. Первая декада мая 1917 г.
Об украинизации школы (май 1917 г.)
Украинизация. В обществе юго-руссов: нам пытаются навязать украинский язык (май 1917 г.)
Украинизация. К вопросу об автономии Украины (май 1917 г.)
|