nik191 Пятница, 22.11.2024, 03:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Апрель » 2 » Новый дворец в Киеве (Окончание)
05:00
Новый дворец в Киеве (Окончание)

Главный фасад нового дворца

 

 

Новый дворец в Киеве

 

(Окончание)

 

Дворец обращен правым боком к берегу Днепра, между которым и зданием, при самой почти подошве восточного фаса дворцовой садовой решетки, начинается крутой обрыв, делающий спуск почти неудобным для схода, не только для проезда. Против построенного теперь вновь восточного дворцового павильона с открытой террасой на Днепр, край обрыва возвышается над уровнем воды на 50 сажень. Понятно, что здание, построенное на такой высоте, должно давать из своих окон обширный вид, тем более, что занимает он отдельный горб возвышений, непосредственно примыкающий к береговому склону Днепра, противоположная (восточная) сторона которого низменная — луговая.

Весь горб возвышенностей, на южном краю которых построен дворец, мы назовем дворцовой горою и прибавим, что по проекту, утвержденному императрицей Елизаветой, вся эта гора, с северо-запада ограничиваемая теперешней Александровской улицей (ведущей от Печерской горы к спуску около Крещатика), занята уже сто слишком лет дворцовым садом.

В эпоху разведения, его снабдили всеми затеями современной роскоши - террасами, крытыми аллеями и, несмотря на высоту, даже прудом, — в долине, образовавшейся между вершинами средних возвышений. Пруд этот, правда, впоследствии зарос и давно уже безводен, но первоначальное его здесь нахождение выказывается влажностью почвы. Теперь, в самой котловине бывшего пруда помещается увеселительное заведение —киевский Излер, как его называют приезжие из Петербурга.

За выделением из средины сада обширного участка под это увеселительное заведение, остается еще довольно места для даровых прогулок, даже верхом, по обширным аллеям сада Елизаветы, своим расположением напоминающего(по крайней мере в западной части) Царскосельский сад от церкви большого дворца к воротам в Софию; только без воды и статуй.

Что касается части сада, отделенной решеткой ко (дворцу) по первую террасу сажень на 80 в глубину), то существует еще предположение, не ограничиваясь ею, развести сад по всему обрыву, параллельно дворцу, от новой беседки на юг, по прямой линии, а потом, по диагонали—до заднего края дворцовой площади. Если осуществится проект, садом занята будет половина берега (сажень за 60 до нижней набережной дороги). Через это упразднится род деревушки, скрывавшейся в котловине обрыва и служившей притоном разному беспаспортному люду. Дворцовое здание, в плане, всего ближе может представить фигуру буквы К, поставленную боком, с той разницей, что оконечности флигелей расходятся за линию, служащую гранями заднего фасада (длиной 54 сажени).

Такая форма плана получилась от соединения боковых наружных флигелей с главным зданием дворца, посредством дугообразных (в плане) крытых переходов и пристройки сзади, к главному корпусу, продолжений его, к северу и югу. Без этих пристроек, главное здание дворца составляло бы параллелограмм (24 сажени в длину и 9 в ширину), с двумя выступами, выдающимися на 4 сажени 2 аршина, по фасадам с краев, да на 2 сажени, выходящих вперед них, средним выступом, по средине, со стороны сада. Прямо, против этого выступа, в средине же здания, спереди, сделан, несколько выдвинутый также, главный вход в здание. Средина дворца составляет наиболее возвышенную часть его (7 сажен 1 аршин от земли до гребня кровли).

Над вторым этажом здесь поднимается аттик, сообщающий целому довольно приятный ансамбль и даже изящный, на сколько совмещает идею о нем стиль рококо, без сомнения, употребляемый и первым строителем Киевского дворца, графом Растрелли, в частях, уничтоженных пожаром 1811 года. Разница с настоящим разве будет в отсутствии выступов в средине здания.

Поземельный этаж, со своей массивной разделкой, рустиком, составляет в новом здании дворца удачный переход к роскошным пропорциям массы второго этажа, где наличники больших окон затейливого рисунка удачно согласованы в характере с парными полуколоннами и пилястрами на выступающих углах. К колоннам и пилястрам идут как нельзя более круглые окна аттика, со своими висягами и фронтисписами. Балюстрад, венчающий кровли, с вазами на тумбах своих, уместен также и делает свое дело в сообщении оригинальности целому. Хотелось бы при этом, разве другого, более соответственного общему стилю, увенчания фронтисписа, но об этом заявлении нашего личного желания, предоставляем судить другим, тем более, что формы дворца, сами по себе, настолько изучены, что искусный строитель, вероятно, имел достаточно сильный аргумент поступать так, а не иначе.

Обращаясь к северному (садовому) фасаду, не можем отказать себе в удовольствии заметить, что средний выступ здания с этой стороны поражает особенно своей грациозностью, при первом взгляде. Здесь уже нет места никакому замечанию, а остается благодарить соорудителей и зодчего за прекрасную идею схода с террасы, который так много придает величия и вместе спокойствия всему фасаду, менее доступному для наблюдений, чем главный.

От общего обзора переходя к частному изучению особенностей здания и его характерных отличий, остановимся на парадном входе. Незначительность размеров нижнего вестибюля (сеней) — 5 арш. в шир. и 11 аршин от входа до марша лестницы, (при высоте не более 4 1/2 аршин),—дала возможность строителю выказать весь эффект главного входа только с подъема на первую площадку, откуда глазу обозревателя разом открывается перспектива верхней галереи, слишком 7 сажень в длину и в 4 сажени высоты.

Талант орнаментатора нашел здесь обширное поле: выказать все свои лучшие стороны. Так что, можно сказать по справедливости, главный вход киевского дворца, со своим верхним вестибюлем (в форме галереи) и изящной лестницей, составляет одно из капитальных достоинств здания, делая честь строителю.

Планировка вестибюля и сопредельных с ним комнат и проходов, в верхнем этаже, тоже исполнена с большим вкусом и расчетом. Прямо против обоих подъемов верхних ступеней парадной лестницы выступают, во всю ширину нижнего вестибюля, широкие арки галлереи, с которой входы в обе половины дворца.

Против левого подъема лестницы, сзади ее (справа и слева) — входы в главную залу дворца—парадную приемную, (изображение которой помещено внизу 128 стр. № 112 Всемирной Иллюстрация). Зала эта, самая обширная во всем здании, (длин. 6 саж., ширин. 10 саж. и высотой в 4 сажени), убрана довольно нарядно в строго архитектоническими украшениями: лепной работой и живописью, с большим вкусом. Характер оригинальности придают здесь порезки на консолях карниза и всех вообще выступающих (особенно верхних) частях обломов, при лепных висягах в форме гирлянд из листьев от углов арок к замкам их, в виде бараньей головы.

При этом встречается a-lа grесque на плоских частях пилястр вверху и внизу (на базе), что нам кажется нововведением, заслуживающим нашего внимания на столько же, как и употребление порезок в гипсе вообще. Такой род украшений, употребленный кстати и у места, разбивает удачно монотонию широких пространств, неразлучную с архитектоническими формами широких размеров. Разбивка плафона тоже одна из удачнейших.

Здесь связь центрального круга с прямолинейными делениями внешних орнаментированных граней везде ровно поддерживается; не проявляется и мелочности в живописных орнаментах в средине рельефных частей. В углах плафона, в круглых медальонах, помещены здесь, совершенно прилично, портретные силуэты: строителя с его помощником, подрядчика и распорядителя — мысль, согласитесь, остроумная.

Но если резьба, лепка и живопись—сделали свое дело с успехом, нельзя не сказать, чтобы в деле достижения счастливого ансамбля этой изящной залы, не участвовали на столько же и основные формы, приданные ей строителем, по плану. Приемная представляет, в плане, правильный параллелограмм, вдвое почти шире, чем длина его. Отделение аркадами (в три арки каждая) по одному окну с боков, от средины залы, освещаемой и затем еще тремя громадными окнами,—дает глазу отдых, разбивая на три всю площадь приемной. Но, разбивка эта, открывающая задние стены на столько, чтобы служили они вторыми планами роскошной перспективы, сообщает целому грациозность и такого рода разнообразие, от которых зала много выигрывает в глазах самого строгого художественного разбирателя. По цели своей, приемная должна сохранять величие и выдерживать вполне дворцовый характер; чего могли и должны даже не иметь прочие комнаты жилые, недоступные публике.

Все эти условия счастливо сочетал зодчий и вышел с честью, разрешив не легкую дилемму: совмещения вкуса и такта с требованиями программы, вызванной действительностью. По программе, принятой для компоновки проекта здания дворца, в ноябре 1867 года, верхний этаж назначен для помещения их величеств и государыни великой княжны Марии Александровны.

Половина ее высочества расположена налево от приемной. Апартаменты их величеств—с правой стороны ее и лестницы. Непосредственно с приемной соединяются гостиная их величеств и кабинет ее величества,—с противоположной стороны каждая из этих зал и три окна, почти квадратные, в 8 1/2 аршин высоты, как все вообще жилые комнаты второго этажа. За кабинетом государыни—опочивальня и гардеробная, с помещением для лиц, состоящих при особе ее высочества государыни великой княжны.

Все эти комнаты в ряд, обращены окнами в сад и снабжены светлым коридором со стороны цветника, расположенного на внутреннем (левом) дворике. Половина их величеств обращена окнами на восточный (правый) дворик,—что с цветником же— и на главный двор, справа от подъезда. Четыре комнаты, вход в которые с левой стороны верхнего вестибюля, окнами на главный же двор и в западный цветник, предназначены для помещения государя наследника цесаревича.

Нижний этаж определен для апартаментов их величеств государей великих князей (справа от входа) и свиты их (все прочее). Походная канцелярия его величества должна помещаться в правом наружном (восточном, обращенном к Днепру) флигеле; там же и прислуга, вообще. Тогда как, в левом флигеле: кухня с должностями, смотритель дворца и контора его.

Главный двор перед дворцом шириною в З6 сажень, а в глубину 28 сажень (до наружной железной ограды, против главных ворот выступающей впереди флигелей). Каждый флигель по двору тянется на 20 сажень, да настолько же по линии дворцовой площади, по фасаду; ширина флигелей 5 саж. Между левым флигелем и александровской улицей на расстоянии 30 сажень построен другой служебный флигель, да внутри двора еще два конюшенных и погреб, уцелевший от времен первоначального сооружения.

Скажем в заключение об итогах строительных затрат. Строительные работы, согласно сметному назначению, сданы по контракту за 254,289 р. Мебель отдана оптом же за 66,000 р., в итог которых вошли ковры, драпировки и обойная работа вообще. Бронза в утварях всякого рода, начиная стенными большими жирандолями и оканчивая часами, письменными приборами и колокольчиками, вообще выполненными по изящнейшим рисункам и по выбору, стоила 33,000’руб. До 6,000 руб. отчислено на обделку сада, разводимого под руководством местного предводителя дворянства, г. действ. стат. совет. Селецкого—известного специалиста в этом роде. Сверх того, впоследствии, разрешено ассигновать до 30,000 руб. на дополнительные работы, каковы: устройство схода в сад, железной решетки на цоколе, протяжением до 200 сажень; да на постройку восточного павильона с террасой к Днепру.

Таким образом все итоги расходов на сооружение дворца в Киеве составляют 390,000 рублей. С затратой их, прибавилось одним более число дворцов и, позволим себе сказать, по изящности одним из небольшого числа жилищ, истинно царских, вполне достойных обиталища государей обширнейшей империи, в исторической местности, где за тысячу лет назад впервые сложился великолепный двор у «ласкова государя князя Владимира красное солнышко» с привозом византийской царевны.

 

Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 14 (118) - 3 апреля - 1871.

 

P.S. А вот так выглядит этот (Мариинский) дворец в наши дни. Это церемониальная резиденция Президента Украины в которой принимают иностранные делегации

 

 

 

 

Еще по теме

 

Новый дворец в Киеве

Новый дворец в Киеве (Окончание)

 

 

Категория: Разные старости | Просмотров: 266 | Добавил: nik191 | Теги: Киев, дворец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz