На Украйне
Контрреволюция в Одессе
29 апреля в Одессе был расклеен приказ о сдаче оружия, которое должно быть вынесено на улицу не позже 10 час. утра. Виновные в утайке оружия подвергаются согласно приказу аресту в тюрьму до 6 месяцев с заменой штрафа в 3000 руб. и высылке за пределы Украины. Город превращен в вооруженный лагерь. Происходят повальные обыски. В общем разоружение протекло сравнительно гладко.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 094, 10 мая (27 апр)
Беспорядки в Украйне
ПЕТЕРБУРГ, 26 апреля. (ПТА). «Нашему Веку» телеграфируют из Базеля:
«Германская печать полна различного рода сообщений, указывающих на большое возбуждение, царящее среди населения Украйны».
«Кельнская газета» сообщает следующее:
«Большинство населения Украйны настроено против немцев и это настроение выливается часто в беспорядках, принимающих, иногда формы бунта. Так, в Николаеве произошли кровавые столкновения, во время которых германские отряды расстреливали манифестантов из пулеметов, при чем число жертв очень значительно. Такого же рода события имели место в Киеве и Одессе».
Контрреволюционная диктатура на Украйне
Украинскими помещиками и буржуазией вкупе с германскими оккупационными властями совершен государственный переворот. Киевская Рада, состоявшая в большинстве из эс-эров и правых меньшевиков, разогнана германским лейтенантом.
По указанию Киевского съезда земельных собственников, гетманом «всея Украины» назначен октябрист Скоропадский, член третьей Государственной Думы и бывший гвардейский офицер Кавалергардскаго полка.
Все революционные законы, как Киевской Рады, так и Российского Временного Правительства отменены. Земля подлежит отобранию у крестьян и возвращению помещикам. Вместо Учредительного Собрания будет созван сейм на основе цензового избирательного права. Вся полнота государственной власти принадлежит гетману, этому единоличному диктатору,назначающему министров. По газетным известиям, украинский кабинет министров составляется из октябристов и кадетов, в числе которых бывший министр финансов в кабинете Керенского проф. Бернацкий, небезызвестный сотрудник «Русского Слова».
На Украйне реставрируется полностью не только власть помещиков и буржуазии, переворот идет дальше и восстанавливаются те формы государственного управления, которые существовали у нас при Николае. Гетманщина появляется на арену истории уже не с кадетской, а октябристской программой.
Революция выдвинула три силы на Украйне: большевиков, представлявших собою интересы огромного большинства населения—всех рабочих и массы беднейшего крестьянства, правых социалистов-революционеров и меньшевиков, отражавших чаяния и надежды мелкой, городской и сельской буржуазии во главе с интеллигенцией, и, наконец, помещиков и финансовую буржуазию, впервые после февральской революции выступающих с собственной программой.
Власть рабочих и крестьян окончательно восторжествовала на Украйне к концу января, когда Харьковской Советской Раде удалось разбить последние гайдамацкие отряды. Ради спасения своей призрачной власти, Киевская мелкобуржуазная Рада, при молчаливом одобрении помещиков и буржуазии, бросилась в объятия Германии и призвала на помощь против Советов немецкие штыки. Она предала не только революцию и украинский народ своей близорукой, контрреволюционной политикой— она предала самое себя.
Подавив с помощью иностранцев народную власть и устранив широкие массы от всякого революционного творчества, она подрубила тот единственный сук, за который только могла удержаться. После вытеснения Советских отрядов с украинской территории и подавления рабочих и крестьян, соотношение сил в стране резко изменилось. Киевской Раде пришлось столкнуться лицом к лицу с притязаниями и интересами помещиков и крупной буржуазии. Лавировать между революцией и контрреволюцией, как это делал, напр., Керенский, опираясь то на Корнилова, то на Советы, она уже не могла потому, что уже не было Советов, которые одни только в силах дать отпор всякой контрреволюции. Рада повисла в воздухе: те же мелкобуржуазные слои, интересы которых она представляла, были слишком ничтожны и лишены всякого политического значения.
То, что случилось на Украйне должно было неизбежно случиться. Как революция не может остановиться на полпути и должна неизбежно дойти до конца, так и контрреволюция, раз начавшись, необходимо доходит до своего завершения. Жалкие политиканы из Киевской Рады думали, что они, опираясь на помещиков и германские штыки, смогут, хотя бы ценою предательства, удержать власть в своих руках. Но история горько разочаровала их. Они уже оказались ненужными помещикам и финансовой буржуазии, которые использовав этих слепых людей, выкинули их, как негодную ветошь. Последнее заседание Рады, когда она была разогнана немецким лейтенантом, при всем своем трагизме, имело комический оттенок. Немецкие друзья и союзники, разогнав союзных министров, заставили стоять их с поднятыми вверх руками. Лишь у одного Грушевского хватило мужества заявить словесный протест.
Контрреволюция на Украйне, однако, произошла не потому, что революционное развитие исчерпало себя. Гетманский переворот не имеет ничего общего ни с консульством Бонапарта, ни с 2 декабря Луи Наполеона. Если бы Украйна была предоставлена только своим собственный силам, если бы не было иностранного вмешательства, никакие, не только Скоропадские, но даже Голубовичи и Грушевские не могли оказаться у власти. Контрреволюция пришла извне. Сначала на германских штыках возвратилась в Киев мелкобуржуазная Рада. Лишь под прикрытием этого «демократического» щита, генерал Эйхгорн рискнул ввести в революционную Украйну свои легионы и потом, когда, заняв всю страну, ему удалось столковаться с помещиками, он разогнал союзную Раду.
Несомненно, что провозглашение германо-помещичьей диктатуры, отмена всех завоеваний революции и возвращение земли помещикам, только обострят революционное движение на Украйне. Каждому рабочему, каждому крестьянину и даже мелкобуржуазному интеллигенту становится ясным, что возможны только два исхода: или революция и Советы, или реставрация и диктатура, а затем, быть может, какой-либо немецкий принц или гастролер из дома Романовых.
Революция, не исчерпавшая себя до конца, не успевшая закрепить завоеваний народа, не принесшая ему не только воли, но даже земли и раздавленная только извне, остановиться не может. Она уйдет вглубь, она проделает огромную молекулярную работу, чтобы вспыхнуть вновь и смести отечественных и иностранных контрреволюционеров. Революционная борьба на Украйне с провозглашением диктатуры несомненно обострится и усилится, быть может, приняв формы партизанской войны, о чем уже приходят газетныя известия. Последнее слово революционных народов не сказано. Подведение итогов еще впереди.
Все живое, все честное в России и на Украйне, все те, которые не хотят реставрации или самодержавия, должны понять, что необходимо выбирать между властью пролетариата и крестьянства и диктатурой, между Советами и Скоропадскими и теми, кто стоит и грядет за ними. Третьего пути нет.
ГІоймут ли это меньшевики, Черновцы, плехановцы и прочие или по-прежнему, как их соратники на Украйне, будут из всех сил работать на стороне реакции?
Н. Норов.
Гетман Скоропадский издал следующую "грамоту":
ГРАМОТА
КО ВСЕМУ УКРАИНСКОМУ НАРОДУ
«Граждане Украины.
Всем памятны события последнего времени, когда потоками лилась кровь лучших сынов Украины и возродившаяся украинская держава стояла на краю гибели. Спасением своим она обязана мощной поддержке центральных держав, которые, верные своему слову, продолжают и в настоящее время бороться за целость и спокойствие Украины. При такой поддержке у всех родилась надежда, что начинается восстановление порядка в крае, и экономическая жизнь Украины войдет, наконец, в нормальное русло.
Но надежды эти не оправдались. Бывшее украинское правительство оказалось совершенно несостоятельным. Беспорядки и анархия на местах продолжаются. Экономическая разруха и безработица увеличиваются с каждым днем. И наконец для богатейшей когда-то Украины наступает грозный призрак голода.
При таком положении, которое грозит новой катастрофой Украине, глубоко взволновалось все трудовое население Украины, и выступило с категорическим требованием немедленно создать такую правительственную власть, которая была бы способна обеспечить населению спокойствие, законность и возможность производительного труда.
Как верный сын Украины, я решил откликнуться на этот призыв и взял на себя временно всю полноту власти.
Настоящим актом объявляю себя гетманом всей Украины. Управление краем будет осуществляться через посредство назначаемого мною кабинета министров на точных основаниях прилагаемых при сем законов о временном государственном устройстве украинской державы. Центральная и малая рады, а также все земельные комитеты распускаются. Министры и их товарищи увольняются. Все остальные служащие в правительственных учреждениях остаются на своих местах и должны продолжать исполнение своих обязанностей. В ближайшее время будет издан закон, устанавливающий порядок выборов в украинский сейм.
Впредь до сего я буду твердо стоять на страже порядка и законности в крае. Буду требовать неукоснительного исполнения всех правительственных распоряжений и поддерживать авторитет власти, не останавливаясь ни перед какими самыми крайними мерами.
Право частной собственности, как основа культуры и цивилизации, восстанавливается в полном объеме, и все распоряжения бывшего украинского правительства, равно как и временного российского правительства, отменявшие или ограничивавшие это право, отменяются.
Восстанавливается полная свобода совершения сделок по продаже и покупке земель. Наряду с этим будут приняты меры к отчуждению земель по действительной их стоимости от крупных землевладельцев для наделения земельными участками малоземельных хлеборобов. Равным образом будут твердо обеспечены права рабочего класса. Особое внимание будет обращено на улучшение правового положения, и условий ра6оты железнодорожных служащих, которые, при исключительно трудных условиях, ни на один час не прекращали своей ответственной работы.
В области экономической и финансовой восстанавливается полная свобода торговли и открывается широкий простор частной предприимчивости и инициативе.
Предвижу все предстоящие мне трудности и молю Бога дать мне силы выполнить то, что я считаю своим долгом перед родной Украиной в настоящее исключительное и критическое для нее время. Мне далеки и чужды какие-либо личные побуждения и единственной своей целью я ставлю пользу и благо населения края. В этом сознании призываю всех граждан Украины без различия национальностей и вероисповедания помочь мне и моим сотрудникам в нашем сложном и ответственном деле.
Гетман всея Украины Павло Скоропадский".
29 апреля 1918 г., город. Киев
Празднование 1-го мая под Австрийским флагом
ОДЕССА, 29 апреля. Австрийское командование выработало ряд ограничительных правил для руководства и празднования 1-го мая, что вызвало в экстренном заседании Совета Рабочих бурные прения.
Большевики и левые эсэры предупредили, что на их знаменах будут надписи:
«Да здравствует интернационал Советов»;
меньшевики во избежание кровопролития предлагали манифестацию отменить. Окончательное решение вопроса поручено Исполнительному Комитету.
Украинский премьер
Германское радио сообщает, что указом гетмана Скоропадского председателем совета министров назначен Николай Устинович, землевладелец, бывший министр внутренних дел.
Кабинет министров
Вчера весь день в Киеве велись переговоры о составлении нового министерства. Переговоры велись как с представителями политических партий, так и с отдельными политическими деятелями. Циркулировал ряд списков.
К вечеру называли следующих лиц:
министр просвещения бывший попечитель киевского учебного округа, а затем товарищ министра в кабинете Керенского Василенко, министр путей сообщения— инженер Бутенко, министр внутренних дел — Лизогуб, бывший председатель полтавской губернской земской управы, левый октябрист, М. Бернадский — министр финансов, профессор Г. Афанасьев — государственный контролер, С. В. Шелухин—министр юстиции; этот же пост он занимал и в ка6инете Голубовича; военный министр — атаман гетманского штаба Дашкевич-Горбатский.
Аресты
(По телефону из Москвы)
Военным отрядом арестованы и содержатся во дворце следующие лица: гласный городской думы М. О. Фрумин, бывший министр почт и телеграфов Сидоренко, Кульчицкий и Лейбин. Арестован также личный секретарь бывшего премьер-министра Чикаленко.
***
Третьего дня был арестован председатель киевской губернской земской управы Петлюра. Вчера, по ходатайству управы, он был освобожден. Перед освобожденим Петлюра был доставлен в штаб гетмана Украины.
***
Местопребывание Доброго не обнаружено. Вопреки распространившимся в городе слухам, он еще не освобожден.
***
29 апреля днем в помещение губернского комиссариата прибыл офицерский отряд с ордером на арест губернского комиссара Суковкина. Последнего дома не оказалось. В помещении был оставлен немецкий караул. Вчера утром караул был снят.
***
В третьем часу ночи на 30 апреля в здание рады явился вооруженный отряд для ареста председателя совета министров Украины Грушевскаго. Однако, последнего в здании рады не оказалось и местопребывание его не установлено. В помещении, занимаемом Грушевским, был произведен обыск, но ничего не найдено.
Требование отозвания немецких генералов
По полученным в Петрограде сведениям, за два дня до переворота украинское правительство обратилось к германскому с нотой, в которой протестовало против образа действий целого ряда германских представителей на Украине и требовало отозвания их, в том числе и ген. Эйхгорна.
В случае неисполнения этого требования правительство угрожало общим уходом.
Еще по теме:
На Украине. Грамота гетмана (29 апреля 1918 г.)
Гетман Скоропадский
На Украине. Киев стал немецким городом (апрель 1918 г.)
Малороссия превращается в германскую колонию (май 1918 г.)
Переворот в Киеве
Разгон рады
Переворот на Украине. Судьба Украины
Уроки украинских событий
|