nik191 Воскресенье, 24.11.2024, 12:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Январь » 23 » Москва в XIX веке (Исторический очерк) Быть великой войне!
05:06
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Быть великой войне!

Никольская улица и Казанский собор
 

 

Москва в XIX столетии

 

(Продолжение, см. № 7)


III.

 

 Быть великой войне!


В конце 1811 года появилась и долго стояла на небе властная комета, с огромным, блестящим хвостом, «метла Божия», как называл ее простой русский народ, а по мнению самого Наполеона,—«его путеводная звезда в Россию». Затем последовали необыкновенное разлитие рек, бури, землетрясения, как в нашем отечестве, так и в других государствах; наконец, страшные, несшиеся с юга ветры, от которых небо затмевалось пылью, трещали и ломались заборы, и сорванныя с домов крыши с грохотом падали иа землю,—все это считалось многими как бы провозвестниками новых неслыханных бедствий.

— Быть великой войне!—решил и наш народ.

Правда, интересуясь политическими известиями из Европы, москвичи усердно читали «Московские Ведомости»; но в них осторожно и только вскользь писали о разыгравшихся на Западе кровавых событиях, о головокружительных победах Наполеона и о все сокрушавшем на пути движения его несметных полчищ. Не удивительно поэтому, что в России, особенно в простонародье, имели смутное понятие о всесветном завоевателе. Ходили слухи, что появился в мире тот самый Аполион, о котором написано в 9 гл. Апокалипсиса; что он антихрист и, при помощи сатаны, собрал великие силы; что воинство его с львиными зубами и скорпионовыми хвостами.

Один из наших профессоров, в письме на имя военного министра, сообщал, что в «зверином числе»—666, о котором упоминается в том же откровении Иоанна Богослова, содержится имя Наполеона, в доказательство чего приложил и французский алфавит. Почитали также весьма знаменательным, что со времени основания Москвы прошло уже 665 лет.

Впрочем, не взирая на все ужасы, рассказываемые про Наполеона, наши простолюдины почти совсем не обнаруживали боязни пред страшными французами и их «заговоренным» императором. Давно уже они привыкли слышать только о победах русского воинства и его могучих вождях.

Всем им живо памятны были подвиги Румянцева, Потемкина, непобедимого Суворова, Кутузова и других храбрых полководцев. Когда же доходили до них слухи, что Император Александр приготовляется к войне, и таковая уже началась, они решали, что война эта, как и в прежние времена, происходит где-то там, очень далеко от их родины, и что русские во всяком случае побьют Бонапарта. А уж если французам угодно будет пожаловать к нам, на святую Русь,—так что ж?

— Мы их всех шапками закидаем, — говорил русский народ...

Вдруг, в первых числах июля, по первопрестольной столице разнеслась молва о вторжении Наполеона с огромным войском в пределы России, о начале не простой, но роковой, на жизнь и смерть, борьбы с ним, об издании в Петербурге приказа Государя по армиям и двух его манифестов.

 

Вторжение Наполеона в пределы России

 

Москвичи сильно встрепенулись. Толпы народа заполонили Никольскую улицу, близ Казанского собора, откуда был тогда узкий проход в управскую типографию, в которой печатались и раздавались известия, получаемые из армии. С нетерпением ожидавшиеся листики вышли из типографии. Народ, набросившись на них, подхватывая и перехватывая друг у друга, быстро разнеся их по всей Москве, начал с жадностью читать манифест Государя, озаглавленный:

 

„ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ СТОЛИЦЕ НАШЕЙ МОСКВЕ.

Неприятель вошел с великими силами в пределы России,—говорилось там.—Он идет разорять любезное Наше отечество. Хотя пылающее мужеством ополченное Российское воинство готово встретить и низложить дерзость его и зломыслие, однако же, по отеческому сердоболию и попечению Нашему о всех верных наших подданных не можем Мы оставить без предварения их о сей угрожающей им опасности.

Да не возникнет из неосторожности Нашей преимущество врагу. Того ради, имея в намерении для дальнейшей обороны собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков наших, Москве. Она всегда была главой прочих городов российских, она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу, по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, на подобие крови к сердцу, сыны отечества для защиты оного. Никогда не настояло в том вящшей надобности, как ныне. Спасение веры, престола, царства того требуют.

И так, да распространится в сердцах знаменитого дворянства Нашего и во всех прочих сословиях дух той праведной брани, какую благословляет Бог и православная наша церковь; да составит и ныне сие общее рвение и усердие новые силы и да умножатся оные, начиная с Москвы, во всей обширной России!

Мы не умедлим Сами стать посреди народа Своего в сей столице и в других государства Нашего местах для совещания и руководствовали всеми Нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую мнит он низринуть нас, на главу его и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России".

Не менее сильное и глубокое впечатление произвел другой манифест Государя ко всем верноподданным, «ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским», где между прочим говорится:

„Да найдет враг на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицина, в каждом гражданине Минина.

Благородное дворянское сословие!

Ты во все времена было спасителем отечества.

Святейший Синод и духовенство!

Вы всегда теплыми молитвами своими призывали благодать на главу России.

Народ русский! Храброе потомство храбрых славян!

Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров. Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках; никакие силы человеческие вас не одолеют..."

Такой же характер носит и приказ Государя армии, который он закончил многознаменательными словами:

„...Оборона отечества, сохранение независимости и чести народной принудили нас препоясаться на брань. Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве Моем...“

 

С. Знаменский.


Московский листок , Иллюстрированное приложение № 9, 28 января 1901 г.

 

Еще по теме:

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение

...............................

Москва в XIX веке (Исторический очерк) «Громоносный» 1812 год

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Быть великой войне!

Москва в XIX веке (Исторический очерк) Москва в ожидании приезд Государя Императора Александра I

 

 

 

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 249 | Добавил: nik191 | Теги: 19 век, москва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz