Продолжаю публиковать материалы из газет и журналов 100-летней давности. Эта серия материалов посвящена технике, использовавшейся на войне.
Английский журнал «Тhе Еngineer» обращает внимание на поднимавшийся несколько раз до этой войны вопрос об отмене установки на больших военных судах минных аппаратов, которые оказываются для них совершенно лишним вооружением, не имеющим шансов когда бы то ни было быть примененным во время морского боя и отнимающим от 5-ти до 7-ми процентов водоизмещения, которое может быть использовано с гораздо большей пользой.
Этот журнал напоминает, что еще в 1903-м году, в Соединенных Штатах, был поднят вопрос об исключении из вооружения линейных кораблей этих аппаратов, но тогда, в виду усовершенствования самодвижущихся мин и увеличения их дальности и меткости, их оставили, хотя до настоящего времени никогда не было случая, чтобы ими пользовались во время морского боя с кораблей такого типа.
Между тем, кроме своего веса, этот род вооружения занимает еще много места, так как для установки этих, конечно подводных аппаратов, необходимо при разработке чертежей корабля выделить для них обширные помещения, что видно на примере японского линейного крейсера «Конго», который вооружен 8-ю такими аппаратами, размещенными в 4-х больших отделениях судна, при чем каждое из них занимает по длине судна 24 фута и для этого пришлось увеличить его водоизмещение на 1.800 тонн, считая что для установки этого вооружения пришлось увеличить длину судна и в зависимости от этого увеличить, для достижения той же скорости хода, мощность его машин, хотя польза от этих аппаратов является весьма сомнительной.
Между тем, не говоря о примерах прежних войн, в настоящее время выяснилось, что линейные корабли никогда не будут сражаться на расстоянии 2,5 м. миль, т. е. предельной дальности самодвижущихся мин, так как бой у Фолклендских островов велся на расстоянии не менее 5-ти мор. миль, бой у Доггер-Банки на расстоянии 8—9-ти мор. миль и едва ли благодаря превосходной меткости современных, входящих в вооружение линейных кораблей всех государств мира, орудий большого калибра, расстояния в бою будут меньше бывших во время этих морских сражений, почему не отрицая большого значения минного вооружения на подводных лодках, истребителях миноносцев и, даже, легких крейсерах, где оно крайне необходимо, следует сказать, что для линейных кораблей это вооружение не нужно и является анахронизмом.
Эта статья появилась до Ютландского боя, который был первым большим боевым столкновением между такими кораблями. Пока неизвестно пользовались или нет своими минными аппаратами английские и германские линейные корабли, но во время этого боя выяснилось, что во-первых, эти суда сопровождались истребителями миноносцев и легкими крейсерами, которые производили минные атаки, а во-вторых, что мины играли во время боя последнюю роль и если при помощи этого оружия и были потоплены, или повреждены некоторые сражавшиеся суда, то эти мины были выпущены отнюдь не с линейных кораблей.
Поэтому хотя во время этого боя расстояние между судами бывало иногда сравнительно небольшим, нельзя не согласиться, что указанный журнал прав и от этого рода вооружения линейных кораблей можно отказаться без ущерба для их боевой мощи и полученную таким образом экономию в водоизмещении судна употребить на его лучшее бронирование, увеличение запаса топлива, или, наконец, на улучшение защиты его подводной части от минных взрывов, т. е. на те факторы, которые принесут пользу в каждом морском бою.
В. Э.
Еще по теме
|