nik191 Суббота, 27.07.2024, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Март » 7 » Масленица. Балаганы
07:58
Масленица. Балаганы

Масленица. Издавна на Руси было принято широко отмечать эти дни прощанья с зимой.

Как это было в Петербурге в середине XIX века рассказ из журнала "Столица и усадьба" за 1916 год.

 

БАЛАГАНЫ

(Из воспоминаний)

...40 лет назад Петербург выглядел совсем не так, как теперь. Не было ни электрического освещения, ни телефонов, ни автомобилей, ни трамваев, ни Народных домов, ни кинематографов. Жизнь шла куда медленнее, хотя жилось, пожалуй, веселее!

Развлечениями нас, детей, не баловали. Несмотря на дешевизну, посещение Императорских театров было сопряжено с известными расходами, и потому туда мы попадали очень редко. Частных театров имелось только два: "Буфф" (у Александринского театра, где игрались французские оперетки, и "Театр Берга" (на Екатерининском канале, возле Большой Мастерской ул.). культивировавшие кафе-шантанную программу, куда нас, разумеется, не пускали. Клубные спектакли были для нас также недоступны, и других развлечений, в течение года, кроме "балаганов" на Масленице и на Пасхе, мы не знали.

Зато уж тут мы развлекались и веселились вовсю!..

Еще задолго до Масленицы, в свободное от школьных занятий время, мы бегали на Царицын Луг (Марсово поле), чтобы убедиться, что наши милые балаганы действительно строятся.

Там мы простаивали по несколько часов, наблюдая, как плотники, в тулупах и меховых шапках, вооруженные топорами, суетились между горами строительного материала, создавая будущие "храмы искусства", обещавшие нам такую массу наслаждений!..

Линия построек почему-то ежегодно менялась. То балаганы стояли лицом к Летнему саду, то помещались против памятника Суворова, Павловских казарм или Михайловского сада.

Хотя мороз безжалостно пощипывал нос и уши, заставляя нас выделывать самые замысловатые "па", чтобы согреть ноги, мы с настойчивостью, достойной лучшей участи, почти до сумерек торчали на Царицыном Лугу, и только голод заставлял нас спешить домой.

По дороге мы вспоминали о прошлогодних представлениях и старались предугадать, что-то нам покажут в нынешнем? Вообще все наши мысли были заняты только этим...

За несколько дней до Масленицы наше любопытство вполне удовлетворялось. По городу пестрели огромные, разноцветные афиши, подробно сообщавшие обо всем, что нас интересовало. Эти афиши мы заучивали почти наизусть...

Вот и первый день Масленицы!

Об этом даже можно и не говорить, так как с улицы доносятся звуки бубенцов приехавших "веек", наполняющих душу необыкновенной радостью, а в кухне уже готовят тесто для блинов...

Мы с самого утра торчим у окошек. Наконец, бьет 12! Тут уж никакая человеческая сила не может удержать нас. Получив от отца по 3 рубля,— целый капитал!— мы с братом выносимся на улицу.
Нам необходимо попасть в балаганы на первые представления, потому что на них "играют все", а затем станут сокращать, чтобы за день успеть дать больше спектаклей, и мы можем многого не увидеть...

 

 

Улицы, благодаря обилию веек, снующих взад и вперед, под веселые переливы колокольчиков, выглядят как-то особенно празднично. У всех радостные, оживленные лица...
Слышна гармония, смех...

За "рицать" копеек вейка мчит нас в маленьких санках, запряженных мохнатой лошаденкой, на Царицын Луг. Только бы не опоздать.

Наконец, мы на месте наших вожделений.
Боже мой, какое восхитительное зрелище! Мы прекрасно знали, что все это будет именно так, и, однако, не можем удержаться от комков восторга.

 

 

Шум и гам кругом стоят такой, что на первых порах совершенно теряешься. Звуки шарманок, гармоний, кларнетов, барабанов и бубен сливаются с визгами "Петрушек", зазываниями торговцев "раешников", скрипом "перекидных качелей" и выкриками "деда". Словом, веселье бьет ключом!

Однако, позвольте рассказать все по порядку.

На первой линии высятся три или четыре больших балагана, громко именуемые "театрами".

 

 

Строятся все они на один фасон, в виде огромных неуклюжих сараев, с массой входов и выходов по бокам. Входы эти украшены декоративной живописью, флагами и лампионами. Тут же несколько касс. Внутри: сцена, оркестр и затем идут лестницей ложи, кресла, первое, второе и третье места. Цены не дорогие, от рубля до двугривенного, причем "солдаты и дети платят половину". Впуск публики начинается с лож. Когда все уже уселись, тогда под самой крышей распахиваются широкие ворота третьего места и зрители буквально высыпаются, как горох из прорвавшегося мешка, и бегут с шумом и визгом по наклонной плоскости, стараясь устроиться впереди других. Не дай Бог, если кто нибудь упадет - раздавят!

Освещение всюду керосиновое и очень скудное, только сцена залита светом. В пожарном отношении все эти "театры" страшно опасны, и теперь, вероятно, их ни за что бы не разрешили, но тогда на вещи смотрели проще...
Устройство сцены самое примитивное. Никаких машин и в помине нет, все делается руками. Чистая перемена декораций, всегда поражавшая публику своей быстротой, производится "живым грузом". Плотники, по кулисным лестницам, взбираются на самый верх и по сигналу, схватившись за веревки декораций, бросаются вниз.
Актерские уборные узкие, сырые и холодные. Чтобы хоть несколько согреться, приходится прибегать к "живительной влаге", на актерском языке "впустить в себя зензюбель". Актеры и актрисы пьют одинаково и зачастую к последнему представлению "лыка не вяжут".

Впрочем, не будем останавливаться на этих темных сторонах деятельности "жрецов искусства"...
Под № 1-ым стоит "Театр Малафеева", в котором из года в год даются разговорные представления, заимствованные или из русских сказок, или из исторических событии вроде "Осады Севастополя" или "Покорения Кавказа".

В больших "театрах" и декорации, и костюмы всегда вполне приличны. Вспоминая теперь эти представления, только диву даешься, как это тогдашние режиссеры ухитрялись, на сравнительно очень небольшой сцене, ставить сражения, в которых участвовала и конница, и пехота, и артиллерия? Во всяком случае, зрелища эти производили сильное впечатление на публику, состоящую не только из детей и простого народа. В те времена "весь Петербург" считал модным посещение балаганов.

В заключение всегда выступал очень хороший русский хор под управлением старика Молчанова, пользовавшийся шумным успехом.

Но, говоря откровенно, нам "Театр Малафеева" нравился меньше других. В нем не было ничего чудесного, сверхестественного, что так увлекает, заинтересовывает. Мы должны были посетить его, чтобы видеть все и не оскандалиться перед товарищами. Иначе до Пасхи не о чем будет и разговаривать...

 

 

№ 2-ой — "Театр Берга". Вот это наш самый любимый театр! В нем ставится арлекинада. Ах, что это за прелесть! Положительно, лучше     этого ничего нет на свете!

Арлекин, Пьерро или Мельник, Коломбина, Кассандр—наши герои. Ими мы бредим. Подумайте сами, какие изумительные превращения. Арлекина, на глазах у всех, разрезают на части, забивают в пушку и стреляют, а он, как ни в чем не бывало, оживает, насмехается над старым Кассандром, бьет глупого Пьерро и похищает Коломбину!

Во всем этом было так много неразгаданного для нашего пытливого ума, хотя мы и не соглашались с мнением простого народа об "отводе глаз". Нет, тут, очевидно, было какое-то волшебство, и втайне каждый из нас мечтал достать магическую палочку Арлекина. Посмотрели бы мы тогда, что из этого вышло!
Если бы позволило время, мы просиживали бы по несколько представлений в этом театре, но, увы, в один день мы обязаны побывать всюду.

№ 3-ий—обязательно зверинец, который для нас, уже вкусивших плодов просвещения, был менее всего интересен.
На размалеванных холстах, болтавшихся над зданием зверинца, были изображены животные всех стран света, а на самом деле ими даже и не пахло. Вместо зебры показывали раскрашенного жеребенка; лисицу изображала дворняжка, зашитая в лисью шкуру, раскрывая своим лаем плутни изобретательного "импрессарио". "Шестиногий теленок" с очень не искусно приделанными ногами, вызывал только наши насмешки.

Но простой народ валом валил посмотреть эти "чуда природы", между которыми непременно фигурировал скелет необыкновенного экземпляра животного мира, происшедший будто бы от носорога и акулы или мартышки и попугая. Не мало находилось наивных людей, которые верили в подобный вздор и подолгу простаивали возле скелета, многозначительно покачивая головами. Мало ли чудес на свете!

Господин, дающий объяснения в зверинце, плел такую околесицу, что уши вянули, а когда ему делали замечания, он отговаривался:

— Это не для вас, это для простого народа!

 

Продолжение будет

 

Еще по теме

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 845 | Добавил: nik191 | Теги: балаган, Масленица | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz