Германские миссионеры об армянской резне
(Письмо из-за границы)
Неслыханно жестокая и жуткая трагедия, совершающаяся в Армении, приковала к себе внимание всего человечества. Лишь в Германии очень долгое время не хотели верить в правдивость рассказов о турецких жестокостях. В настоящий момент, однако, и в германской печати есть достаточно много фактов, которые подтверждают наличность этих жестокостей и изображают их в голом, не прикрашенном виде. Должен, впрочем, оговориться, что факты эти сообщаются не общей печатью. Здесь все еще царит довольно оптимистическое настроение. Сведения об армянской трагедия мы находим, главным образом, в специальных миссионерских изданиях, откуда они в урезанном и подчищенном виде просачиваются и в другие издания.
Позвольте мне привести вам без всяких почти комментариев один документ, заимствованный из журнала германских протестантских миссий «Аllgemeine Missions Zeitschrift». Дело идет о рассказах очевидцев-германских миссионеров. Поэтому ценность сообщаемых ими фактов особенно велика. Вот отрывки их рассказов.
«Турецкие солдаты, свидетели совершавшегося, рассказывали нам, что женщины на коленях умоляли о пощаде и что многие из них сами бросали в реку своих детей. И когда мы спрашивали их с ужасом: «Значит, вы стреляете в женщин и детей?» они отвечали: «Но что же делать? Нам приказывают».
Вечером мы прогуливались с одним из наших друзей, М. Г..., перед домом. Мы встретили жандарма, который рассказал нам, что толпа женщин и детей из Байбурта должна пройти ночью в местности, отстоящей всего в десяти минутах от госпиталя. Он сам помогал гнать их, и рассказал как с ними обходились во время пути. Их без перерыва вырезали. Каждый день убивали и сбрасывали в пропасть от десяти до двенадцати женщин. И раздробляли черепа детям, который не могли идти. Грабили. Насиловали.
«Я сам лично,—добавил жандарм,—похоронил голые трупы пяти женщин. Пусть Бог зачтет мне это».
На следующий день, рано утром, мы услышали, что проходят жертвы, обреченные на смерть. Мы присоединились к ним и доводили их до города. Их несчастие неописуемо. В абсолютном молчании дефилировали они, большие, маленькие и старцы, обремененные годами, которые только с большим трудом держались на своих ослах. Все они шли, чтобы быть связанными вместе и сброшенными с обрывистой скалы в волны Евфрата.
«Теперь так действуют,—рассказывал нам грек-извозчик:— видать, как плывут трупы по течению реки»... Это холодило кровь в жилах.
Наш жандарм рассказал нам, что он только что сопровождал из Мама-Шатум, местности, расположенной в двух днях езды от Эрзерума, до Комаха подобную же толпу из трех тысяч женщин и детей. «Все истреблены!»—добавил он.
Мы.
—Если вы хотите убить их, то почему не делаете вы этого в их деревнях? Для чего причиняете вы
предварительно эти неслыханные страдания?
Он.
—Так—очень хорошо. Нужно, чтобы они мучились. И затем—что сделали бы мы с трупами? Они стали бы гнить...
Между 10 и 30 мая арестовали еще 1200 почетных армян и др. христиан без различия вероисповедания в вилайетах Диарбекира и Мамурет-уль-Азиса. 30 мая 634 из них были посажены на лодки на Тигре под предлогом, что их отправляют в Моссул. Адъютант местного вали и пятьдесят жандармов сопровождали отряд. Некоторое время спустя после отъезда у пленников отобрали деньги (6000 ливров), затем их одежду и, наконец, сбросили их самих в реку. Жандармы, находящиеся на берегу, отталкивали их от берега. Одежда этих несчастных была продана на базаре в Б...
В течение месяца почти каждый день видели трупы, плывущие по течению Евфрата, часто связанные по два и по три вместе.
Трупы, выбрасываемые на берег, пожирались собаками и ястребами. Для подтверждения всего этого есть многочисленные германские свидетели-очевидцы. Один чиновник с Багдадской железной дороги рассказывал, что в Биреджике тюрьмы наполняются днем и освобождаются (в Евфрат!) ночью. Германский капитан кавалерии видел между Диарбекиром и Урфой бесчисленное количество трупов, которые лежали не погребенными по сторонам дороги»...
И так дальше все жуткие, холодящие кровь в жилах картины... Я просил у читателя позволения привести этот документ без комментариев. Да и что можно сказать еще? Что можно добавить? Чем, какими словами и красками, можно дополнить то, что рассказал совершенно не пристрастный и не заинтересованный в сгущении красок очевидец? Его сжатый, скупой на слова рассказ туманит мозг больше и действует на нервы сильнее, чем самые красноречивые комментарии. Силу влияния этих рассказов, этих впечатлений очевидцев чрезвычайно верно оценило германское правительство, когда оно 10 ноября 1915 г. запретило воспроизведение в прессе фактов, сообщаемых в миссионерских отчетах...
Что касается турецкого правительства, то оно уже не в силах более отрицать свое жесткое преступление. Косвенно оно признает его, стараясь смягчить и «объяснить».
Нью-йоркская и арабская газета «Ноdа» пишет по этому поводу:
«Турция публикует в первый раз официальное сообщение относительно резни в Армении, в ответ на настойчивое давление Америки. Это сообщение, как и следовало ожидать, переносит ответственность за истребление на самих армян, которые для того, чтобы добиться независимости, выработали будто бы проект сбросить Турцию, оказав помощь русским. В виду такого положения, признает турецкое правительство, оно не в состоянии было подавить взрыв фанатизма, вспыхнувшего в населении, которое и учинило печальные события.
Как могло турецкое правительство, вынужденное бороться против четырех великих держав на трех театрах войны, вмешаться всюду и остановить население, восставшее против армян? Однако, оно сделало все возможное, чтобы защитить жизнь и имущество последних. Отряд, предназначенный для этой цели, потерял половину своих людей убитыми восставшим населением. Были установлены также гражданские комиссии для исчисления убытков и установления ответственности. Что же касается вопроса о выселении, добавляет сообщение,—это мера чисто военная, продиктованная потребностями национальной обороны».
Я счел нужным привести это сообщение, чтобы дать читателю возможность сопоставить официальное объяснение событий с тем, что видели и слышали германцы-миссионеры.
Сопоставление это вдребезги разбивает официальное объяснение. Тусклые затасканные доводы турецкого правительства совершенно блекнут перед яркостью красок той картины, которую рисуют очевидцы. И совершенно ясным становится, что если и делало что-нибудь турецкое правительство, то уж отнюдь не «для охраны жизни и собственности» армян.
Интересно отметить, что германское правительстве «объяснило» своим народным представителям армянскую резню так же, как и само турецкое правительство. Рука руку моет. Однако, не подлежит никакому сомнению, что факты, сообщенные миссионерами, породили в лучших умах Германии тревогу и недоверие. К сожалению, благодаря запрету воспроизводить в прессе «факты, сообщаемые в миссионерских отчетах», эта тревога и опасение не передается в массы, и широкие народные круги Германии армянскую трагедию продолжают считать выдумкой врагов в лучшем случай преувеличением.
Швейцария.
Д. Страхов.
Продолжение будет
Еще по теме:
Истребление армян в Турции
Истребление армян в Турции - 2
Истребление армян в Турции - 3
Истребление армян в Турции - 4
Истребление армян в Турции - 5
Истребление армян в Турции - 6
Истребление армян в Турции - 7
|