Площадь с монументом в Илецкой Защите
Илецкая Защита
Илецкая Защита, бывшая прежде небольшой крепостцой, а теперь просто небольшое селение, состоящее частью из русских жителей (бывшие поселенцы), а частью из татар, находится в районе 1-го полка оренбургского казачьего войска, в 68 вер. от Оренбурга к югу, при р. Елынанке, впадающей в Донгус, которая вливается в Илек (в 5-ти верстах от Илецкой Защиты), а эта последняя в Урал.
В настоящее время, в Илецкой Защите назначена квартира уездному начальнику илецкого уезда, по управлению Тургайской киргизской областью, так как Илецкая Защита находится в центре кочующих вокруг ее киргиз.
Название Илецкой Защиты относится к 1754 году; ее построил на свой счет, для защиты рабочих от набегов хищных киргизов, согласно обязательству с правительством, сотник оренбургского казачьего войска Алексей Углицкий, который взял на себя добывание соли и поставку ее в оренбургский магазин, в течение 4-х лет, ежегодно, по пятидесяти тысяч пудов, по 6 к. за пуд. Рабочих составляли тогда 130 невольников, ломавших соль, на казенный счет; но прежние владельцы-киргизы оставлены были при своем праве пользоваться солью безденежно в неограниченном количестве. Правительство дало для защиты копей одну пехотную роту, несколько орудий и казаков.
Богатства Илецкой Защиты известны очень давно. Еще в книге «Большому чертежу», говоря о реке Джем (по-киргизски), переименованной нами в Эмбу, и переходя от нее к Уралу, говорится о р. Илеке и упоминается, что тут есть «гора Трустеба», по нашему, та гора соляная: «ломают в ней соль».
Гипсовая гора в Илецкой Защите
Киргизы и теперь Илецкую Защиту зовут Тюстюбя,—соль-гора. До сих пор существует много ям, указывающих на прежнюю разработку соли нагайцами, потом киргизами и башкирами; находятся также и до сего времени различные древнейшие орудия, служившие для разработки соли.
В начале пугачевского бунта, Илецкая Защита была совершенно разорена каторжником Хлопушей, который, воспользовавшись отлучкой Пугачева, самовольно разорил ее, с помощью 400 мятежников и ссыльных работников, между которыми находилось и семейство Хлопуши; казенное имущество было разграблено, офицеры гарнизона перебиты, кроме одного, пощаженного по просьбе работников; колодники присоединились к шайке мятежников. Замечательно, что Пугачев был очень недоволен разорением Защиты и упрекал в том Хлопушу.
С восстановлением, в 1774 г., спокойствия в Оренбургском крае, началась опять и выработка илецкой соли, с последовавшим дозволением Императрицы Екатерины II вывоза соли в Россию. Количество добываемой соли увеличилось до 2 мил. пудов, перевозимых на р. Белую, где была устроена пристань; далее соль сплавлялась по Белой, Каме и Волге до Нижнего.
Вероятно, соляная промышленность других мест начала сильно страдать при конкуренции с проникнувшей в Россию илецкой солью, и нужно полагать, что, сильные мира того, промышленники успели убедить правительство в невыгодности ввоза в Россию илецкой соли, ибо вскоре за дозволением ввоза ее, а именно в 1789 году, по указу правительствующего сената, ввоз илецкой соли прекращен, по причине высокой, будто бы, цены, по которой она обходилась.
Только в 1805 г. министр внутренних дел, граф Кочубей, видя в запрещении ввоза илецкой соли внутрь России происки заводчиков выварочной из рассола соли, обходящейся на самом деле гораздо дороже против илецкой, по предварительном осмотре илецкого промысла, особо командированным чиновником, испросил Высочайшее утверждение открыть промысел сей под управлением особой экспедиции, и тогда же вновь дозволен ввоз соли в Россию.
Всемирная иллюстрация, № 81 (18 июля 1870 г.)
Еще по теме:
Илецкая Защита (1870 г.). Часть 1
Илецкая Защита (1870 г.) Часть 2
|