Годовщина революции в Александринском театре
В высокой степени торжественно, не по внешности, но по содержанию была отпразднована вчера годовщина революции в государственном Александринском театре.
По приглашению Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов в театре собрались члены Петрогр. Совета, члены фабрично - заводских комитетов, правления всех профессиональных союзов, все члены районных Советов, Петроградские комитеты социалистических партий, члены Петроградской городской думы, полковые комитеты и другие.
Театр был переполнен, в партере разместились члены Петроградского Совета Р. и С. Деп., в ложах и на галереях, в оркестре и даже на сцене остальные приглашенные.
Деловое заседание
Около 5 часов открылось деловое заседание под председательством тов. Лашевича. С докладом о трудовой коммуне и организующейся власти в Петрограде выступает тов. Зиновьев.
Доклад Зиновьева
— Мы не можем предвосхитить решения всероссийского съезда советов,—говорит Зиновьев,—будет ли перенесена столица в Москву, но отъезд совета народных Комиссаров свершившийся факт, и мы, петроградский совет, уже подали свой голос за то, чтобы совет народных комиссаров находился в Москве.
Навязывая русской революции грабительский мир, Гофман и Вильгельм остаются смертельными врагами советской власти. Перенося столицу в Москву, мы указываем нашим врагам, что правительство рабочих и крестьян чувствует себя прочно во всей стране и что поэтому их поход на Петроград бесцелен. Когда совет народных комиссаров находился в Петрограде, его функции часто скрещивались с функциями петроградского совета; происходила чересполосица, так, как целый ряд вопросов, непосредственно касающихся Петрограда и его района, рассматривался комиссариатами во всероссийском масштабе. Теперь этого нет, так как совет народных комиссаров перенес свою деятельность в Москву и приходится поэтому спешно формировать новые комиссариаты для Петрограда и Петроградского округа.
Правильно или неправильно мы поступаем, создавая такую новую организацию, это вы должны сказать нам в сегодняшнем заседании. Но примите во внимание при обсуждении вопроса ту обстановку, при которой возник этот вопрос. Проект возник в ту беспокойную ночь, когда Совет Народных Комиссаров собирался уехать в Москву. Контрреволюция, поднявшая голову в Петрограде, считала, что тем самым она очищает ей поле дальнейшей своей деятельности и что она может взять нас голыми руками.
Зиновьев далее знакомит присутствующих с предполагаемым составом Совета Народных Комиссаров и военно-революционного комиссариата и заявляет, что состав может измениться, так как с левыми с.-р. еще ведутся переговоры о вступлении их в состав Комиссариата.
Заявление Лашевича
Большинством голосов постановлено прений по докладу не открывать.
Лашевич заявляет, что президиум считает полезным, чтобы представители всех фракций высказались относительно намеченных кандидатов в состав Народных Комиссаров.
Оценка деятельности Троцкого
Слово предоставляется Постникову (с.-р. центра), который резко отзывается о деятельности Троцкого. Речь Постникова прерывается возгласами „калединец!", „иди на Дон!“, „довольно". Постникова окончательно добивает выступивший от анархистов Блейхман.
Говоря о деятельности правых социалистов, он прибегает к таким красочным эпитетам:
„Не вам, тараканам, блохам, клопам и вшам, критиковать мирную политику Троцкого с которым, может быть, я и не совсем согласен.
Мы входим в такую полосу, что может быть петроградской трудовой коммуне придется прибегнуть к массовому террору и еще в более сильной форме повторить севастопольщину. Чтобы предупредить террор сверху, нам нужно будет прибегнуть к террору снизу".
От фракции большевиков выступает Затуцкий, который указывает, что прения пошли по неправильному пути и что ораторами взята фальшивая нота.
— Не Троцкий возглавляет Совет Народных Комиссаров,—говорит Залуцкий,—а товарищ Зиновьев. Троцкий только комиссар по вопросам, касающимся охраны Петрограда.
Далее Залуцкий заявляет, что, выехав в Москву, Совет Народных Комиссаров не совершил бегства.—Тем господам, которые это говорят, очевидно, выгодно так говорить, чтобы немцы скорее пришли в Петроград. Эти господа желали бы, чтобы правительство все время находилось в опасности, и особенно в такой момент, когда немцы находятся в двух переходах от столицы.
Ответ Зиновьева
Всем оппонентам отвечает Зиновьев, который подробно останавливается на заслугах Троцкого.
Только с обывательской точки зрения, говорит он,—важно, кто будет стоять на том или ином посту. История не знает отдельных лиц, ибо история русской революция создается миллионами пролетариата. Вместе с тем я не могу скрыть, что если есть лицо безраздельно героическое и заслуживающее доверия, то это Троцкий.
По вопросу об отправке мирной делегации в Брест у нас разногласий не было. Мы считали, что для революции необходимо окончательно разоблачить там притязания империалистов. Троцкий это блестяще выполнил.
В Бресте произошел поединок между буржуазным и пролетарским миром. Конечно, в идейном споре верх одержал пролетариат. А это было сделано услугами Троцкого.
Троцкий многое сделал, еще больше он сделает, но того, что он уже сделал, достаточно, чтобы имя Троцкого блистало в сонме славных среди будущего мира.
Голосование
Всеми против шести, при трех воздержавшихся, утверждается следующей состав Военно-Революционного Комиссариата:
председатель:—Троцкий, членами: Благонравов, Урицкий, Еремев, Позерн, Ермолаев и Фалин.
Совет Народных Комиссаров:
председатель - Зиновьев, просвещения—Луначарский, финансы—Менжинский, городское хозяйство - Калинин, продовольствие—Лашевич, юстиция—Стучка, хозяйственно-экономический - Скрябин (Молотов), социальная помощь— Иоффе, по петроградскому округу—Смилга, транспорт—Владимиров, советская печать, пропаганда и агитация—Володарский.
Голосованием заканчивается деловое заседание. Объявляется небольшой перерыв, после которого начинается торжественное заседание.
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №36 (81) (14 марта)
Еще по теме:
Годовщина революции. Деловое заседание в Александринском театре
Годовщина революции. Торжественное заседание в Александринском театре
|