ЗАГРАНИЧНЫЕ ВЕСТИ
Мирная конференция в Гааге
МОСКВА, 6 мая
Никогда день рождении Русского Царя не бывал таким всемирным праздником, как ныне! Никогда сердце России не сливалось с сердцами всех государств и народов, как в день настоящий!
Сегодня, в столице маленькой Голландии, Гааге, открывает свои действия вселенский собор о мире всего мира, в самый день рождения всероссийского Самодержца, Который возбудил в человечестве мысль о необходимости этого мира и созвал этот собор для возможного устроения мира на всем белом свете.
Немало бывало у нас самодержавных победителей народов, но немного было Самодержцев—победителей войны.
Царь - Миротворец Александр III мыслил так:
"Кто первый начнет войну, тот будет Мой враг".
По мысли Его Державного Сына: кто начнет войну, то пусть будет врагом не России только, но и всех царств и народов. Такова именно мысль таится в основе созвании вселенского собора о мире всего мира.
Что бы ни решил этот собор, как бы ни отнесся он к мысли и сердцу Русского Царя, в умах и сердцах всех народов победа Императора Николая II уже увенчана славой.
Слово Его о мире, как яркая благодатная молния, блеснуло в отуманенное сознание человечества, озарило и осветило для него окружающую атмосферу, наполненную запахом пороха и кровавыми ужасами убийства народов.
Во всех европейских государствах, среди общества и населения, без различия сословий, партий, пола и возраста, политической и религиозной веры, Царское слово о мире вызвало небывалые и неслыханные ликования.
"Свет разума воссиял с севера"; „благословенно имя Николая II"!
— Вот ответ, который, словно гром, раздался по всему свету из груди всех иноплеменных и иноверных народов, из сердец, разумеющих значение личной жизни и чувствующих жалость к обездоленному человечеству. Нам ли, москвичи, не воскликнуть в день рождения Императора Николая II, столь любящего человечество:
„Слава Царю православному, слава Ему не минуется" !
Всемирная история не представляет нам такой железной и грозной картины, какую являет в данные минуты мир европейский. Все народы, не только великие, но и малые, представляют из себя миллионные армии, кои стоят друг против друга, как враждебные лагери, и каждую минуту готовы ринуться на противников, словно львы и тигры, поджидающие в дебрях своей добычи. Взаимное недоверие ведет к общему напряжению и истощению всех народных сил, лишь бы не уступить друг другу в числе и превосходстве воинских вооружений. Разум человеческий все более и более овладевающий силами природы, как будто стремится направлять их главным образом к убийству народов и истреблению человечества. Трудно не видеть в этом направлении человеческого одичания и власти духа „человекоубийцы искони", а не духа сынов Божьих, детей единого Отца небесного.
Благотворность и производительность труда, развитие гражданственности и образованности—все приносится в жертву языческого Ария, божества войны, пред коим стоит на коленях европейское человечество.
Мастерской рукой изображено в Царском Слове то напряженное, невыносимое и опасное положение, в коем находится теперь Европа, вследствие вооруженного мира.
Тем не менее небезызвестно, что среди правителей народов есть лица, кои разделяют и высказывают убеждение, что „прочный и надежный мир висит только на конце штыка", что среди представителей на самой Гаагской конференции есть ученые, признающие войну, как необходимое условие для пробуждения, среди заболотившей жизни, высших инстинктов в человечестве. В виду этого имеются основания опасаться, что первый вселенский собор о мире едва ли постановит решение, исключающее войну в человечестве.
Но если этот собор остановит дальнейшее развитие воинских сил и применение дальнейших воинских изобретений, если ограничит употребление разрушительных веществ, разрывных пуль и метание бомб с воздушных шаров, если облегчит и расширит деятельность Красного Креста, а главное, если установит вселенские каноны, предупреждающие возможность и необходимость войны, то это будет уже переворот в мировой истории, который неизбежно поведет к дальнейшей войне против войны и составит эпоху Николая II, от которой будет начинаться новая истории человечества.
Бог мира и Отец щедрот — да направит умы и сердца Гаагского собора к столь желанному благу всего человечества и к бессмертной славе Императора Николая II!
__________________
Москва еще живо помнит радостные дни, когда в стенах ее священного Кремля пребывал в августе прошлого года Государь Император с Августейшей Семьей во время торжеств, происходивших по случаю открытия памятника Императору Александру II; она помнит также трепетный восторг, охвативший все ее население и распространившийся на всяк сущий во вселенной язык, по случаю обнародования того сообщения, в котором наш министр иностранных дел оповестил Россию и весь мир о человеколюбивом и миролюбивом намерении Государя содействовать охранению всеобщего мира и возможному и сокращению тяготеющих над всеми народами чрезмерных вооружений.
С того дня, как обнародовано было знаменательное сообщение графа Муравьева, прошло почти девять месяцев; за это время создалась в Европе особая литература, которая в книгах, брошюрах и журнальных статьях беспрерывно разрабатывала вопрос о сохранении мира и о возможности сокращения вооружений. Вопросы эти стали предметом размышлений и забот для лиц, специально посвятивших себя военному делу, и многие специалисты стратегии и военачальники, которые до настоящего времени привыкли считать войну благодетельнейшим учреждением в ходе исторического развития человечества, вынуждены были благодатной инициативой Царя выработать основы, опираясь на которые, род людской мог бы быть избавлен от страшного бича военного разгрома.
Не было, конечно, недостатка и в недобросовестной критике самой цели конференции, которая объявлена была некоторыми завзятыми политиками, и учеными и публицистами западной Европы неосуществимой химерой...
Но все эти недостойные выходки замолкли, заглушаемые общим хором восторга, возбужденного великодушным призывом Царя к мирному труду на пользу человечества. Благородная идея воодушевила миллионы благородных сердец и умов, которые единодушно прославляли почин русского правительства и создали движение, которому вынуждены были подчиниться все завистники и недоброжелатели России и мирных целей ее Государя.
Все умы и сердца, просвещенные возвышенным учением церкви Христовой, с благоговением вняли призыву Русского Царя, и многие люди, доселе увлеченные идеей о военной славе и военном могуществе, как единственном залоге успехов и величия государств, прониклись иными идеалами и, преклоняясь пред величием задачи настоящей мирной конференции, проповедовали святость и величие ее целей, внушая тем и большинству правительств сознание необходимости содействовать достижению благих, ожидаемых от конференции результатов. Самый вопрос, выдвинутый на первое место мирным манифестом Царя, дал новое направление международному праву и всей дипломатической деятельности, ревностно предававшейся исследованию сущности международных третейских судов и разработке тезисов миролюбивых разрешений большинства спорных вопросов, доселе неминуемо приводивших к вооруженному столкновению государств и народов.
Под влитием такого настроения общественного мнения и политических партий, правительства большинства держав и государств вынуждены были отрекаться от старых закоренелых принципов, коими они руководились доселе при исполнении лежащих на них задач, и мало-помалу, может быть нехотя и не всегда добровольно, усваивали себе взгляды, выраженные в циркуляре русского министра иностранных дел 12 августа 1898 года, готовясь к участию в созываемой Россией конференции, и шаг за шагом отступая от тех отговорок, коими на первое время они пытались тормозить цели конференции и даже затруднять самую возможность ее созыва. С каждым днем становилась все яснее и вразумительнее задача той конференции не только для совести народной, всегда чуткой к великим идеям добра и мира, но и в сознании государственных людей, руководящих судьбой народов и устанавливающих международные отношения.
Призыв России естественно не мог приостановить процесса усовершенствования боеспособности армий и флотов, начавшегося издавна и обусловленного причинами, трудно устранимыми при настоящем положении вещей и господствующей системе охранения государственных интересов от чужих притязаний. Но все возрастающее бремя тягостей, в корне расшатывающих общественное благосостояние, выдвинуло, как выражено в циркуляре графа Муравьева, сохранение мира конечной целью международной политики, во имя которой великие державы сплотились в союзы для лучшего ограждения мира. Но эти союзы привели, увы, к небывалому доселе развитию размеров военных сил каждого государства в отдельности и угрожают народам еще более тяжким бременем.
Русский Государь, предвидя угрожающие всему миру несчастья от непрерывно возрастающих вооружений, заблагорассудил, наконец, положить предел тем вооружениям и провозгласить такую задачу высшим долгом всех государств.
„Как солнце, золотистыми лучами пронизывая грозные тучи, разгоняя облака и туман, заставляет трепетать радостно всякое живое существо, так точно вещее слово нашего Государя, прозвучавшее над миром могучим и радостным аккордом, разогнало грозные тучи, осенило весь мир благодатным светом так долго, так страстно желанного спасительного мира".
Будем надеяться, что эти воодушевленные слова, высказанные в адресе русских женщин, вполне оправдаются трудами и рвением всех членов открывшейся мирной конференции.
***
6 мая 1899 года
В великий день рождения Царя,
Восторженней греми поэта лира!
Займется в этот день священная заря
На небе мира,
И миру вечный мир она предвозвестит,
И памятник создаст Царю нерукотворный,
И солнце правды над неправдой черной,
Сияя, заблестит.
Заря предвозвестит, что жизнь не в силе бранной,
Не в муках, не в пожарах, не в крови,
А мира жизнь—в работе непрестанной
Во имя правды и любви;
Заря предвозвестит, что время наступило
Вложить мечи в ножны и руки те омыть,
Что братской кровью в нолях оно багрило,
И, не враждуя, жить!
Да сгинет же вражда, в священный день рожденья
Кротчайшего из всех земных Царей,
Да сгинет со враждой и жажда отомщенья
Среди озлобленных людей!
Да станет наш призыв в истории народов,
Как столб межи на грани двух веков,
Пусть новый век не ведает походов
Людей-врагов.
Да сгинет же вражды международной
И бранный клич, и грозный, дикий гром,
И да цветет труд мирный и свободный
Везде кругом!
Ветвь мира пусть народы осеняет,—
Пути к вражде любовью Царь просек.
На труд господню милость призывает
Царь-Человек!
И празднуя день Царского рожденья,
Народ, ты юного Царя благослови,
Связав с сим днем блогое воскресенье
Покоя, мира и любви!...
Александр Соколов.
Еще по теме:
Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярная депеша русского министра иностранных дел от 12 августа 1898 г.
Гаагская мирная конференция 1899 г. Циркулярное сообщение от 30-го декабря 1898 года
.................................
Гаагская мирная конференция 1899 г. Накануне открытия
Гаагская мирная конференция 1899 г. 6 мая 1899 года
|