Доклад т. Кржижановского об электрификации России
(окончание)
Не менее, тяжелый, чем топливный, является фронт продовольственный, для разрешния которого также необходимо принять какие-то исключительные меры.
В России получается около 4 миллиардов пудов хлеба, их них 1 400 н. в Малороссии, часть Поволжья и большое количество на Северном Кавказе и Сибири. В центре производится хлеба весьма мало и для кормления необходимо, в первую очередь, преодолеть пространство, что для нашего транспорта является весьма затруднительным. Недостаток своего хлеба в центре и на севере не является следствием непреодолимых причин.
Земельный наш фронт огромен. Из 2 миллиардов десятин земли мы до сих пор использовали лишь 120 милл. дес. Выходит, что мы не могли подойти с обычными приемами, доступными для русского крестьянин, к овладению этим земельным фондом. Дела еще осложняются тем обстоятельством, что здесь можно провести определенную резкую полосу, которая разграничивает весь земельный фонд на два района, резко разделяющиеся между собою и страдающие противоположными недугами, весь север лежит в такой климатической полосе, где плодородие земли страдает от избытка влаги, а весь северо-восточный — от засухи.
Механизация обработки земли даст возможность покончить с этими недостатками. Механическим путем можно так вести обработку, чтобы сохранилась резкая влага, которая попадает в землю и обратно могла испарять излишнюю влагу из земли. Встает поэтому вопрос о необходимости либо тракторов, либо электрических плугов, только тогда можно будет обработать по настоящему почву.
Благоприятным элементом для электрификации сельского хозяйства является то положение, в котором сейчас находится крестьянин. Уменьшается скот, изнашивается с-х инвентарь и перед крестьянином встает вопрос об изменении типа прежнего хозяйства. Мы получаем возможность перевести наше крестьянство в новую форму безболезненно постольку, поскольку мы изменим самую трудовую обстановку.
Перевозка топлива и хлеба тесно связана с состоянием нашего транспорта.
Если даже предположить, что мы принуждены будем пользоваться в центре и на севере преимущественно донецким углем и южным и восточным хлебом, то пред нами встанет сложная задача о поднятии нашего транспорта и приведение его в состояние, при котором он сможет выполнить возложенную на него задачу.
Вся Россия в смысле водных путей сообщения делится на две части. Она имеет две громадные артерии водных путей. На востоке—Волга и на западе— Днепр. С другой стороны, мы имеем большой по протяжению, но и густой по сети ж-д транспорт. Для того, чтобы справиться с дальнейшими железнодорожными грузами, необходимо усилить провозоспособность железных дорог.
За границей вопрос о перевозке значительных грузов в определенном направлении разрешают путем создания специальных железнодорожных магистралей. Например, в Германии соединяются такой магистралью Берлин с угольным вестфальским районом. Разрешить такую задачу при недостатке металла мы не можем и единственным способом увеличения провозоспособности железных дорог у нас является только электрификация их. При этом эффект получается весьма значительный. Перевозоспособность до рог усиливается в 2—3 раза и расстояние в 1 500 верст превращается в 500 верстное, а расстояние в 600 верст от Москвы до Петер6урга превратится в двухсот верстное.
Не менее важна электрификация и в деле усиления провозоспособности на наших водных путях. До настоящего времени на Волге существуют бурлаки, перевалка грузов с воды на железные дороги и обратно производится при посредстве живой рабочей силы, расчистка водных путей производится хотя и механическим, но весьма несовершенным способом. Все это может быть устранено путем электрификации водных путей. Провода дадут возможность механизировать перевалку грузов, приспособить пароходы к более быстрому и удобному типу двигателя и т. д. Но еще больше, чем на Волге, значение будет иметь электрификация для Днепра. Постройка станции у днепровских порогов и устройство шлюзов даст возможным сделать Днепр артерией столь же важной, как и Волга. Грузы не будут обрываться у Александровска, а будут совершать полный путь к морю.
Об электрификации промышленности распространяться много не приходится.
Для иллюстрации той выгоды, которую может дать электрификация промышленности, можно сказать следующее. При электрификации мы увеличим производительный уровень нашей промышленности в 2 раза, чем это было до войны или, по крайней мере, на 80%, при чем увеличим расход топлива только на 35% больше, чем его употреблялось в прошлом, рабочую армию увеличим на 17% и количество органов механизации увеличим на 60%.
Тов. Кржижановский демонстрирует план предполагаемого расположения электрических станций. На огромной, подвешенной на сцене карте России, красными кругами отмечены намеченные к постройке станции, а синим—существующие станции. Каждая станция освещается лампочками, которые зажигаются при названии ее докладчиком.
В первое время комиссия по электрификации России наметила постройку 27 станций в таких районах, которые дадут возможность связать почти всю Россию в одну сеть.
В первую очередь решено электрифицировать донецкий район и первая станция будет построена в местечке Каштаровка, с мощностью в 20 тыс. килоуатт. Рядом будет построена станция около Лисичанска в районе коксующихся углей. Эти станции будут работать на отбросах, что даст возможность сохранить для иных целей драгоценные сорта угля.
Затем особенно важное значение для донецкого бассейна будет иметь станция, расположенная на Днепре, около города Александровска. Эта станция имеет в виду перекрытие днепровских порогов, создать напор воды, позволяющий на первых порах утилизировать приблизительно 200—300 милл. килоуатт, а в дальнейшем установить мощность станции свыше 800 милл. лош. сил. Эта станция с уничтожением порогов даст возможность действительно превратить Днепр во вполне судоходную реку и дать ей ту же роль, какую имеет Волга на востоке . Одна эта станция снимет необходимость расходования 100—120 милл. пуд. угля.
Четвертой станцией того же района явится станция в гришиском районе. Все эти станции могут быть объединены в одно целое и обслуживать весь донецкий район. Это дает возможность механизировать добычу угля и создать для шахтера лучшие условия труда и жизни и даже сократить количество рабочих при одновременном увеличении добычи угля.
Далее идет станция Белокалитвинская, ближе к Волге, в антрацитовом районе. Эта станция может быть соединена с екатеринодарской станцией на Кавказе, составит с ней непрерывную сеть. Далее идет станция в районе Кубани, которая даст возможность увеличить вывоз цинка, свинца и т. д.
Следующая станция на Тереке, вблизи Грузии, эта станция даст возможность подавать электрическую энергию даже в Грузию.
Наконец на Кавказе будет станция в Грозном, на нефтяных разработках, на Кавказе имеется много водной энергии, утилизировать которую представляется весьма целесообразным.
Затем идут станции, обслуживающие район Волги. Станция Царицынская даст возможность при постройке соответствующей железнодорожной ветки перебрасывать антрацит с Калитвы на Волгу и сократить потребление пароходами нефти. Саратовская станция усилит развитие промышленности в районе Саратова. Каширрская станция у Самары будет работать на сланцах. В Казани будет построена Свияжская станции на торфе и дровах. Эти станции дадут возможность электрифицировать Волгу и сельское хозяйство. Вблизи Казани будет также построена станция на горючих газах для электрификации преимущественно сельского хозяйства.
В центральном промышленном районе станции будут строиться на подмосковном угле и торфе.
В Нижнем-Новгороде станция на торфе даст возможность усилить химическую, металлообрабатывающую промышленность и в частности переоборудовать Сормовский завод.
Ивано-Вознесенская станция, кроме электрификации промышленности, даст возможность разрешить вопрос о мелиорации и торфяных угодий.
Егорьевская станция на торфе будет подавать энергию в Москву.
На подмосковном угле будут построены станции: Каширская и Епифанская. Постройка их даст возможность отпускать часть энергии в Москву и электрифицировать подмосковный угольный бассейн.
Сооружение Епифанской и др. станций при постройке станции в Белгороде, работающей на привозном топливе, даст возможность электрифицировать всю Курскую железную дорогу с выходом на Мариуполь.
Петроградский район будет электрифицирован сооружением станций на Волхове, Свири и станции районного общества под Петроградом. Это даст возможность перевести из Петрограда до 200 имеющихся там электрических станций в другие районы.
В районе Урала будут построены Кизеловская, Чусовская, Егоршинская (на антраците) и Челябинская (на бурых углях) станции.
Все перечисленные 27 станций построены на важнейших пунктах и дадут возможность связать значительное пространство России в одно целое.
Отдельно стоит вопрос об электрификации Мурманской жел. дор., Сибири, (Кузнецкий и Алтайский районы) и Туркестана.
Намеченный план можно выполнить в значительной части своими средствами, но для этого придется прибегнуть к использованию значительного количества рабочей силы. Коли же мы получим из-за границы мощные агрегаты, то в ближайшие 10 лет сможем закончить этот план электрификации.
Последствия электрификации для развития России огромны. В переводе на живую силу это равно тому, словно мы бросаем на трудовой фронт 15 мил. новых живых людей. Это при 8-часовой рабочей станции. Если же довести работу станции до 16-ти часов в сутки, это заменит 30.000.000 живых людей. Это явится спасением от тех потерь в живых людях, которые мы понесли до сих пор и которые возможны в дальнейшем.
Советская Сибирь, 1921, № 003 (1921-01-05)
Еще по теме
Доклад т. Кржижановского об электрификации России
Доклад т. Кржижановского об электрификации России (окончание)
Эпохи Великих Работ. Н. Бухарин
|