Доклад т. Кржижановского об электрификации России
Перед нами стояла,—начал тов. Кржижановский,—весьма трудовая задача построения такого плана восстановления промышленной жизни нашей страны, который дал бы возможность в кратчайший срок привести нас к такой же победе на трудовом фронте, какую мы одержали на фронте военном. Здесь мы самым решительным образом остановились на электрификации России. Дело в том, что электричество есть та новая сила, идущая на решительную смену прежнего парового хозяйства и несущая с собой новые возможности.
Благодаря электрической энергии, является возможным создание таких могучих производственных центров, что частная собственность уже не мирится с этой силой. Лишь в том случае, когда страна сбрасывает гнет частной собственности, она получает возможность свободного подхода к источнику природной энергии не считаясь в проектах и планах с частной группировкой и частными интересами.
Для укрепления завоевания революции необходимо укрепить наш хозяйственный фронт и выдержать упорную борьбу с капиталистическим хозяйствам Запада. Здесь, несмотря на нашу энергию, мы можем быть побеждены, если переоценим элемент, так называемой, живой силы и попытаемся опираться исключительно на имеющуюся у нас живую силу.
Для примера сравним силы наши с силами Америки. В Америке имеется 130 милл. лош. сил различных двигателей, тогда как у нас их имеется около 13 милл. Для того, чтобы механический двигатель противопоставить двигателю живых сил, их необходимо умножить на 10. Таким образом, наша живая сила является очень малой величиной, чтобы противостоять такому организму, как американский.
С другой стороны, мы не должны забывать, что и на Западе начинается решительный переход к электрическому хозяйству. Австрия, страна глубокого разорения, ставит вопрос таким образом: необходимо получить 5 миллиардный заем, чтобы электрифицировать страну, иначе выйти из разрухи не представляется никакой возможности. Америка пытается использовать водные силы вовсе против нынешнего и приступает к использованию 4 милл. лош. сил Ниагарского водопада. Нам поэтому отставать от других стран в создании могучих источников энергии не следует и необходимо принять меры к проведению электрификации страны в жизнь в ближайшее время.
В восстановлении жизни страны в деле изживания кризисов транспорта, продовольствия и топлива, а также сильно ощущаемого кризиса в рабочих силах мы можем идти по трем путям. Один путь, казалось бы, самый простой и мелкий, состоит в интенсификации труда. Но тут можно впасть в большую ошибку. Напряженный труд нужен, но он должен быть поставлен в условия, где менее всего человек отрывается на побочные процессы и целиком может сосредоточиться на процессы производства, где обстановка наиболее безопасна, и для всех ясно, что эти задачи разрешает электричество. Оно создает производственную безопасность обстановки и позволяет пустить в ход ту или иную машину, нисколько не теряя времени на предварительную манипуляцию. Вместе с тем все условия гигиенической обстановки достигаются только при применении электричества.
Вторым моментом, который необходим для поднятия производительности труда, является механизация этого труда, т.-е. отыскание источников сил, не связанных с мускульной энергией. Здесь, опять-таки, электричество явится наиболее решительной силой, дающей возможность использовать гидравлическую энергию и местные наиболее дешевые сорта топлива.
Наконец, имеется третий момент — это момент устройства труда на разумных основаниях. Посредством электрической энергии мы создаем такие могучие производственные ячейки, которых сравнительно немного надо поставить по всей стране и которые, будучи связаны друг с другом в одну сеть объединяют хозяйство страны в одно целое. Раз только такой электрической остов раскидывается по всей стране, то тем самым хозяйство этой страны волей-неволей становится согласованным и планомерным. Кроме того, здесь является возможность использовать те элементы, которые лежали раньше без употребления, например, отбросы. Таким образом, и в смысле рационализации народного хозяйства электричество является великой силой. А раз так, то перед нами стоит одна большая задача—это электрификация страны, которая должна составить основу народного хозяйства.
Важнейшем моментом поднятия производительности страны является возрос об устранении топливного кризиса. На первом плане, в данном случае, стоит вопрос о донецком бассейне, который при отправке туда значительной рабочей силы может нам дать до 3 милл. пуд. в год угля. На восстановление донецкой промышленности потребуется несколько лет, и тогда мы получаем гарантию, что около 40% нужного нам топлива мы будем покрывать донецким углем. Но здесь встают два момента, затрудняющие использование донецкого угля. Первый момент - это высокое качество донецкого угля. Мы до сих пор уничтожали, главным образам, курный и коксовый уголь, т, е. тот уголь, который крайне нужен для металлургии, антрацитовый же район представляет из себя еще совершенно нетронутую ценность. Уничтожать хорошие угли нецелесообразно, для развития же антрацитовых копей придется затратить значительное время.
Но если мы согласимся и впредь уничтожать хорошее угли, то и в этом случае мы столкнемся с затруднениями в виде недостающего транспорта. Перебрасывать уголь в московский и петербургский районы на 1 тыс. — 1500 верст представляется крайне затруднительным. В виду этого в развитии промышленности центра донецкий уголь в ближайшее время не сможет иметь решающего значения.
Кроме того, наш север страдает от заболачивания которое захватывает лучшие угодья, так называемые, пустующие луга. Анализ показывает, что только развертывая сеть электрических линий, мы можем решить задачу введения в культурный оборот этих громадных заболоченных площадей.
Путем мелиорации мы можем в скором времени поднять до 20 - 30 милл. десятин ныне заболоченной земли.
Перед нами стоит ребром также вопрос о переводе сельского хозяйства с трехпольной системы на многопольную. Механические способы обработки земли путем электрической энергии или тракторов дадут возможность делать и раннюю и глубокую вспашку. Путем электрификации мы не только поднимем наше сельское хозяйство на юге и востоке, но и дадим возможность центральным и северным губерниям освободиться от зависимости от хлебородных губерний и получать свой хлеб в достаточном количестве. Огромное значение это будет иметь и для транспорта, который освободится от необходимости перевозить несколько сотен миллионов пудов хлеба.
Имеются данные, что путем электрификации сельского хозяйства можно увеличить производство хлеба на 200 - 300%, но если мы возьмем в ближайшее время минимальные возможности, возможности увеличения его на 10—20% то и тогда мы получим 400—800 милл. пуд хлеба, необходимого нам как для внутреннего употребления, так и для вывоза.
Отсюда вытекает необходимость использования местного топлива: подмосковного угля в особенности торфа. Запасы торфа у нас колоссальные. Кроме того, беспрерывно происходит нарастание торфяных массивов в количестве приблизительно около 5 миллиардов пуд. в год. Это дает нам возможность при усовершенствовании способов добычи торфа поставить местные электрические станции на торф и питать ими промышленность районов, отдаленных от донецкого угля.
Прежний способ добычи торфа требовал бы занятия около 3 1/2 милл. рабочих, но теперь, при новых способах добычи торфа, путем ее электрификации, мы можем смело говорить об увеличении в ближайшее время добычи торфа при 100-150 тыс. человек рабочих до 300—500 мил. пуд. и даже до миллиарда в год. Отравлять торф по железным дорогам на дальнее расстояние невозможно и потому использование его, как местного топлива является наиболее выгодным. Районные же станции, построенные на местном топливе, могут давать энергию на расстояние 200 верст по радиусу, а при усовершенствовании электропередач даже на расстояние до 400 вер.
Кроме торфа в центре и на севере, для электрических станций можно использовать дрова. Напрасны опасения в том, что использование дровяного топлива может иметь вредные последствия для нашего лесного хозяйства. Это неверно. Мы имеем такой колоссальный запас лесов, что один лишь годовой прирост дает возможность поставить целый ряд электрических станций. Кроме того, мелкие станции могут быть поставлены на отбросах обработки дерева. И такие станции мы видим в Америки на лесных разработках.
Если мы обратимся к третьему нашему источнику топлива — нефти, то здесь необходимо, прежде всего, сказать, что преступно смотреть на нефть лишь как на топливо. Наоборот, нефть сейчас является ценным источником химического продукта. Так, например, керосин, который мы сжигаем в лампах, при обращении его путем сжигания на электрических станциях в электрическое освещение дает осветительный эффект в 8 раз больший, чем при сжигании этого керосина обыкновенным путем в лампах. 3а нашу нефть, которую мы сжигаем в простых топках, мы можем получить из-за границы уголь в количестве втрое большем, чем это дает запроданная нефть. Таким образом, электрификация даст возможность выйти из топливного кризиса и сохранить нам лучшие сорта угля и драгоценное для нас нефтяное топливо.
(Окончание следует)
Советская Сибирь, 1921, № 003 (1921-01-05)
Еще по теме
Доклад т. Кржижановского об электрификации России
Доклад т. Кржижановского об электрификации России (окончание)
Эпохи Великих Работ. Н. Бухарин
|