Читаю старые газеты и журналы, и каждый раз нахожу материалы, которые практически без правки можно помещать в сегодняшние издания. Сейчас все обсуждают санкции, применяемые к России и наши ответные шаги, обсуждают что и как нужно сделать для того, чтобы в нашей жизни мы были менее зависимы от всяких заморских козней, чтобы как можно более использовать собственные возможности и ресурсы.
Этим же занимались и 100 лет назад, когда шла первая мировая война и Россия столкнулась с многими проблемами, а взвившийся на необычайную высоту патриотизм потребовал отказа от иностранных (немецких и австрийских) товаров и услуг.
Предлагаю вам заметку, размещенную в газете "Сибирская жизнь" № 198 за 12 сентября 1914 г.
Самое поразительное, что я вынес из этого материала - за последние 100 лет в России, как это ни прискорбно, мало что изменилось. А жаль!.
О бойкоте германских и австрийских товаров
Говорят в печати о бойкоте германских и австрийских товаров.
На время войны.
Но есть вопрос более общий и крупный, на который, однако, мало обращают внимания.
Ежесезонно Россия оставляет массу денег на курортах Германии и Австрии. Если бы кто-нибудь вздумал вычислить, сколько денег тратится русскими людьми на заграничных — по преимуществу на немецких курортах, получились бы, думаю, колоссальные пугающие цифры.
Большую роль в этой тяге за границу играет особый шик—побывать за границей летом «принято. Это— хороший тон. Едут действительно больные, нуждающиеся в специальном лечении, но много и праздной богатой публики, заполняющей парки, курзалы и рестораны заграничных курортов, щеголяющих нарядами и сорящих безумными деньгами, легко заработанными или вовсе без труда приобретенными.
Но, конечно, гораздо большее значение имеет благоустроенность этих маленьких германских и австрийских уголков, где занят с пользой каждый вершок земли, где к услугам публики все удобства, комфорт, безопасность и дорого оплаченный, но полный покой.
Надо сознаться, что как ни модно теперь высмеивать немца, культура которого профессиональными зубоскалами отождествляется с благоустроенной уборной, у которой неизменно дежурит женщина в чистом переднике, —надо сознаться, порядок у них образцовый, благоустройство у них великолепное. Все к месту, все во время, все как следует. И вот они торгуют воздухом и водой своих крошечных курортов, торгуют много лет преисправно, жиреют на шальных русских деньгах.
Спросите врачей, они вам скажут и уже, кажется, сказали в известном обращении „к врачам всего мира" по поводу немецких зверств, что в России, занимающей колоссальные пространства, имеющей все климаты и все роды лечебных вод, можно прекрасно лечиться и отдыхать, что в Росши есть свой Давос и свой Наугейм, чудесные врачи. Но в России, у нас, нет того порядка, тех удобств, той целесообразности и планомерности, которыми так богаты эти крошечные заграничные ячейки. И эти ячейки выкачивают деньги из щедрых русских карманов. Затем эти деньги переливаются в пушки, угрожающие спокойствию всего мира.
Курорты Кавказа не устроены, не хватает ни воды в источниках, ни ванн. Все дорого, мало порядка, вечные жалобы. И не всем, далеко не всем можно там жить. И вот еще явление прямо-таки разорительное для русских курортов. Вы почитайте списки спасшихся из Германии и Австрии. Большая часть—не русские фамилии. Масса евреев. Юдофоб вы или юдофил, но почему необходимо, чтобы русские евреи оставляли заработанные в России деньги в Германии и Австрии, а не на Кавказе или в Крыму, где могут жить из них только очень немногие!
Возьмем сибирские курорты—наш прекрасный, неизученный, мало проезжий, целебный красавец Алтай, возьмем целебное Шира и даже скромные Карачи, превосходное Боровое. Сколько хлопот с правом проживания! Чистейший ущерб российской стране. Непонятное ограничение вне зависимости от национальной экономической политики, вне зависимости от вечного еврейского вопроса. И вот они тянутся по весне,— люди, любящие лечиться и умеющие тратить деньги,—за границу, где их не осматриваю прежде, чем пустить на курорт, и там живут, тратятся, покупают массу вещей и обогащают, да, обогащают чужие страны, когда дома все это или почти все это есть, но только не упорядочено и недоступно.
Наши курорты, по общему признанию, влачат жалкое существование, а между тем, если их сделать доступными, устроить так, как устроили свои уголки немец и австриец, они зацветут, разбогатеют и прославятся так, что на них поедут из за границы.
Все у нас есть, в нашей прекрасной стране, — счастье, честность, таланты, усердие, природные богатства, простор, но все у нас мало устроено, не знаем мы, как сделать, что и к чему идет.
Большой это вопрос. Не будем о нем говорить. Вернемся к нашей частной теме.
Когда окончится война, необходимо поднять курортный вопрос. Это, господа, совсем не пустяк. Пора, прежде всего, жить у себя дома, дома лечиться, в этой обширнейшей стране, где всякие климаты и всякие воды. Пора поднять курортное дело до должной высоты, использовать все естественные красоты и целебные свойства климата и вод, устроить курорты, устроить по настоящему и из дела лечения изгнать ненужные стеснения, сделав лечебные воду и воздух доступными для всех больных.
Это поднимет самочувствие общества, которое будет сознавать, что оно дома не только трудится, но и лечится и отдыхает. Это оставит на родине колоссальные русские деньги, ежегодно массой вывозимые за границу, преимущественно в Германию и Австрию.
Для этого и общество должно отказаться от укоренившейся привычки рваться по весне обязательно за границу. Но еще больше должно сделать правительство, подняв курорты на высоту благоустроенных, всем доступных, удобных мест отдыха и лечения.
Всякие затраты на это дело сторицей окупятся.
М. Ланский.
Еще по теме:
Дежавю
Дежавю-2
Дежавю-3
Дежавю-4
Дежавю-5
Дежавю-6
Дежавю-7. К вопросу о санкциях
Дежавю-8. К вопросу о понижении курса рубля
Дежавю-9. Дороговизна и пенсии
|