Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства
Русский народ считался издавна самым верующим народом. Без попа ни шагу: рождение ли ребенка, свадьба, похороны, словом, что ни шаг—везде поп.
Но так у нас все было поставлено, что вся суть была не в вере, а в обрядах.
Возьмем пример.
Самый завзятый по деревне кулак или кабатчик мог все шесть дней на неделе грабить честный народ и сдирать с бедняка последнюю рубашку. Но если этот обирала ходил каждое воскресенье в церковь, не пропуская ни одной службы, ставил в церкви пудовыя свечи и платил здорово попу, то в деревне такой живоглот считался верующим человеком. А как жилось до сих пор в городах и деревнях попам,—всякий знает. Попы всегда гонялись за прибыльными приходами.
Кто по деревне и в самое голодное время жил припеваючи и катался, как сыр в масле?
Помещик-мироед, лавочник, становой и поп.
И всегда эта братия друг друга поддерживала, потому что—рука руку моет.
И шагу поп не делал без того, чтобы не обложить деревню хорошей данью.
Разве мало было случаев, когда попы отказывались крестить, венчать, хоронить, пока родные не вносили положенную плату.
А если, бывало, начнет кто-нибудь по деревне перечить попу, то сейчас же посыпятся проклятия на голову смельчака, а то поп шепнет словечко становому или земскому и оборвется по деревне слово правды про поборы попа.
А какое еще первое средство было у попов против непослушных?
Почему всегда попы могли стричь крестьянскую бедноту, как баранов?
Известно это средство.
Бедным и послушным они говорили: «ты, мол, сердечный, на этом свете потерпи, да покорись, а зато на том свете тебя ожидает царство небесное».
А кто не уважал попов, да шел против начальства, тому попы сулили ад кромешный.
Чтобы держать бедный народ под владычеством царей кровопийц и отдать деревню в кабалу становому да земскому, попы поучали бедняков проповедью: «несть власть, аще не от Бога».
Так деревенская беднота долго верила, что ей суждено всю жизнь терпеть и что как только умрет бедняк, так рай для него и готов. А попы, кулаки и всякое начальство тем временем надували народ, да еще при этом посмеивались.
Но понемногу народ стал понимать, что попы его надувают, и начал разбираться не следует ли устроить царство небесное здесь, на земле?
Не пора ли устроить такие порядки, чобы бедняку жилось лучше, чтобы справедливости было больше, да чтобы поп, царь и урядник перестали быть полными хозяевами?
И уж с того времени поповская братия, помещики и капиталисты стали горько плакаться, что «вера—де в народе пошатнулась».
Видно, почуяли все дармоеды, что приходит их царству конец и что народ за ум берётся.
Уже в 1905 году стало ясно замечаться просветление в народе. А поведение попов во время мировой бойни, их защита всяких захватчиков окончательно пошатнула веру в поповские проповеди многих миллионов рабочих и крестьян.
Революция и, особенно октябрьская рабоче-крестьянская Революция, помогла миллионам солдат и крестьянской бедноты отрешиться от своей веры и попов и приняться за переустройство всей жизни на справедливых началах.
Но еще много в городах и особенно в деревнях темных людей, которых попы продолжают запугивать и угнетать. И вот, чтобы освободить городскую и деревенскую бедноту от обмана, чтобы отнять у попов всякую силу обирать народ и мешать ему выбираться к свету и лучшей жизни, наше рабоче-крестьянское правительство издало декрет (закон) о свободе совести и отделении церкви от государства.
Попробуем же разобраться, что это за закон и кому он полезен.
Начнем по порядку, как он написан.
Статья первая.
1. Церковь отделяется от государства.
Что эта статья обозначает?
По учению православной церкви под словом «церковь» надо понимать союз, общество верующих, а не один лишь каменный или деревянный храм, где духовенство совершает службу.
Таких союзов или обществ верующих много. Кроме православной церкви есть католическая, лютеранская, униатская. У сектантов свои церкви. Люди мусульманской, иудейской веры составляют свои религиозные общества. Во главе каждого из них стоит свое духовенство.
Но ведь и все граждане одной страны, без различия их веры, точно также образуют один общий союз, который называется государством. Во главе стоит правительство.
В каком же отношении находилась наша православная церковь к нашему государству?
Они были тесно и неразрывно связаны друг с другом. Государство объявляло православную церковь господствующей над всеми другими церквами, давало силу и власть духовенству. А православная церковь во всем подчинялась государству и
призывала верующих повиноваться его правительству.
Казна отпускала ежегодно миллионы народных денег на содержание церкви, монастырей, духовенства. Царское правительство давало духовенству землю, угодья; если нужно было, оно помогало духовенству, вооруженной силой.
За такую поддержку попы не оставались в долгу перед царями и помещиками. Они защищали власть царей и помещиков, оправдывали всякие насилия и зверства царских слуг и приспешников от министра до урядника.
Да что говорить, каждый, и в городе, и в деревне видел, как крепка была эта связь между государством и церковью, между царским правительством и православным духовенством.
Вот Рабоче-Крестьянское правительство отделило церковь от государства.
По новому закону, церковь, то есть духовный союз верующих, отнюдь не разрушается, а только отделяется от государства, то есть от политического союза всех граждан.
Впредь государство—само по себе, церковь—сама по себе.
Государство, правительство впредь совершенно не вмешивается в дела веры, не оказывает никакой поддержки никакой церкви, никакому духовенству. Церковь отныне становится просто духовным союзом верующих, который управляется и поддерживается самими верующими.
Статья вторая
В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которыя бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какия бы то ни было преимущесва или привилегии, на основании вероисповедной принадлежности граждан.
Статья третья
3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или не исповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и не принадлежность граждан устраняется.
В этих двух статьях говорится про одно и то же. Поэтому рассмотрим их обе вместе.
Православная вера так прямо и называлась господствующей верой, а православная церковь —господствующей церковью.
Сектанты: старообрядцы, духоборы, штундисты, молокане и другие подвергались всяческим гонениям.
Старообрядцам и другим сектантам всячески мешали совершать богослужения. Долгое время, например, оставались запечатанными храмы старообрядцев.
Часто сектанты скрывались в лесах, где и совершали свое богослужение. На них, как на диких зверей, велись целые облавы. Пойманных отдавали под суд, гноили в тюрьмах и ссылали на каторгу.
Духоборы—крестьяне, которые проповедовали усердный труд и трезвый образ жизни, должны были из-за этих гонений переселиться в Америку. Сотнями лет русское правительство и духовенство издевались над миллионами людей только за то, что эти люди исповедовали другую веру.
Целый народ—евреи—из рода в род лишались всех прав за одно только исповедование другой религии.
Им запрещено было переезжать свободно из города в город и свободно заниматься своим трудом. Целый народ заперт был в несколько губерний (в «черту оседлости»).
Царские холопы и попы натравливали темную часть населения в городе и деревне на евреев и устраивали еврейские погромы.
Они боялись, как бы народ не стал разбираться в вопросе—кто затемняет народное сознание и всякими гонениями на сектантов и иноверцев попы и правители отводили внимание народа от своих гнусных дел.
Зато лицам православной веры правительство предоставляло всякие поблажки и преимущества. Православному легче было и на службу поступить, и в учебное заведение детей определить, и торговлю открыть, и заняться каким-нибудь ремеслом. Всякое начальство смотрело в документ: к какой вере ты принадлежишь. В казенных местах даже требовали бумажки от попа о говении. Веришь ты или не веришь, а бумажку подавай. Без нее худо будет. Значит всяческими законами, да правилами заставляли веровать по полицейской указке.
Этим-то и ограничивалась свобода веры или совести человека: одним давались льготы, а других всячески преследовали только за то, что они исповедовали не ту веру, которой потворствовало начальство. Вера, религия есть дело духовное, дело совести каждого. Об этом даже и упоминать в каком-нибудь официальном документе не полагается.
Новый закон все это воспрещает.
По новому закону каждый может исповедовать какую угодно религию или вовсе не исповедовать. И за это никого нельзя преследовать.
Это и есть свобода совести.
Ясно, какой это хороший и справедливый закон.
Статья четвертая
Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
Эта статья прямо вытекает из предыдущих.
Религия—дело частное. Управление государством, городом, волостью или селом, действия властей—дело общественное, касающееся всех граждан. Тут могут быть люди всякой веры и совсем неверующие. Они собрались за определенным делом,— скажем, открыть новую школу. А их всех вдруг заставили бы слушать молебен и непременно православный.
Это могло быть, когда церковь была казенная, а при свободе веры так быть не может.
Все эти коронования, возведения на престол царей, молебны на площадях, в министерствах по разным случаям, в школах: при начале занятий и т. п., только затемняли сознание народа.
А сколько на такие церемонии тратилось зря народных денег!
Статья пятая
Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на право граждан и Советской республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
Здесь закон говорит о том, что верующие могут беспрепятственно совершать богослужение в церквах, устраивать крестные ходы и проч. Но в то же время священникам по новому закону воспрещается, например, произносить в храмах проповеди против советской власти, натравливать одних граждан на других и тому подобное.
Из многих мест сообщают, что попы в церквах выступают против рабоче-крестьянского правительства и ведут черносотенную агитацию. А то собирают попы крестные ходы и под видом защиты церкви и верующих, устраивают враждебную демонстрацию против советов.
Конечно, попы и здесь хотят надуть народ, вернуть себе былые доходы и власть.
Вот пятая статья закона и разрешает советским властям принимать нужные меры против злоупотреблений со стороны попов свободой богослужения и религиозных обрядов.
Статья шестая
Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае, допускаются по решению народного суда.
В этой статье говорится о таких случаях, когда кто-нибудь не захочет исполнить своих обязанностей гражданина, сказав, что его вера ему этого не позволяет.
Возьмем пример:
Многие наверное слышали о толстовцах, духоборах и разных сектантах, которые отказывались идти на военную службу. При этом они говорили, что по своим убеждениям они не могут взять ружье, идти убивать и проч.
Раньше, при царе, таких людей судили, ссылали на каторгу, отдавали в дисциплинарные батальоны.
Отказывались от военной службы больше всего люди из рабочей и крестьянской среды. Теперь, когда рабочие и крестьяне взяли дело переустройства своей жизни в собственные руки, едва ли будет много таких случаев.
Но могут, например, встретиться отказы от разных общественных полезных стране работ под тем предлогом, что вера-де не позволяет выполнять эти работы.
Такого человека позовут в народный суд, да и расследуют дело: что он за человек, да как жил раньше. Притворяется, или на самой деле из-за веры не может служить. Если выяснится, что ему религиозные убеждения не позволяют идти в строй, на войну—суд может заменить эту обязанность какой-нибудь другой.
Но совсем от работ на государственную пользу никто отказаться не может.
Статья седьмая
Религиозная, клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание.
Здесь ясно в чем дело. Нельзя никого заставлять приносить присягу. Обязательная церковная клятва нарушала бы свободу совести.
Статья восьмая
Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданскою властью,—отделами по записи браков и рождений.
Раньше, когда церковь не была отделена от государства, только такие браки считались законными, которые совершались в церкви попом.
Правительство, и буржуазия всячески преследовали людей, живущих полюбовно и хотя бы по многу лет, но не венчанных попом. Попы называли такой союз не браком, а блудом... А каких трудов и волокиты, каких денег стоило развестись людям, которые порешили почему-либо расстаться. То же самое и с записью рождений.
По старому закону записи эти велись только духовенством по церковным книгам. Старый порядок гнал родителей к попу с новорожденным. Сотни лет духовенство проповедовало народу, что не крещенный ребенок попадет не в царство небесное, а прямо в ад.
А царская власть и ея слуги помогали и в этом деле попам. Не крещенный ребенок не мог потом попасть ни в школу; ни на службу. Не крещенный был, ровно зачумленный. Верующий, не верующий был вынужден крестить своих детей.
Точно также и с похоронами. Умер человек - хоронить непременно с попом, хотя бы покойник при жизни не верил, что называется, ни в бога, ни в черта. Попы кормили народ сказками, что без поповской помощи умершему придется плохо на том свете. И родные покойника последнюю рубашку отдавали, чтобы хоть на чем-нибудь утешиться.
А без попов хоронили только самоубийц.
И рождение, и брак, и смерть давали духовенству миллионные доходы. Из людской радости и из людского горя попы умели делать для себя неиссякаемый источник богатой наживы. А на крестьянское и рабочее население эта нажива ложилась тяжелым бременем.
Конечно, такой порядок точно также был нарушением свободы совести. Веришь, не веришь, а иди к попу и крестить, и венчаться, и хоронить. По новому закону никто не обязан иметь дело с попом, в случае рождения, брака или смерти. Это касается гражданскаго состояния населения, и к гражданской власти в таких случаях следует обращаться. Кто считает нужным, тому не возбраняется кроме того обращаться и к духовенству. А кто считает это лишним, тот ограничивается гражданским браком, гражданской записью новорожденного и гражданскими (без попа) похоронами.
Вот как этой статьей отделяется церковь от государства и ограждается свобода совести.
(Окончание следует)
Москва. 21 мая 1918 года.
(Б. П.)
Еще по теме:
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах
Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства
Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства (окончание)
|