Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства
(окончание)
Статья девятая.
Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а так же частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
Царское правительство не только закабаляло посредством духовенства взрослых людей, но и чистую душу детей оно старалось замутить и исковеркать при помощи церкви. С этой целью царское правительство ввело во всех казенных и частных школах, гимназиях, городских и сельских училищах преподавание так называемого Закона Божьего.
Для этого же казна открыла по всей России множество церковно-приходских школ.
На эти школы ежегодно тратились миллионы народных денег.
В церковно-приходских и других школах попы учили ребят с малых лет слушать всякое начальство и почитать его. Они умышленно скрывали от детей правду о том, что царское правительство защищает только интересы помещиков и капиталистов. Они учили ребят с малых лет покоряться тому порядку, который теперь народ разбил и уничтожил, как самый вредный и ненавистный для страны.
Попы в школах не разъясняли детям, что такое правда и справедливости, как надо бороться со всяким злом, а лишь следили за тем, чтобы ребята слепо шли по их указке, боялись Бога и будто бы поставленного им начальства. И на таком калечении детских душ духовенство опять-таки зарабатывало хорошие денежки.
Рабоче-Крестьянское Правительство новым законом воспретило преподавание религии во всех школах. Народная казна не отпустит теперь ни одной трудовой копейки на преподавание Закона Божьего.
И это вполне справедливо. Школы для всех, а религия нужна далеко не всем. Нельзя тратить деньги всех на то, что нужно только части населения. Нельзя всех детей насильно обучать тому, что многие родители считают нелепостью.
Вот что значит отделение школы от государства.
Попы, конечно, недовольны. Эта статья закона лишает их доходных мест. Они кричат, что советская власть и большевики оскорбляют религию, губят церковь.
Это ложь. Новый закон никому не воспрещает обучать и обучаться религии. Если найдутся родители, которые пожелают преподавать своим дегям Закон Божий, они могут это сделать частный образом.
Статья десятая
Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами, ни субсидиями, ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
Раньше казна отпускала огромные средства на содержание монастырей, давало духовенству землю, освобождало имущества церковные и духовенство от всяких налогов. Все эти расходы должен был оплачивать каждый гражданин, и верующий и неверующий. Казна, собирая деньги, не спрашивала, кто верующий и кто именно исповедует православную веру.
И православный, и католик, и иудей и мусульмане—все вносили в казну разные налоги, а из этих налогов часть денег шла на Синод, на церкви, на духовенство и пр.
Статья одиннадцатая
Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церковных или религиозный обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами—не допускаются.
Каждый в деревне понимает, о чем говорится в этой статье, потому что нет такой деревни, которая не была бы обложена попом данью в пользу духовенства и церкви.
А все население России платило в пользу церкви и духовенства десятки миллионов рублей в год.
От казны духовенство получало 40 миллионов рублей. С крестьянских общин собирало до 15 миллионов рублей.
Московский митрополит получал:
Жалованья (от казны) — 6,000 руб.
Столовых (от казны) — 4,000 руб.
От Архиерейск. дома — 8,000 руб.
От Чудова монастыря — 3,000 руб.
От Тр.-Сергиевск. Лавры — 12,000 руб.
От Иверской часовни — 45,000 руб.
А всего в год 80,000 рублей.
Киевский митрополит:
Жалованья — 5,000 руб.
Столовых — 4,000 руб.
От митрополичьяго дома — 10,000 руб.
От Киево-Печерской Лавры — 65,000 руб.
А всего в год 84,000 рублей.
Петербургский митрополит:
Жалованья — 5,000 руб.
Столовых — 4,000 руб.
От Алекс.-Невск. Лавры — 250,000 руб.
А всего в год— 259,000 рублей.
Новгородский Архиепископ:
Жалованья — 1,500 руб.
Столовых — 4,000 руб.
От архиерейского дома — 2,000 руб.
От Новгородск. подворья — 300,000 руб.
А всего в год — 307,500 рублей.
Значит в день наши «смиренные» отцы «зарабатывают» по стольку:
Московский митрополит—222 руб., Киевский—230 руб., Питерский—710 руб., Новгородский—842 руб.,
Да кроме того каждый из владык «бессребреников» имея готовую квартиру, лошадей, экипажи и проч.
По новому закону, духовенство лишается таких огромных доходов. Теперь оно будет получать содержание только от тех верующих, которые пожелают вносить для этого особую плату. Но и эти взносы могут быть лишь добровольными. Никакия меры принуждения или наказания неисправного плательщика не допускаются.
Оно и понятно: раз верующий не платит больше на свою церковь, значит он перестал в нее верить. Нечего такого человека и удерживать в ней насильно.
Такой порядок был явно несправедлив и проистекал из того, что православная церковь была господствующей, государственной церковью. А раз церковь от государства отделена, то, само собой разумеется, что духовный союз верующих не может пользоваться никакими льготами и преимуществами перед другими союзами.
Религиозные общества подчиняются таким же правилам, как и гражданские общества. Выдача им денежной помощи от государственных и общественных учреждений прекращается.
Эта статья закона бьет духовенство по самому чувствительному месту: по карману. Вот почему попы пускаются во все тяжкия, лгут и клевещут на советскую власть.
Статья двенадцатая.
Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
Эта статья закона точно также попадает духовенству не в бровь, а прямо в глаз.
Церковной земли насчитывалось до одного миллиона шестисот тысяч (1,600,000) десятин, а монастырской 739,000 десятин.
На каждого монаха в среднем приходилось по сорок десятин.
Александро-Невская лавра в Петрограде имела 7,000 десятин сенокосу, 8,000 десятин пахотной земли, Троицко-Земчинский монастырь—19,372 десятины, Успенская Могилевская обитель—20,000 десятин, Саратовская пустынь—26,000 десятин; Соловецкий монастырь—66,000 десятин.
Кроме того «святые обители» не брезговали заниматься самими житейскими делами. Так например, в Петрограде Александро-Невская лавра владела 30 домами и 40 лабазами, в Москве монастырям принадлежало 146 домов, в Киеве—114 и т. д.
По новому закону церковные и религиозные общества лишаются права владеть всеми этими имуществами. Это и значит, что прав юридического лица они не имеют. Так оно и должно быть, потому что у духовных союзов и цель и интересы должны быть не торгашеские, капиталистические, а духовные же.
Но, конечно, духовенство с этим не может примириться. Потому оно и пошло походом против советской власти и предало анафеме целую рабоче-крестьянскую большевистскую партию.
Статья тринадцатая
Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Эта статья отвечает на вопрос: кому же отойдут бывшие имущества церковных и религиозных обществ? Они объявляются общенародным достоянием.
Закон предоставляет верующим и духовенству полную возможность пользоваться всеми зданиями и предметами, которые предназначены специально для богослужения. В каждом селе и городе верующие могут составить общество и подать заявление местному Совету о желании пользоваться храмом для богослужения. Тогда храм, со всеми находящимися в нем предметами, передается этому Обществу для бесплатного пользования. При этом верующие сами должны нести расходы, как на содержание церковного причта, так и на все, что нужно для совершения богослужения.
Но миллионы десятин народной земли ведь не имеют никакого касательства к вере, и земля должна пойти в пользование народа, а не кормить и обогащать полтораста тысяч монахов и попов.
Точно также церковные дома и всякое имущество, не имеющее прямого отношения к богослужению, должно служить нуждам всего народа, должно пойти под школы, больницы, народные дома, библиотеки и пр.
И когда попы кричат о гонениях Советской власти на церковь, о поругании веры большевиками и пр., то каждый рабочий и крестьянин легко поймет, что это рассчитанная ложь.
С помощью этой лжи попы и монахи хотят натравить на советскую власть народные массы, которые еще не успели разобраться, в чем тут дело.
Они надеются свергнуть народную власть, чтобы снова забрать рабочих и крестьян в свои руки, вернуть себе землю, дома и все былые богатства.
Верни советская власть духовенству земли и имущества, отдай опять попам под опеку всю деревенскую и городскую бедноту, передай опять власть капиталистам и помещикам,—тогда мигом замолкнут вопли попов о поругании церкви и веры.
Вот что означает новый закон «О свободе совести и отделении церкви от государства».
Рабоче-Крестьянское Правительство издало его не для гонения на церковь и религию. Напротив этот закон охраняет свободу веры.
Правительство лишь отделило церковь от государства, дела религиозные, духовные от дел мирских, гражданских.
Оно отделило духовенство от земли и капиталов, справедливо полагая, что духовенство должно заниматься не торговлей и порабощением трудового населения, а делами духовными.
Я. Буров.
Еще по теме:
Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах
Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства
Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства (окончание)
|