Новое здание Центрального театра Красной армии
СТРОИТЕЛИ ДВОРЦА
В Москве на площади Коммуны руками многих тысяч рабочих воздвигнут дворец— свидетельство высокой культуры строительных работ нашей эпохи. Достойно восхищения не только то, что выстроено, но и то, как построено.
Вот почему эти строки с полным основанием посвящаются заслуженным мастерам строительства, которые старательно, с неизменной точностью воплощали в жизнь сложные планы архитекторов и смелые мечты инженеров.
Впрочем, одной только старательности было недостаточно. Нужен был творческий энтузиазм для того, чтобы, поборов все трудности и препятствия, войти сегодня — в день торжественного открытия театра — в новое, с иголочки одетое чудесное здание.
Величественная громада театра-дворца поражает ажурной легкостью своих контуров. Уместно в связи с этим напомнить о бригаде арматурщиков, работавшей под руководством тов. Павлова и уложившей сотни тысяч тонн железа в сложнейшие конструкции.
Среди достопримечательностей театра вам укажут на портальную стенку, обладающую необычайной стойкостью и представляющую собой уникальное произведение современной строительной техники. Стенка эта сооружена бригадой тов. Павлова, причем сооружена досрочно. Чтобы металлический скелет портальной стенки «оброс» бетоном, нужно было отлично поработать бетонщику тов. Шафигулину. Наряду с другими стахановцами здесь отличилась также бригада плотников-опалубщиков под руководством тов. Московкина, перевыполнявшая, как правило, нормы почти в два раза.
На мраморной лестнице Центрального театра Красной армии.
На переднем плане военинженер 3-го ранга П. Столяпов с женой. Фото А. Устинова.
Подымаясь по главной лестнице театра, отдыхая в фойе или сидя в зрительном зале, вы неизменно обращаете внимание на поразительную по разнообразию отделку потолков и богатство лепки. Все эти исключительно трудные с производственной точки зрения работы — многогранные кессоны, сетчатые перекрытия и т. д. — выполнены с большим мастерством стахановскими бригадами тт. Сомова и Козлова. О сложности этих производственных процессов можно судить хотя бы по тому, что многие из них проходили на высоте более 50 метров.
Вряд ли найдется зритель, который не обратит внимание на замечательный пол-ковер из мозаики в главном вестибюле театра. Этот пол-ковер, каких немного в Москве, создан бригадой под руководством мозаичника тов. Жукова.
Строительство театра являлось одновременно школой, где росли и учились кадры молодых советских специалистов. Так, десятник тов. Крылов стал производителем работ на ответственном участке, а прорабы Девяткин и Ишаев показали себя умелыми и опытными организаторами производства.
Коллектив строителей возглавляли нынешний заместитель начальника Главвоенстроя тов. Шапиро, который от начала освоения участка и до середины 1937 года был начальником и главным инженером строительства, главный инженер строительства тов. Жуков, работающий на стройке с первого и до последнего дня, и начальник строительства с 1939 года тов. Алехин.
Перечисленные нами имена, разумеется, далеко не исчерпывают списка рабочих и инженеров, показавших образцы труда на строительстве замечательного здания Центрального театра Красной армии. Высокое качество строительных и отделочных работ, отмеченное правительственной комиссией, дает любому из строителей театра полное право чувствовать себя законным участником сегодняшнего праздника красноармейской культуры.
К. МИХАЙЛОВ.
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПОДАРОК
Наша чудесная столица Москва украсилась еще одним замечательным сооружением. Монументальное, с художественным блеском отделанное театральное здание достойно горячо любимой Красной армии.
Открытием великолепного театра еще раз подчеркивается неисчерпаемая любовь и внимание нашего народа, партии, правительства и великого вождя народов товарища Сталина к Красной армии.
В новом театре в первую очередь я хотела бы сыграть полноценный образ женщины — верной дочери родины, находящейся в рядах Красной армии.
Заслуженная артистка республики В. ОКУНЕВА.
НЕВИДАННЫЕ МАСШТАБЫ
Перед нами ответственная и волнующая задача: освоить и использовать грандиозные возможности, предоставляемые новейшим оборудованием грандиозной сцены театра.
Невиданные доселе в драматическом театре масштабы вызывают желание работать над темами большого плана, показать зрителю во всеоружии наших сценических возможностей спектакли, посвященные народной героике, исторической революционной борьбе народа, классические трагедии и комедии.
Отсюда же возникает проблема стиля нашего театра. Трагедия, комедия, народная сказка, пантомима, феерия — все это, по-моему, целиком укладывается в возможности сцены.
Огромные пространства сцены и зрительного зала требуют также новых приемов выразительности от всего нашего коллектива: актеров, режиссеров, художников, осветителей п т. д.
Такое обилие сложнейших и вместе с тем вполне разрешимых проблем не может не волновать, не может не напрягать всех творческих сил коллектива в радостном ожидании большой работы над крупной темой. Мы ждем от советской драматургии «большой пьесы».
Заслуженный артист республики Б. АФОНИН.
МЫСЛИ АКТЕРА
Когда я вхожу в новое, величественное здание нашего Центрального театра Красной армии, с его изумительным зрительным залом и усовершенствованной сценой, меня охватывает радостное чувство.
Я глубоко убежден, что наш славный коллектив в содружестве с советскими драматургами создаст ряд настоящих, достойных этого величественного здания, полнокровных спектаклей, отображающих счастливое сегодня.
Горю желанием скорее услышать, как в этом прекраснейшем зале торжественно зазвучат лучшие произведения современной драматургии и величайшие классические творения.
За этот драгоценнейший дворец культуры, воздвигнутый в честь нашей родной и несокрушимой Красной армии, я преисполнен глубокой благодарности к партии, правительству и к нашему любимому учителю и вождю всего трудящегося человечества — товарищу Сталину.
Заслуженный артист республики А. ХОВАНСКИЙ.
ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ
Центральный театр Красной армии, получив от партии и правительства новое и замечательное здание, располагает сейчас всеми возможностями для создания больших художественных спектаклей о славных подвигах и боевых делах Красной армии.
Полученное нами — коллективом Центрального театра Красной армии — новое здание многому обязывает.
Группа творческих работников Центрального театра Красной армии.
Сидят (слева направо): художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств А. Д. Попов, артистки Л. И. Добржанская и Е. И. Куприянова.
Стоят: заслуженный артист республики А. П. Хованский, артисты В. Н. Пестовский, Б. Н. Нечаев, Р. И. Ракитин и главный художник Н. А. Шифрин.
Фото А. Устинова.
Мы, работники театра, должны создавать спектакли, по идейной насыщенности и по качеству достойные Красной армии. Наш репертуар должен отображать не только героику, но и будни Красной армии. Красная армия — детище своего народа. Поэтому героика социалистического строительства должна также занять почетное место в репертуаре театра. Красной армии близко и понятно культурное наследие прошлого. Поэтому театр должен иметь в своем репертуаре лучшие образцы отечественных и западных классиков.
Весь коллектив театра готов ответить творческой работой на высокую честь, выпавшую на его долю, и приложит для этого все усилия.
Слово сейчас за нами!
Мы ждем в свою очередь от советских драматургов полноценных пьес, которые помогут до конца использовать все наши возможности и создать спектакли, достойные нашей Красной армии, нашей родины!
Полковой комиссар М. УГРЮМОВ, начальник Центрального театра Красной армии.
Красная звезда, № 216, 14 сен. 1940 г.
Еще по теме:
Открытие здания Центрального театра Красной армии (14 сентября 1940 г.)
Центральный театр Красной армии
|