nik191 Понедельник, 30.06.2025, 06:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Сентябрь » 14 » Открытие здания Центрального театра Красной армии (14 сентября 1940 г.)
05:20
Открытие здания Центрального театра Красной армии (14 сентября 1940 г.)

Новое здание Центрального театра Красной армии

 

 

 

Театр-монумент

 

Архитектуру принято называть застывшей, окаменевшей музыкой. Если это так, то новое здание Центрального театра Красной армии можно сравнить с мощной симфонией, сотворенной из железобетона, стали и мрамора. Расположенное на естественной площадке, несколько возвышающейся над общим уровнем площади Коммуны, здание театра как бы стоит на природном пьедестале. Оно кажется величавым и грандиозным монументом, воздвигнутым страной социализма в честь Красной армии.

В дни седой древности этот район Москвы был покрыт лесом. Среди немногих разбросанных здесь зданий наиболее высоким и значительным считалась тогда церковь, носившая характерное название «Ивана-воина на убогих домах». Сейчас, разумеется, не осталось и следа от всякого рода убогих домов и других архитектурных «памятников» дореволюционного времени. Здание театра, стоящее на центральной оси площади, является одним из архитектурных маяков новой Москвы.

Откуда бы вы ни подошли и с какой бы точки ни взглянули на Центральный театр Красной армии, прежде всего бросается в глаза его необычная форма пятиконечной красноармейской звезды. Этот мотив, как основа всего архитектурного замысла, повторяется многократно. Его воплотили в своей работе строители и художники, архитекторы и скульпторы, даже мебельщики и электротехники.

Зданию театра, как мы уже сказали, придана форма пятиконечной звезды. Его нижний объем обрамлен величественной и очень изящной колоннадой, состоящей из девяноста пятигранных колонн. Над нижним объемом расположена вторая, меньшая по размеру часть здания; ее в свою очередь венчает башня, тоже имеющая пятигранную форму. Эта башня и явится цокольной подставкой для огромной, высотою в 15 метров, фигуры красноармейца. Верхние пять углов звезды будут также украшены скульптурными украшениями. К центральному входу театра ведет широкая гранитная лестница.

Таков внешний вид этого грандиозного сооружения, являющегося самым крупным театральным зданием в Советском Союзе и одним из самых крупных в мире. Высота его — 74 метра, объем — 280 тысяч кубических метров. Одних лишь плоских кровель здесь до 10 тысяч квадратных метров. Нетрудно понять, что слово «огромный» тут воспринимается вовсе не как преувеличение.

Но действительно огромные масштабы применялись на этом строительстве отнюдь не в качестве самоцели. При проектировании Центрального театра Красной армии и при воплощении проекта в жизнь не было никаких следов «гигантомании». Это становится ясным уже тогда, когда входишь в главный вестибюль и по нарядной мраморной лестнице подымаешься сначала в фойе, а затем и в зрительный зал. Внушительные масштабы здесь удивительно умело совмещены с весьма гостеприимным уютом. Везде и во всем чувствуется забота о зрителе. Фойе, украшенные живописными панно и композициями, курительные комнаты и буфетные залы дают достаточно простора для отдыха во время антрактов.

 

Зрительный зал Центрального театра Красной армии

 

Зрительный зал насчитывает 1920 мест. Партер. Амфитеатр. Ложи. Балкон. Из самых отдаленных точек балкона видно и слышно не хуже, чем из первых рядов партера. Здесь нет мест-«ловушек», а самое далекое кресло отстоит от сцены не более чем на 29 метров. Отличная акустика сочетается с обилием воздуха и мягким освещением, источники которого большей частью скрыты от глаз зрителя.

 

В зрительном зале Центрального театра Красной армии

 

Если в зрительном зале все как бы полно внимательной и чуткой тишины, столь необходимой для восприятия спектакля, то сцена Центрального театра Красной армии кажется сосредоточием самой разнообразной и кипучей деятельности. Она отделена от зрительного зала подвижной портальной стеной, единственной в Европе по сложности своей конструкции.

Ширина портала — 29 метров, высота— 14 1/2 метров. Назначение его в том, чтобы увеличивать и уменьшать или, как здесь говорят, «диафрагмировать» зеркало сцены в соответствии с задачами спектакля. Когда наблюдаешь огромную железобетонную портальную стену, легко и бесшумно приводимую в движение простым нажатием кнопки, вновь убеждаешься в том, какого могучего помощника имеет здесь режиссер в лице инженера сцены! Портал украшен росписью работы академика Фаворского, изобразившего эпизоды гражданской войны на фоне панорамы необъятного Советского Союза. На колоннах-пилястрах, несколько выступающих вперед, мы видим портреты величайших драматургов всех времен и народов, начиная от Софокла и кончая Горьким.

Но вот портал раздался во всю ширь. Железный занавес поднят. Раздвинут и занавес темно-красного цвета с золотым узором-аппликацией. Мы на сцене театра, которая по праву считается самой большой и наиболее механизированной театральной сценой в Советском Союзе. Героическая драма и волшебная феерия, батальные сцены и комедийные эпизоды — все с равным успехом может быть показано на этих подмостках. Свыше тысячи человек могут одновременно находиться и действовать на этой сцене, почти в полтора раза превышающей размер зрительного зала. Здесь можно свободно развертывать «бои» с участием кавалерии и даже танков. Один из главных входов на сцену так и называется — «танковым». Приход боевых машин не заставит участников спектакля потесниться. Надо помнить, что ширина сцены достигает 39 метров, а глубина ее равна 64 метрам. Что касается высоты, то на этих подмостках мог бы свободно уместиться восьмиэтажный дом.

Впервые в мировой театральной практике здесь применен принцип соединения вращающейся сцены с подъемной и передвижной системой. Это значит, что почти мгновенно на гладкой поверхности могут возникнуть горные возвышенности и обрывистые пропасти. Идеальная равнина в течение нескольких секунд становится трудно проходимой, пересеченной местностью. Озера и окопы, форты и оврага, реки и ДОТ появляются «по мановению жезла» механика, стоящего у пульта управления. Каким же путем все это происходит?

Сцена, или точнее, так называемый планшет сцены, состоит из нескольких участков. В первую очередь это — два вращающихся диска-барабана: большой и малый. Малый барабан смонтирован внутри большого, но двигаются они совершенно независимо друг от друга. Позади барабанов расположены подъемные площадки, или столы. Они опускаются на глубину до двух метров и подымаются в высоту на 2,5 метра.

Такое комбинированное устройство сцены дает возможность показать сражение, морской бой, штурм укрепленного района и другие батальные эпизоды. Немалая роль здесь будет отведена кино и радио, которые также явятся одним из средств воздействия на зрителя (специальная киноаппаратура установлена в глубине сцены).

Сам по себе возникает вопрос: что же движет всю эту громаду, начиная от 400-тонного большого барабана сцены (диаметром в 26 метров) и кончая железным занавесом, весящим «всего» 80 тонн? Для получения ответа надо спуститься в так называемый трюм.

Три этажа уходят вниз, под сцену, на глубину в 7 метров. Здесь, в самом низу, расположено электрическое сердце театра, его машинное отделение. 23 электромотора приводят в движение механизм сцены. Сеть проводов кажется кровеносной системой театральной площадки. Провода, обслуживающие моторы, провода осветительной сети, провода телефонные и радиотрансляционные. 10 тысяч световых точек, расположенных по всему зданию. Электроэнергии, расходуемой при одновременном включении всех механизмов и осветительных точек, было бы достаточно для освещения города с населением в несколько десятков тысяч человек.

Поднявшись из трюма на сцену, вы замечаете небольшую галерею, расположенную над порталом. Это — пульт управления главного механика. Здесь собственно и находится капитанский мостик сцены, механизированный мозг всего сценического организма. Около 50 точек, разбросанных по зданию театра, «получают приказы» по телефону, радио, при помощи световой и звуковой сигнализации.

На пульте управления широко применена так называемая следящая аппаратура, дающая возможность проверять работу механизмов. Сложнейшее оборудование, целиком изготовленное на советских заводах, превращает сцену театра в технически передовое и механизированное театральное предприятие нашей страны.

В рамках газетной статьи невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающее представление о таком поистине грандиозном сооружении, как Центральный театр Красной армии. Все же следует хотя бы бегло упомянуть о втором, так называемом малом зале театра, который вмещает около 500 человек и предназначен для концертов, молодежных спектаклей и репетиций; о плоской крыше, где со временем будут размещены ресторан, солярий, теннисные корты, озелененные площадки с цветочными клумбами; о физкультурных залах и артистических уборных, оборудованных с комфортом; о существующей при театре огромной художественной мастерской, размеры которой позволяют писать в ней самые большие декорации.

В строительстве монументального здания Центрального театра Красной армии принимали участие многие крупнейшие предприятия нашей страны. Оно воздвигнуто по проекту академика архитектуры К. Алабяна и архитектора В. Симбирцева. Единственное в мире устройство и оборудование сцены разработано инженером И. Мальциным и осуществлено Ново-Краматорским заводом им. Сталина.

Красная армия обогатилась новым и замечательным центром театральной культуры. Боевое оружие самой современной театральной техники вложено в руки коллектива Центрального театра Красной армии, который сегодня открывает свой сезон. Можно рассчитывать на то, что талантливый коллектив театра с честью оправдает оказанное ему доверие и ответит на него новыми значительными постановками.

 

Б. РОЗАНОВ.

 

 

Красная звезда, № 216, 14 сен. 1940 г.

 

 

Еще по теме:

Открытие здания Центрального театра Красной армии (14 сентября 1940 г.)

Центральный театр Красной армии

 

 

 

 

Категория: События | Просмотров: 834 | Добавил: nik191 | Теги: открытие, театр Красной армии, сентябрь 1940 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Сентябрь 2018  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz