По материалам журнала "Разведчик" за август 1917 г.
Армия будущего
На основаниях изложенных выше общих положений генерала Персеном выработан следующий проект закона:
1) Все работоспособные граждане, в возрасте от 21 года до 48 лет, обязаны принимать участие в деле национальной обороны.
В течение 15-ти лет они числятся в рядах действующей армии, в течение 5-ти лет — в резерве действующей армии, столько же в территориальной армии и 3 года — в резерве территориальной армии.
2) В действующей армии состоят люди в возрасте от 21 года до 35 лет, и из них формируются части различных родов оружия, периодически призываемые в учебные сборы.
Резерв действующей армии состоит из людей от З6 до 40 летнего возраста и предназначается для пополнения убыли действующей армии, происходящей в мирное время вследствие освобождения от службы известного числа лиц, а в военное — вследствие потерь в боях.
Территориальная армия, в которой числятся люди в возрасте от 41 года до 45 лет, и ее резерв, вмещающий в себя людей, от 46 до 48 лет, предназначаются для несения тыловой службы и для второстепенных назначений.
Все граждане, в возрасте от 21 года до 48 лет, признанные непригодными для службы в строю, поступают в военное время в полное распоряжение военного министерства. В мирное же время они обязаны нести государственную службу на гражданских должностях, в течение 300 дней одновременно или в различные сроки, но во всяком случае до достижения 48 летнего возраста.
3) Призыв новобранцев производится по строго территориальной системе. Каждый гражданин поступает в часть войск расположенную вблизи места его постоянного жительства. Исключение из этого правила допускается для кавалерии и артиллерии, но при непременном условии, чтобы призыв обязательно происходил в пределах района дивизии.
4) Обучение призываемых производится в три периода:
а) Допризывная физическая подготовка детей и подростков в возрасте от 10-ти до 19-ти лет.
б) Обучение, в рекрутских школах, в течение, того года когда призываемый достигает 20-ти летнего возраста.
в) Периодические учебные сборы.
5) В программу допризывной подготовки не входит обучение военному строю. Она возлагается на преподавателей под руководством профессиональных офицеров и унтер-офицеров под контролем особого совета, составленного из офицеров и специально избранных граждан.
Для обучения верховой езде молодых людей, избранных советом, лошади назначаются управлением ремонтирования армии.
Успехи молодежи оцениваются баллами: за усердие выдаются награды, а леность и нерадение наказываются удлинением срока пребывания в рекрутских школах.
6) Срок пребывания в рекрутской школе определяется для пехоты в шесть месяцев, но для других родов оружия он может быть продолжен военным министром еще на три месяца.
Рекрутские школы собираются распоряжением военного министра.
Во время пребывания в рекрутских школах новобранцы не числятся ни в каких войсковых частях, а зачисляются в них с 1-го января года, непосредственно следующего за окончанием ими школы. Однако если бы мобилизация была объявлена ранее этого срока то зачисление производится немедленно.
7) В течение 15-ти лет, во время которых солдаты числятся в составе действующей армии, они призываются 8 раз в пехотные учебные сборы и 12 раз в кавалерийские. Продолжительность каждого сбора от 10-ти до 20-ти дней, в зависимости от характера сбора.
Во время пребывания в составе территориальной армии люди призываются в учебные сборы два раза, на срок от 6-ти до 10-ти дней, в зависимости от того рода оружия в котором они числятся.
Во время учебных сборов занятия производятся исключительно полевые и проходится курс стрельбы.
Каждый гражданин, признанный годным для военной службы но не отбывший, до достижения 45 летнего возраста, положенное число дней учебных сборов, привлекается к общественным работам с таким расчетом, что бы общая сумма числа дней этих работ и отбытых уже сборов равнялась 300.
Вне периодов учебных сборов людям должна быть предоставлена возможность заниматься воинскими упражнениями, верховою ездою и проходить курс стрельбы, причем проявленное усердие должно поощряться выдачею наград.
Каждому солдату выдается на руки обмундирование, и снаряжение, которые он обязан хранить у себя дома. Если он числится в кавалерии то на его попечение поступает и лошадь. За сохранность всего этого он отвечает материально.
Склады оружия устраиваются в более или менее, крупных населенных пунктах данного округа.
Зачисленные в кавалерию уплачивают государству половину стоимости лошади, которою они затем могут пользоваться для своих надобностей, но при условии сохранения ее годною к службе. По прошествии десяти лет лошадь поступает в полную собственность данного лица.
8) Кадры состоят частью из офицеров и унтер-офицеров профессионалов, частью из офицеров и унтер-офицеров не профессионалов.
Профессиональными унтер-офицерами считаются только инструктора рекрутских и унтер - офицерских школ.
Избрание будущих унтер - офицеров производится особою комиссиею, из числа наиболее способных учеников рекрутских школ, пробивших в последних в течение трех месяцев.
Избранные командируются в особые унтер-офицерские школы, курс в которых продолжается три месяца.
Во время пребывания в унтер-офицерских школах людям выдается особое вознаграждение, а после их окончания им должны быть предоставлены соответствующие гражданские должности.
9) Третья часть всего корпуса офицеров состоит из профессиональных офицеров.
После окончания рекрутской школы, молодые люди, имеющие аттестат зрелости, и желающие получить звание профессиональных офицеров подвергаются конкурсному испытанию. Лучшие из выдержавших это испытание командируются на военные факультеты университетов для прохождения курса.
Для подготовки к командованию и управлению частями они периодически командируются в части войск, призванные для учебных сборов.
Курс обучения в университете продолжается в течение четырех лет, причем по истечении двух лет пребывания на военном факультете будущие офицеры обязаны избрать известную специальность.
Во время пребывания в университете будущие офицеры получают особые суточные деньги.
Вне периодов учебных сборов профессиональные офицеры руководят занятиями в рекрутских и унтер-офицерских школах, посещают высшую военную школу контролируют допризывную подготовку, в качестве членов особых комиссий и подготовляют офицеров не профессионалов.
В случае призыва в учебные сборы тех частей в которых они числятся, они обязаны немедленно прибыть в последние.
Офицеры генерального штаба числятся сверх штата в известных войсковых частях, и обязаны явиться в последние при мобилизации, если только штаб в котором они несут службу не будет также мобилизован.
10) Корпус не профессиональных офицеров комплектуется производством из не профессиональных унтер-офицеров, причем преимущество отдается лицам, окончившим особые курсы или выдержавшим особое испытание. Лица не признанные подготовленными к занятию офицерских должностей и не окончившие офицерские курсы или не выдержавшие офицерского экзамена не могут получить диплом инженера, адвоката, доктора и преподавателя.
Указанные выше офицеры получают особые суточные деньги, пользуются известными правами на гражданской службе и, по достижении 50-ти лет, приобретают права на пенсию.
11) Правила призыва на службу, производства в чины, обучения и проч. должны быть установлены особыми законодательными актами.
Как видно из изложенного выше, проект генерала Персена является воплощением идеи вооруженного народа, причем он совершенно не считает нужным даже самое существование каких бы то ни было, постоянных, войсковых частей, хотя бы для прикрытия мобилизации. По его представлению последнее может быть достигнуто следующим образом:
Для обеспечения границы предназначаются все люди, в возрасте от 21 года до 48 лет, живущие вблизи тех пунктов, которые должны быть заняты немедленно с объявлением войны.
Пункты эти должны быть укреплены заранее т. е. еще в мирное время, вблизи них должны быть устроены склады оружия, огнестрельных припасов и продовольствия, а в тылу проложена сеть путей настолько густая, чтобы как мобилизация так и сосредоточение могли быть закончены в течение нескольких часов.
В мирное время люди, живущие близ границы должны ежегодно призываться в учебные сборы, а в военное время из них формируются специальные части, остающиеся на указанных местах до окончания сосредоточения всей армии, после чего они отводятся в тыл, где расформировываются и, числящиеся в них назначаются в резерв действующей или территориальной армий, в зависимости от того возрастного класса к которому они принадлежат.
Таким образом сам автор проекта, ярый защитник милиционных армий, оказывается вынужденным как бы признать слабые стороны этого вида вооруженных сил в начале войны и, чтобы хотя отчасти парализовать эти слабые стороны он ставит все пограничное население в исключительные условия, превращая всю пограничную полосу и нечто похожее на военные поселения и значительно усугубляя для нее тягость воинской повинности.
В общем, не отрицая возможность осуществления основных идей, положенных в основу проекта французского генерала думается, что при практическом применении он будет нуждаться в весьма существенных поправках.
Если даже Северо-Американские Соединенные Штаты, поставленные самою природою в исключительные условия, не могут обойтись без, хотя бы небольшой, постоянной армии то тем более это окажется невозможным для таких государств, границы которых могут считаться более или менее подверженными вторжению соседей.
Для таких государств переход к милиционным армиям, в чистом виде, нужно считать вряд ли возможным.
Еще по теме:
Как нам организовать армию? (июль 1917 г.)
Армия будущего. Взгляд из 1917 г.
Армия будущего. Взгляд из 1917 г. - окончание
|