Продолжение. Начало материала здесь.
Через неделю после перехода Мазепы на сторону шведов Батурин был взят штурмом отрядом под командованием князя А.Д.Меншикова. В крепости находился гарнизон во главе с полковником Чечелом. Охрана Батурина была также поручена генеральному гарматному есаулу Фридриху Кенигсеку, немцу из Пруссии. Военный гарнизон, который сначала состоял из двух сердюцких полков, пушкарей, батуринской сотни и других подраздений, 1 ноября включал до 8000 военных. Ядро его составляли компанейцы и сердюки – гетманская гвардия, которая в мирные дни выполняла полицейско-охранные функции и защищала границы, готовая первой дать отпор агрессору. Она набиралась за плату. Это были в основном те, кого в Гетманщине называли поляками. так как перед наймом они жили в Польше. Некоторые утверждают, что это были украинцы жители правобережной Украины, переселившиеся в Польшу.
В 1696 году, киевский воевода кн. Барятинский получил от стародубского жителя Суслова письмо, в котором тот пишет: "Начальные люди теперь в войске малороссийском все поляки. При Обидовском, племяннике Мазепы, нет ни одного слуги казака. У казаков жалоба великая на гетманов, полковников и сотников, что для искоренения старых казаков, прежние вольности их все отняли, обратили их себе в подданство, земли все по себе разобрали. Из которого села прежде на службу выходило казаков по полтораста, теперь выходит только человек по пяти или по шести. Гетман держит у себя в милости и призрении только полки охотницкие, компанейские и сердюцкие, надеясь на их верность и в этих полках нет ни одного человека природного казака, все поляки...
С. М. Соловьев – "Исторiя Россiи"
Свидетельством того, что Мазепа не очень доверял своему народу, являются его слова, сказанные в 1700 году, стольнику Лутавину, посланнику Петра I: "Казаки говорят, что гетман ездил в Москву и получил кавалерство, а об них и об нуждах их великому государю не доносит и не бьет челом... Я и сам их боюсь... прошу стрельцов прибавить и сделать тысячный полк для моего оберегания..." (Соловьев, История...).
Да и народ не очень его жаловал:
Это слова Н.И. Костомарова Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
"Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями."
Но и сердюки не спасли Батурин. На предложение открыть ворота Чечел ответил отказом, пытаясь затянуть дело переговорами. Меншиков, который с часу на час ожидал подхода шведских войск, не поддался на подобную уловку и велел штурмовать крепость. 2 ноября 1708 г. Батурин пал после 2-х часового обстрела и штурма.
«Доношу вашей милости, что мы сего числа о шти (шести) часах пополуночи здешнюю фортецию с двух сторон штурмовали и по двучасном огню оную взяли» - сообщает Меншиков Петру.
По "Истории Русов", путь царским войскам в крепость через тайную калитку в стене указал прилукский полковник Иван Нос . Только есть в этом по крайней мере 2 неувязки. Первая – полковником Нос стал по указу Петра о пожаловании Носа полковничьим чином уже после Батуринского сражения. Вторая - никаких упоминаний о тайной калитке ни в одном документе нет, а есть награда за верность царю.
В жалованной грамоте Петр I нигде не упоминает том, что Нос сдал русской армии Батурин (за что его по "истории Русов" и надо было награждать). Зато Петр I говорит, что "он, Иван, ... по верности своей противу наших, царского величества ратных великороссийских людей не бился и там ворами и изменниками выбранными бит был, окован и посажен, от генерала нашего, князя Александра Даниловича Меншикова, освобожден ". Выходит, что Носа царь награждает не за сдачу Батурина, а за то что он отказался сражаться с царскими войсками.
Из-за ненадежности деревянных укреплений Меншиков не стал оставлять в Батурине свой гарнизон, а уничтожил резиденцию Мазепы, предав ее огню. Из Батурина было вывезено около 70 орудий. Падение этой крепости стало тяжелым ударом для Карла XII и Мазепы. Шведская армия лишилась хранившихся в Батурине огромных запасов продовольствия и боеприпасов, в которых испытывала серьезный недостаток. Быстрые и решительные действия Меншикова по овладению Батурином оказали деморализующее воздействие на гетмана и его сторонников.
Что касается Мазепы, то он в один миг потерял все. 20 лет, жонглируя над пропастью между врагами, завистниками, бунтовщиками и доносчиками, он держал в своих руках гетманскую булаву. На его счету десятки военных походов и побед. Он был обладателем титулов и несметного богатства. Казаки за ним не пошли.
Мазепа умер 22 августа 1709 года в селе Варница близ Бендер. Ходили слухи, что старик отравил себя ядом, чтобы не быть выданным Петру I. Мазепу похоронили в монастыре Св. Георгия в румынском городке Галаце. Позднее поверх гроба Мазепы захоронили какого-то молдавского боярина. По шведским же источникам, останки Мазепы вскоре перезахоронили в Яссах.
С тех пор многие писатели, историки, политики и публицисты давали оценки Мазепе.
Н.Костомаров, посвятивший Мазепе под конец своей жизни обширную монографию, вот какими словами описывает Мазепу:
'Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представителем никакой национальной идеи. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приемам жизни, он перешел в Малороссию и тем сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями. Самое верное определение этой личности будет сказать, что это была воплощенная ложь. Он лгал перед всеми, всех обманывал - и поляков, и малороссиян, и царя, и Карла, всем готов был делать зло, как только представлялась ему возможность получить себе выгоду или вывернуться из опасности нами против старого режима, в действительности шли дальше, и вели борьбу против России'.
Пушкин в предисловие к первому изданию «Полтавы» пишет:
«Мазепа есть одно из самых замечательных лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества».
А вот украинский ученый, просветитель, культурный деятель Феофан Прокопович о Мазепе:
«(Никто) не радуется крови братней, елико неповинне пролияся, но да вопие она на виновника своего Каина, да обратится болезнь твоя на главу твою, бессовестный предателю!.. Ты, ты, Иудо злочестивый, в первоначальном малороссийском граде не (ино) странным, но домашним нашим устроил... место погребения».
Н.И. Ключевский:
«Малорусский народ решительно не пристал к замыслу гетмана и нимало не сочувствовал ему. За Мазепой перешли к неприятелям только старшины, но и из тех многие бежали от него, лишь узнали, что надежда на шведского короля плоха».
Народ не поддержал изменника, и, помня об этом, Петр даже издал 11 марта 1710 г. особый манифест, запрещавший называть «верных подданных малороссийского народа» изменниками из-за Мазепы.
На этом завершается история незадачливого политического деятеля Ивана Мазепы. Потрясенный коварством изменника, Петр повелевает провести символическую церемонию разжалования и казни гетмана: повешенье чучела, с которого предварительно была снята орденская лента Андрея Первозванного. Впоследствии Петр распорядился изготовить специально в честь Мазепы орден Иуды. По приказу Петра Меньшиков отправил в Москву предписание: «По получении сего сделайте тотчас манету серебреную в 10 фунтов, а на ней велите вырезать Июду на осине повесившегося и внизу тридесят серебреников лежащих и при них мешечек, а назади надпись против сего: «Треклятый сын погибельный Июда еже за сребролюбие давится». И к той манете, зделав цепь в два фунта, пришлите к нам на нарочной почте немедленно».
Сия «манета» весом в 5 кг и была «Орденом Иуды», специально учрежденным Петром для изменника Мазепы.
Но самым страшным наказанием для гетмана-предателя стало не светское ниспровержение, а отлучение от Церкви и вечное проклятие. Анафема была возложена на Мазепу за нарушение клятвы на кресте и Евангелии, данной царю. Кроме того, изменнику вменялся в вину допуск на украинские земли шведов-лютеран, осквернивших православные храмы, и измена православному государю и православному государству.
12 ноября 1708 в Свято-Троицком храме украинского Глухова в присутствии императора Петра I, царских сановников и высших чинов гетманской администрации после Божественной Литургии и молебна духовной властью Православной Церкви в лице митрополита Киевского Иосафа (Кроковского), а также Переяславского и Черниговского архиереев, бывшему гетману Левобережной Украины была провозглашена анафема и вечное проклятие как злодею и клятвопреступнику.
В то же самое время анафема ему была провозглашена и в московском Свято-Успенском соборе, где в своей проповеди местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский Стефан (Яворский) сказал следующее:
"Нам, собранным во имя Господа Бога Иисуса Христа и святых апостолов, дано от самого Бога вязати и решити, и еще что свяжем на земли, будет связано и на небеси! Изменник Мазепа за клятвопреступление и за измену Великому Государю, анафема!" Вслед за ним присутствующие архиереи провозгласили: "Анафема, анафема, анафема. Буди проклят!"
Этот акт церковного отрешения стал заключительным аккордом бурной и богатой событиями жизни великого авантюриста.
«Яко пёс поганый, сын погибели за свою измену и отступничество от благочестивой Державы, предательство Христа Господня и поднесение рук разбойнических и брани на своего благодетеля и Государя, со всеми своими единомышленниками изменниками, да будет проклят. Анафема!»
Из текста анафемы гетману Мазепе.
Сейчас идут споры о том, правомерно ли было вынесение Мазепе анафемы. Говорят, что это был политический, а не церковный акт. Есть много публикаций как с одной, так и с другой сторон.
Впрочем, это дело церкви. Ей решать. Фактом остается то, что анафема была провозглашена и действует до сих пор.
Что же было в Батурине в действительности? Все источники сходятся в том, что разорение было, крепость сгорела, город был разорён и разграблен, многие защитники убиты. Никто не берётся отрицать наличие жертв среди мирного населения. Вопрос в их масштабах. Точных данных нет, но, по некоторым сведениям, уцелевшие жители Батурина в немалом количестве после боёв, пожаров и грабежей в страхе разбежались или были изгнаны из города.
8 декабря 1708 года новый гетман Иван Скоропадский
издал универсал, где признавал, что при штурме замка было убито значительное количество находившихся в нём, но добавлял:
«Однако же, що о жёнах и детях, о гвалтованю панен и о ином, що написано во изменничьем универсале, то самая есть неправда… Не тылко тые не имеючие в руках оружия, але большая часть з сердюков и з городовых войсковых людей, в Батурине бывших, на потом пощажены и свободно в домы, по Указу Царского Пресветлого Величества, от князя, Его Милости, Меншикова, отпущены».
22 декабря 1708 года гетман подписал ещё один универсал на имя батуринского атамана, в котором местным жителям было разрешено снова селиться в районе Батурина, где по описи 1726 года насчитывалось около пятисот дворов (то есть — было кому селиться, но без разрешения селиться не могли).
Анализируя этот универсал, украинский историк А. Лазаревский в своём «Историческом очерке Батурина», выпущенном в конце XIX века, по этому поводу написал: «Город был сожжен и разорен, а жители его разбежались».
5 или 6 тысяч польских наемников – вот достоверно подтвержденные жертвы батуринского штурма, которые, собственно, никогда и никем не отрицались.
Разгром Батурина упоминается во многих источниках: и в русских летописях (Новгородской, Черниговской, Лизогубской), и в сообщениях зарубежных послов и дипломатов. О нём остались воспоминания отдельных участников похода Карла XII. Но все эти источники отличает одна общая черта: отсутствие деталей, подробностей. Вся информация, как правило, укладывается в несколько строк. Причём, непосредственные участники войны в основном пишут о разрушениях. О множестве трупов пишут те, кто там не был.
Среди источников можно выделить также оперативную переписку Петра I и руководителей русской армии. Но там, где в ней упоминается Батурин, речь лишь идёт об уничтожении крепости, но не о массовых убийствах людей.
Где же украинские историки берут недостающие детали? Ответ прост: из известного исторического памфлета конца XVIII века под названием «История Русов», переведённого на украинский язык и ставшего своеобразным катехизисом украинского патриота-националиста. В нём-то мы и найдём все недостающие для повествования детали и про героизм защитников, и про предательство, и про зверские казни.
Вот отсюда и появляются упоминания то о 15, то о 21, то о 30 тысячах жертв Батурина. Причем, даже один из распространителей этих «данных» бывший президент Ющенко путается в этих цифрах. Он еще до президентских выборов говорил о 21 тысяче убитых («мы живем в стране, где 21 тысяча погибших никого не удивляет. Аморально, что до сих пор нет ни одного памятника невинно убиенным»), а позже - уже о 15 тысячах («15 тыс. украинцев положили там! Так мы их уважаем или нет?»).
К сожалению, полной и подробной информации о том, сколько всего было в Батурине людей, архивы и летописи не дают.
Особые надежды у сторонников «батуринской резни» возлагались на археологию. Финансирование раскопок производилось «Фондом Украинских исследований» при Гарвардском университете США и канадскими спонсорскими организациями «Прометей», «Будущее» и «Помощь Украине».
Но и она подвела. Искали 15-20 тысяч убитых. В результате многолетних раскопок на месте разрушенной крепости удалось обнаружить всего около ста «захоронений». Некоторые их них походили на то, что так трепетно ожидалось («погребение ребенка без гроба», «череп подростка в сгоревшем жилище», «останки женщины 20—30 лет с расколотым саблей черепом», «череп с пулевым отверстием в затылке подростка 9—12 лет, несколько десятков засыпанных пеплом скелетиков детей 1—5 лет»), но выдать их за результат «геноцида в Батурине» никак не получается.
Из прочитанных мною материалов наиболее взвешенным, опирающимся на различные источники с их анализом, как мне кажется, наибольшего внимания заслуживает БАТУРИНСКАЯ РЕЗНЯ http://galiciantales.narod.ru/baturin.htm
Всем, интересующимся этой темой, очень советую его внимательно прочитать.
Малороссы, сохранили верность российскому царю, перейдя на сторону русской армии, и сражались со шведскими оккупантами всеми средствами. Пётр I видел в народе Украины союзника.
Об этом говорят и его действия: по приказу царя жители Украины были освобождены от незаконных налогов и поборов гетмана, а при вступлении на Украину за чинимые «черкасам» обиды, если таковые будут, государь угрожал своим офицерам и солдатам смертью. К тому же известно, что многие из «изменников», кто ушёл к шведам с Мазепой, а потом вернулся обратно, не только не были казнены, но сохранили и свои должности, и поместья. В том числе такие известные полковники, как Д. Апостол, П. Полуботок и И. Галаган.
22 февраля 1750 г. гетманом Украины избирают К. Разумовского.
Во времена гетманства К. Разумовского Батурин снова, но уже в последний раз - резиденция украинских гетманов.
10 ноября 1764 императрица своим указом подтвердила ликвидацию гетманского строя в Украине. Императорским манифестом от 10 ноября и сенаторским указом от 17 ноября 1764 К. Разумовского освободили от гетманства.
"ПослЂ увольненія отъ гетманства, Разумовскій одиннадцать лЂтъ оставался въ ПетербургЂ и вернулся въ Малороссію только въ 1776 г. Поселился онъ въ БатуринЂ и, лишь за кратковременными отлучками, прожилъ въ немъ остальную свою жизнь. ЗдЂсь онъ и умеръ въ 1803 году, и похороненъ въ сооруженной имъ же церкви Воскресенія Христова."
Лазаревский А. М. Исторический очерк Батурина.
Возрождение Батурина начинается в 90-х годах XX века. В 1994 г. был создан государственный историко-культурный заповедник "Гетманская столица".
Среди ярких памятников архитектуры гетманской столицы – дом Генерального суда Гетманщины, более известный как дом Кочубея. Это единственное сооружение, уцелевшее и сохранившееся после Батуринской трагедии 1708 года.
В. Кочубей был казнён за донос на гетмана И. Мазепу. 58-летний гетман был влюблён в 16-летнюю дочь Кочубея Матрону, однако отец был категорически против их брака. Кочубей со своим сподвижником И. Искрой пытались свести счёты с Мазепой, сообщив русскому царю Петру I о тайных переговорах гетмана с шведским королём Карлом XII.
Царское правительство выдало доносчиков Мазепе, и они были осуждены. После казни отца Матрона ушла в монастырь. Об этой драматической истории напоминает памятник. В подвалах дома генерального судьи можно увидеть комнаты следствия и пыток с экспозицией пыточных орудий.
В помещении с 1975 г. размещается Историко-краеведческий музей. Сегодня в нем собрано более 15 тыс. экспонатов и предметов музейного значения, большинство из которых найдено в результате 12-летней работы Чернигово-Северской археологической экспедиции.Часть экспозиции посвящена учёному-пчеловоду, изобретателю улея П. Прокоповичу, который жил в Батурине.
Всего в 7 км от города Батурин на Украине в живописных местах находится Николо-Крупицкий женский монастырь.
Основан монастырь в далекие времена явлением иконы святителя Николая.
Свт. Николай есть скорый услышитель и помощник каждому просящему у него. Настоятельница Батуринского Николо-Крупицкого женского монастыря игумения Дорофея свидетельствует: "Перечень исцелений и чудес можно продолжать очень долго, т. к. к настоящему времени уже имеется более двухсот письменных свидетельств от тех людей, которые приходили и прикладывались к чудотворному образу".
На месте явления иконы в лесу стали расселяться люди, которые желали вести благочестивый образ жизни, так и был образован монастырь. Здесь монастырь просуществовал до начала XVII в., а затем был перенесен на нынешнее более просторное место.
В период советской власти монастырь пережил многие события. В 1922 году обитель закрыли, а братию разогнали.
В 1999 году сюда были направлены две монахини из Свято-Успенского Елецкого монастыря Дорофея и Афанасия на восстановление.
30 мая 2000 года восстанавливаемой обители, был возвращен статус монастыря, и он стал называться Батуринский Крупицкий Свято-Николаевский женский монастырь».
В центре Батурина, где некогда был пустырь, выросла крепость - стены и башни из дуба.
Огороженное стеной пространство украшено палатами в стиле украинского барокко.
От креста в память жертв трагедии 1708 года открывается романтический вид на Сейм. На него же смотрит и дворец графа Кирилла Разумовского, последнего гетмана Левобережной Украины.Сейчас это тихое местечко, получившее статус города осенью 2008 г., в котором проживает чуть больше 3 тысяч человек.
Вот, пожалуй, и все, что хотелось рассказать. Я считаю отрадным явлением восстановление памятников старины. Одним красивым местом на земле стало больше.
Печально одно – тот смысл, который был заложен инициатором восстановления, бывшим президентом Ющенко в эту идею. А идея была явно провокационная - рассорить соседей украинцев и русских.
Думаю, что время расставит все по своим местам и никакие ухищрения политиков не смогут внести раздор в ума и сердца соседей, живших бок о бок много-много веков, вместе боровшихся с общими врагами.
Мои фото Батурина, сделанные в июле 2011 года ЗДЕСЬ
При подготовке использованы материалы
http://www.rus.zp.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=702:2010-09-26-07-44-57&catid=36:2010-04-26-04-32-49&Itemid=76
http://www.otechestvo.org.ua/main/200611/1022.htm
http://www.rulex.ru/
http://hlukhiv.com.ua/articles/hetman_capital/istoricheskaya_falshivka.html
http://ru.enc.tfode.com/Взятие_Батурина
http://telegrafua.com/433/history/9100/
http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=1675
http://artofwar.ru/p/posmetnyj_w_a/text_0030.shtml
http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?p=123984&sid=e6e5794c18f96bf99f1c37f0512a8389
http://www.otechestvo.org.ua/main/200710/2637.htm
http://vkvu.org.ua/component/option,com_smf/Itemid,36/topic,18.0/
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1068
http://mazepa.in.ua/articles/article-Mazepa-Nikolay-Reznya-v-Baturine.html
http://www.gazetasriblo.com.ua/istoriya-ukrainyi/getmanska-stoliczya-baturin
http://rusk.ru/st.php?idar=111481
http://fraza.ua/zametki/17.03.08/48764.html
http://www.galiciantales.narod.ru/baturin.htm
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=178&page=1
http://www.day.kiev.ua/192545/
http://parafraz.ukrbb.net/viewtopic.php?f=2&t=31
http://community.livejournal.com/ua_travels/1092014.html
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/MAZEPA.HTM
|