Давно обещал описать свои впечатления от поездки в Батурин, но никак не мог собраться. Видимо, сложность темы отпугивала. Сейчас со времени моего последнего посещения Батурина прошло 1,5 года. Пора выполнить обещанное.
Мне довелось побывать в Батурине трижды. Впервые в средине 50-х годов прошлого века. Тогда вместе с классом я был там на экскурсии. Мы погрузились в Конотопе в кузов грузовика, расселись на деревянных лавках, закрепленных крюками на бортах, и несколько часов добирались до Батурина по тогдашнему бездорожью. Что осталось в памяти от той экскурсии? Небольшое село, развалины дворца графа Разумовского, массивная деревянная дверь, закрывавшая бывшую пыточную камеру. Да еще прекрасный Сейм, где мы купались, и маленькая одноэтажная деревянная школа, в которой мы останавливались. Ну и, конечно, рассказы о тех временах – каким плохим был гетман Мазепа, как он не любил украинцев, как над ними издевался, пытал и убивал их, как предал русского царя, продался шведам и тем погубил многих жителей Батурина, пострадавших от его предательства.
В последующие поездки, а они пришлись уже на 2000-е годы, экскурсовод рассказывала все совсем иначе, акценты сместились на противоположные. Мазепа стал героем, а русские во главе с Меншиковым подлыми врагами, убийцами, не знающими пощады ни к кому, включая ни в чем неповинных младенцев.
Чтобы как-то разобраться в происшедшем, пришлось покопаться в разных источниках, описывающих эти события. Оказалось, что и они толкуют события по-разному, в том духе, который нравится их авторам.
Поэтому, попытаюсь кратко рассказать о том, что удалось почерпнуть о происшедшем в Батурине, сделать какие-то выводы. Хотя сразу же предупреждаю – я не историк (впрочем, скорее рад этому, т.к. нынешние историки выглядят уж слишком неприглядно в изложении ими дел давно минувших дней. И не только событий, связанных с Батурином).
Сначала несколько слов о городе. Сейчас говорят о том, что заселение местности, где располагается Батурин, относится к ХII в., а сам город основан в 1575 г. польским королем Стефаном Баторием как северный форпост запорожских козаков, для защиты северо-восточных границ государства. К сожалению, не могу ничего сказать определенного по этому поводу – не знаю. Остается только верить, но сошлюсь на слова известного историка А.М. Лазаревского:
«Такимъ образомъ Батуринъ могъ возникнуть не раньше нач. XVII в., а между тЂмъ основаніе его обыкновенно приписываютъ Стефану Баторію. Первый выдумалъ эту басню, кажется, Коховскій, соблазненный созвучіемъ между именами короля и гетманской резиденціи. Отъ Коховскаго басня эта перешла и въ нЂкоторыя малорусскія „кронички"».
Все знают, что столица Украины — Киев. Но, на самом деле, таких столиц было 10, в том числе и Батурин.
В результате Переяславской рады (1654), последовавшей за ней русско-польской войны 1654—1667 и Андрусовского перемирия (1667), территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина) отошли к России, а лежащие западнее (правобережная Украина) — к Польше. Киев отходил к России на 2 года (до 1669).
3 марта 1669 г. на раде в Глухове гетманом был избран Д.Многогрешный. Столицу Украины решили перенести в Батурин.
„МногогрЂшный обралъ себЂ гетманское житіе въ БатуринЂ, а по немъ и иншіе гетманы тамъ живутъ", записано в Черниговской летописи .
В Батурине начинается строительство, обновляется укрепления крепости, строятся церкви, начинает строительство помещения генерального суда. Д. Многогрешный за короткий срок построил в Батурине гетманский дворец, устроил почтовую станцию.
Но правление Д. Многогрешного было кратким. В марте 1672 года в результате заговора он был арестован. Закованный в кандалы Д. Многогрешный был тайно вывезен в Конотоп, а затем, по обвинению украинской старшины в измене, через Путивль - в Москву. Демьян Многогрешный был приговорен к смертной казни, которая в последствии была заменена ссылкой в Сибирь. Ссыльного Демьяна предписано было отправить в Тобольск, а оттуда разослать в Селенгинский острог.
После ссылки в Сибирь Д. Многогрешного на казацкой раде в Казачьей Дубраве (возле Конотопа) 16 июня 1672 году гетманом Левобережной Украине выбирают Ивана Самойловича.
Пятнадцать лет властвует И. Самойлович на Левобережье. Новоизбранный гетман завершает несколько дел, начатых Д. Многогрешным в Батурине - достраивает дом Генерального суда, развивает Батуринский Николо-Крупицкий монастырь, расширяет услуги почтовой станции.
Вместе со своими козаками И. Самойлович участвует в многочисленных битвах и походах против врагов Украины и России. Однако, неудачный военный поход фаворита царицы Софьи В. Голицына на крымских татар, в котором принимал участие и украинский гетман, обернулся для последнего трагедией. Просчеты и поражение похода легли бременем на плечи И. Самойловича. Старшина, руководимая Мазепой, послала в Москву донос с обвинением гетмана в измене. Его вместе с младшим сыном Яковом осенью 1687 было перевезено "за крепкими караулами" до Орла, а затем в Нижний Новгород. По наветам Мазепы его сыну отрубили голову, а самого Самойловича в 1688 г. вместе с семейством отправляют в Сибирь с конфискацией имущества, половину которого присвоил себе Мазепа.
25 июля 1687 на берегу реки Коломак состоялась казацкая Рада, где гетманом избрали Ивана Мазепу.
Решающая роль при этом принадлежала В.В. Голицину, который стал покровителем Мазепы. Поговаривали, что это стоило Мазепе то ли 10, то ли 11 тыс. червонцев.
Мазепа в последующем «отблагодарил» своего благодетеля - сфабриковал донос на Голицына, а заодно для укрепления своего положения не только на родных и близких поверженного Самойловича, но и на соучастников заговора против него.
"В нравственных правилах Ивана Степановича, смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей, прежде благодательной для него, силы"- писал о нем историк Н.Костомаров. Так Мазепа снискал полное доверие Петра, а Голицын был сослан в Архангельский край.
Петр I безоговорочно и непоколебимо отвергал любые обвинения, доносы и доклады, направленные против Мазепы, а их было немало, выдавал и казнил всех его оппонентов, а гетман безотказно снабжал царя войсками для всех военных кампаний, столь многочисленных в царствование Петра I. Это факт почти 20-летней верной службы и близких доверительных отношений, которые существовали между гетманом и царем с 1689 по 1708 г.
В 1700 г. Началась Северная война.
Начало войны характеризуется непрерывной чередой шведских побед. В последующие годы победы и поражения стали чередоваться.. В течение 1707 г. шведская армия находилась в Саксонии. За это время Карлу XII удалось восполнить потери и существенно укрепить свои войска. В начале 1708 шведы двинулись в направлении Смоленска. Принято считать, что первоначально они планировали основной удар в направлении Москвы.
Россия в результате отказа от продолжения борьбы со шведами Дании и Польши осталась один на один с грозным врагом. Положение России казалось молодому царю настолько тяжелым, что он подписывался: «Печали исполненный Петр».
Гетман Мазепа много лет играл роль «верного подданного» царя, но на самом деле все было совсем не так. Первые попытки уйти от русского царя появились в конце 1689 г., когда Мазепа в тайном письме польскому королю предлагал ему свое подданство и переход всего Левобережья под власть короны.
"В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше."
Польша и Швеция все настойчивее склоняли Мазепу на свою сторону. Гетман считал, что Россия скоро падет, начнется «передел собственности».
Мазепа давно видел соперника в царском любимце князе Александре Даниловиче Меншикове
4 июля 1706 года состоялся очередной военный совет в Киеве. Петр приказал Ивану Мазепе быть под началом Александра Меньшикова. Такой поворот событий Мазепа воспринял как личное оскорбление и жаловался своим старшинам: "Не жалостно было если бы меня отдали под команду Шереметева или иного какого-нибудь великоименитого и от предков заслуженного человека!". Но кроме сословных различий между ним и Меньшиковым, к которым Мазепа относился весьма придирчиво, Мазепа понимает, что Меньшиков это наиболее опасный из окружения Петра.
А тут еще пришла очередная шифровка от графини Дольской, в которой она сообщала, что Меншиков «яму под ним роет и хочет, отставя его, сам в Украйне быть гетманом». Большего удара для Мазепы и выдумать было нельзя. Гетман решился.
В окончательном виде договор Мазепы с Карлом XII и Станиславом Лещинским был таков: гетман просил шведского короля вступить на Украину и освободить ее от московской тирании; обязывался подготовить для шведов зимние квартиры в нескольких укрепленных городах; передать шведскому войску огромные запасы провианта и пороха для пушек, а также богатую артиллерию, обещал привести под его знамена 20 000 козаков, а кроме того, склонить к союзу со шведами донских казаков и калмыцкого хана Аюку.
Был заключен отдельный, секретный договор со Станиславом Лещинским. Мазепа отдавал всю гетманскую Украину с Северщиной, Киевшиной, Черниговщиной и Смоленщиной под власть Речи Посполитой (союз Польши и Литвы); Мазепе за это было обещаны во владение воеводства Полоцкое и Витебское и княжеский титул (то есть по европейским меркам он становился герцогом, подобно Курляндскому и другим). Разумеется, содержание этого «секретного протокола» Мазепа не сообщил своим сторонникам. Он прекрасно знал, что украинцы по своей воле не пойдут под власть поляков. Наоборот, Мазепа убеждал заговорщиков, что хочет вернуть Украине «вольности, от которой москали оставили только тень».
Чем ближе к развязке, тем больший страх переживал Мазепа. Для русских он уже давно прикидывался больным, а теперь, заключив предательский договор, стал уверять, что чуть ли не при смерти. На совещание к Меншикову вместо себя отправил племянника Войнаровского. 23 октября 1708 года Войнаровский тайком вернулся и сообщил Мазепе, что Меншиков сам назавтра будет здесь. Мазепа так боялся разоблачения, что у него попросту сдали нервы. Он поспешил в Батурин. Там, прихватив часть казны, наскоро организовал оборону и бежал дальше. Только здесь они узнали, что гетман ведет их не против шведов, а против русских. Мазепа обратился к своему отряду с речью. Козаки выслушали речь гетмана молча. В тот же день Мазепа был уже в расположении шведских войск. Измена свершилась. Через три дня Мазепа привел свой отряд к присяге. По разным сведениям, под его началом оставалось от нескольких сот до полутора тысяч из 5000 первоначально шедших с ним козаков.
Петр узнал об измене Мазепы от Меншикова и был поражен происшедшим. "Письмо ваше о нечаянном никогда злом случае измены гетманской мы получили с великим удивлением".
Продолжение материала здесь
Мои фото Батурина, сделанные в июле 2011 года, ЗДЕСЬ
|