По материалам периодической печати за май 1917 год.
Богатства монастырей - свободной России
В поисках средств для продолжения войны и восстановления разрушенного народного хозяйства новая власть употребляет героические усилия.
Навстречу власти идет народ и верхний его слой—«общество». Одни— словом, другие—делом помогают власти добыть средства для достижения намеченных ею целей.
Подписка на «Заем свободы» объявлена делом всенародным. Наиболее заскорузлый слой русского общества— купечество щедро раскошеливается. Московское купечество явило в этом отношении патетический пример, постановив подписаться на «Заем свободы» в сумме 25% основного капитала всех предприятий. Это даст от 250 до 300 мил. рублей.
Один только общественный слой пребывает глухим и немым к призыву родины. Слой этот —русское черное духовенство, монашествующая братия.
Может быть, смиренные отцы, по евангельскому завету, наги и сиры? Может быть, им нечего дать, кроме своих душеспасительных молитв, истекающей кровью родине?
Как бы не так! Смиренные отцы давно уже порвали с евангельскими заветами и на знамени своем начертали: «стяжание»— Они поклоняются «златому тельцу» еще с большим усердием, чем грешные миряне.
И молитвы их, обращенные к этому божку, дают более видимые результаты, чем их молитвы, обращенные к престолу Всевышнего. Монашествующая братия богатеет с каждым годом, и в настоящее время монастырям и монахам принадлежат огромные, прямо несметные богатства.
Сколько монастырей и монашествующих
Монастырей вместе с архиерейскими домами сейчас в Россия около 900.
Всех монашествующих 15 лет тому назад насчитывалось около 60 тысяч человек. Сколько их сейчас —сказать трудно,- но, надо полагать, что число их не уменьшилось, а сильно увеличилось.
В этом отношении следует напомнить о той исключительной любви, которую питал Александр III, к монахам и монастырям. При вступлении его на престол было 26 тысяч монашествующих, к концу же его царствования число их увеличилось до 45 тысяч, т.е. почти вдвое. За первое десятилетие его царствования возникло 160 новых монастырей. Это десятилетие по быстрому росту числа монастырей— единственное на всем протяжении нашей церковной истории.
Многие пороки Александра III, в том числе и алкоголизм, унаследованы его сыном, ныне низложенных Николаем II. Полностью унаследован им и порок ханжества. При нем так же, как и при его отце, процветали и множились монастыри.
Не будет, следовательно, большим преувеличением, если допустить, что число монашествующих в настоящее время достигает круглой цифры в 100,000 человек.
Землевладение
По закону монастырям отводится земля в количестве 100—150 десятин и более, в зависимости от местных условий, а также лучшие угодья, мельницы и рыбные ловли.
Большинство монастырей имеет, однако, больше земли, чем определено в законе. По 50 десятин имеют только 36 монастырей. От 50 до 100 дес. имеют 57 монастырей. Это—монастыри бедные.
Далее идут монастыри зажиточные, имеющие от 100 до 500 дес. земли каждый. Таких монастырей 368.
Остальные монастыри очень богаты землей и имеют от 500 до 1,000 дес. (94 монастыря), от 1,000 до 3000 дес. (59 мон.), от 3,000 до 5,000 дес. (12 мон.) от 5,000 до 10,000 дес. (7 мон.) и более 10,000 дес. (6 мон.)
Из шести монастырей, имеющих более 10,000 дес. земли каждый, Соловецкий монастырь имет 66000 дес., Кожеозерский 25,000 дес., Троицко-Зеленецкий 19,000 дес., Саровская пустынь—26.000 дес., Успенская Могилевская пустынь—20,000 дес. и Григорьево-Бизюков монастырь—26,000 дес.
По данным 1905 г., монастыри в Европейской России владели в 50 губерниях 739,777 десятинами земли. Таким образом, на каждаго монаха и монахиню приходилось около 40 дес.
Домовладение монастырей
Кроме земельных имуществ, монастыри владеют в городах всякого рода недвижимостью—жилыми домами, гостиницами, меблированными комнатами, лавками, лабазами, постоялыми дворами, огородами и участками незастроенной земли.
По приблизительным подсчетам, монастырям в одной Москве принадлежат 146 доходных домов и 32 подворья, в которых помещаются гостиницы, постоялые дворы, меблированные комнаты и торговые склады. Помимо того, у монастырей есть еще немало мест под огородами, которые также приносят порядочный доход. Троице-Сергиевой лавре принадлежат громадные пространства около Бутырской заставы; пространства эти постепенно застраиваются и приносят огромнейший доход.
Дома, лавки и подворья, принадлежащие монастырям, большей частью находятся в самых бойких и дорогих кварталах, напр. около Ильинки, где самый центр торговли. О доходах со всех этих сотен владений можно только догадываться.
В Петрограде одной Александро-Невской лавре принадлежит более 30 домов, где отдаются квартиры. Дома эти занимают иногда целые кварталы, так напр., дома на Невском проспекте. Общеизвестны также знаменитые лабазы Александро-Невской лавры, которых более 40 и в которых находятся склады хлеба, муки, овса, ржи, пшеницы и всяких хлебных продуктов для всего Петрограда.
В Киеве монастырские дома находятся в самой лучшей части города, занимая целыя площади и улицы. Многие из этих домов заняты различными учреждениями, гостиницами и учебными заведениями, и поэтому можно легко судить об их величине и о доходах, приносимых ими.
Капиталы и доходы
Точно предчувствуя, что земли и недвижимость могут быть рано или поздно отняты, монастыри хранят значительную часть своих "сбережений" в наличных деньгах и процентных бумагах.
Один ученый исследователь, желавший в точности выяснить состояние монастырей (Ростиславов), по разным источникам доискался некоторых данных, но далеко не о всех монастырях и капиталах. По его изысканиям, у 167 монастырей в 70-х годах. т.-е. полвека тому назад, было одних только вечных вкладов не менее 7 милл. руб. И это были далеко не самые богатые монастыри.
Сколько же теперь капиталов у всех монастырей? Надо полагать, что они теперь достигают десятичной цифры.
Доходы мовастырские чрезвычайно разнообразны. Есть доходы от эксплуатации чудотворных икон (напр., Иверской в Москве), свечной доход, доход от служения молебнов местным святым (напр., св. Сергию в Троицкой лавре), доходы: кошельковый, кружечный, просфорный, от продажи деревянного масла, от часовен, крестных ходов, от киотов, сборных книжек, от поминания умерших, от кладбищ и погребения.
Особенно велики доходы монастырей от последних двух «статей». За место для погребения на некоторых монастырских кладбищах, считающихся особенно «аристократическими», плата доходит до нескольких тысяч рублей. За вечное поминание также взимаются большие суммы. Когда-то даже печатались таксы за поминовение, но потом это было запрещено.
О величине монастырских доходов можно судить по тем крупным суммам, которые хранятся на руках у отдельных монахов и монахинь и нередко являются причиной кровавых преступлений. Из случаев ограблений монахов в их кельях видно, что у них бывают суммы в десятки тысяч рублей.
Помножив эти суммы на число монашествующих, мы получим миллиарды.
Все эти богатства и доходы, накопленные из пота и крови народной, не приносят стране решительно никакой пользы.
Даже от обложения в пользу государства они ускользают.
Отзывчивости же со стороны монастырей к страданиям родины ожидать не приходится. За все время настоящей войны монастыри и монахи ни одним звуком не откликнулись на призывы к посильному участию в общенародной тяготе. Спрятавшись за своими оградами, смиренные отцы, по выражению пушкинского Варлаама, и в ус себе не дуют. Сейчас, чуя свой близкий конец, они, может быть, изощряются в контрреволюционных хитросплетениях и куют оковы против молодой русской свободы.
Да не будет же этого! Черные миллионеры должны быть извлечены из своих черных гнезд. В момент наивысшего напряжения всех народных сил нельзя потворствовать вредной невежественной традиции и оставлять втуне богатый источник человеческой силы и материальных средств.
Что дано народом, то может быть им отобрано. Народ одним могучим усилием только что разрушил более крепкую твердыню, романовское самодержавие. Неужели же он остановится перед мрачным призраком, не пользующимся ни любовью ни уважением?
— Монахов на фронт, а их имущества на нужды обороны!
Это требование предъявляется и поддерживается всеми истинными сынами отечества.
«Р. У.»
Р. S. Приведенные материалы опровергают сложившееся и упорно продвигаемое определенными кругами мнение, что это большевики начали антирелигиозную пропаганду, организовали и провели реквизицию церковного и монастырского имущества. На самом деле начало этому было положено задолго до прихода к власти большевиков. Свидетельством этого и служат приведенные выдержки из периодической печати за май 1917 г., в частности из кадетской газеты "Раннее Утро".
Еще по теме:
Революция и церковь (1917 год)
Революция. Вернуть богатства монастырей свободной России (май 1917 г.)
|